Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды по законодательству субъектов Российской Федерации -2



 

Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды по законодательству субъектов Российской Федерации -2

в разделе: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛ Просмотров: 1 662
Второй аспект проблемы регионального нормотворчества в части создания особо охра-няемых природных территорий местного значения связан с установлением порядка создания лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В большинстве субъектов Российской Фе-дерации законодатель не смог преодолеть противоречия между федеральными законами, и ограничился воспроизведением соответствующих коллизионных федеральных норм.
В ряде других случаев, законодатель не проводит отличий между созданием любой особо охраняемой природной территории местного значения и лечебно-оздоровительной местностью и курортом местного значения. Однако такую разницу, на наш взгляд, следует проводить, поскольку не допустимо полное игнорирование норм федеральных законов, даже внутренне противоречивых.
Представляется целесообразным предложить региональному законодателю следующее решение рассматриваемой проблемы. В закон субъекта Российской Федерации «О лечебно-оздоровительных местностях и курортах субъекта Российской Федерации» необходимо включить две статьи следующего содержания:
«1. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом мест-ного значения в следующем порядке:
а) органы местного самоуправления направляют соответствующее представление в ор-ган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с обоснованием придания тер-ритории статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения.
б) в случае положительного решения органа исполнительной власти субъекта Россий-ской Федерации о создании особо охраняемой природной территории местного значения, органы местного самоуправления передают необходимые материалы на государственную экологическую экспертизу.
в) в случае положительного заключения государственной экологической экспертизы, органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты о придании территории статуса лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения.
г) сведения о создании лечебно-оздоровительной местности или курорта местного зна-чения подлежат включению в государственный земельный кадастр и государственный ка-дастр особо охраняемых природных территорий.
д) с момента государственной регистрации органами юстиции данного решения возни-кает право муниципальной собственности на соответствующие земельные участки.
2. Порядок и особенности функционирования отдельной лечебно-оздоровительной ме-стности или курорта регионального или местного значения определяются положением, ут-верждаемом исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, которое в обязательном порядке должно включать следующие сведения:
- указание на местонахождение и статус территории;
- лечебно-оздоровительная специализация;
- границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны;
- правовое основание и технологическую схему разработки и использования природных лечебных ресурсов;
- организация обслуживания (уровень сервиса) и лечения;
- вопросы развития и застройки лечебно-оздоровительной местности или курорта;
- обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по контролю за эксплуатацией природных лечебных ресурсов и охраной их от за-грязнения».
Кроме того, необходимо закрепление в отдельной статье полномочий органов местного самоуправления в области создания и функционирования лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения следующего содержания:
«К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований субъекта Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:
- внесение исполнительному органу власти субъекта Российской Федерации представ-лений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местно-го значения;
- издание соответствующих нормативных правовых актов о придании территории ста-туса лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения;
- установление налоговых и иных льгот в отношении лечебно-оздоровительных терри-торий местного значения в части отчислений в местный бюджет;
- разработка местных программ развития, сохранения и изучения лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.
- участие в реализации региональных программ изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
- учет природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
- изъятие земельных участков (в том числе путем выкупа) у землепользователей для муниципальных нужд в целях создания лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения;
- осуществление охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделен-ные соответствующими полномочиями (территориальных органов управления курортами);
- внесение исполнительному органу власти субъекта Российской Федерации предложе-ний о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом регионального значения, обоснований по резервированию территорий под указанные цели;
- решение вопросов развития и совершенствования инфраструктуры курортов местного значения;
- участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение мате-риально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зару-бежного опыта в развитии курортов местного значения.
- осуществление других полномочий, отнесенных к их компетенции законодательством субъекта Российской Федерации».
Вторым направлением деятельности органов местного самоуправления в области ох-раны окружающей среды является обеспечение экологических прав граждан в ходе осуще-ствления отдельных видов экологически значимой деятельности. К числу таких видов деятельности следует отнести, например, градостроительную деятельность. Практика пра-вового регулирования участия органов местного самоуправления в данной деятельности по-шла двумя путями. Во-первых, в субъекте Российской Федерации принимаются градострои-тельные кодексы (например, в Алтайском крае, Мурманской области), в которых определя-ются полномочия органов местного самоуправления в решении различных вопросов, связан-ных с градостроительной деятельностью (включая и вопросы охраны окружающей среды). Во-вторых, в субъекте Российской Федерации принимаются отдельные разрозненные право-вые акты, включающие указанные выше положения.
Как правило, градостроительные кодексы субъектов Российской Федерации не уста-навливают экологических полномочий органов местного самоуправления как органа общей компетенции. Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 г. предпо-лагается создание особых органов архитектуры и градостроительства муниципальных об-разований (местных органов архитектуры и градостроительства) (ч. 3 ст. 24). Такие орга-ны образуются по решению органов местного самоуправления и организуют свою работу, как правило, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и положениями, утверждаемыми органами местного самоуправления по согласованию с комитетом администрации субъекта Российской Федерации по архитектуре и градостроительству. Другими словами, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. определяет статус местных органов архитектуры и градостроительства как органов «двойного подчинения». Эту позицию восприняли законы отдельных субъектов Российской Федерации. Экологические полномочия местных органов архитектуры и градостроительства сведены к информированию населения о состоянии среды обитания и намерениях по ее изменению; согласованию размещения зеленых насаждений общего пользования; организации конкурсов на лучший проект по планировке и застройке поселения и отдельных его частей, его архитектурно-художественному оформлению, благоустройству и озеленению территории.
В тех же субъектах Российской Федерации, где аналогичные кодексы не приняты, от-дельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды при осуществлении градостроительной деятельности определены актами органов исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации. Например, в Волгоградской области предусмотрены следующие формы информирования граждан, их объединений и юридических лиц: а) теле- и радиосообщения, публикации в периодической печати; б) организация экспозиций иллюстративных материалов градостроительной документации; в) проведение общественных обсуждений градостроительной документации.
Общественные обсуждения проводятся на радио и телевидении, публикуются на стра-ницах общедоступной многотиражной периодической печати. Для предварительного озна-комления с градостроительной документацией могут устраиваться экспозиции иллюстративных материалов в виде стендов, размещаемых в наиболее посещаемых местах. Стенды с информацией о строящемся объекте устанавливаются в районе строительной площадки. Материалы для информирования готовят заказчики градостроительной документации, соответствующие структурные подразделения администраций муниципальных образований, в частности комитеты, управления и отделы архитектуры и градостроительства. Подготовка материалов для информирования граждан, их объединений и юридических лиц осуществляется за счет заказчика. Формы организации информирования граждан, их объединений и юридических лиц по каждому конкретному объекту градостроительной деятельности определяются главами администраций соответствующих муниципальных образований Волгоградской области.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обязаны рассматри-вать заявления граждан и их объединений, касающиеся вопросов градостроительной дея-тельности, затрагивающей их интересы, и в установленные сроки предоставляют им обосно-ванные ответы. Указанные заявления подлежат соответствующей регистрации. В предусмотренных законодательством случаях, органы местного самоуправления организуют проведение референдумов по вопросам в области градостроительства.
Не менее важным видом деятельности, к участию в осуществлении которого законы субъектов Российской Федерации привлекают органы местного самоуправления, является обращение с отходами производства и потребления. В отдельных законах таких субъектов Российской Федерации решены вопросы с терминологией по рассматриваемому вопросу, дана классификация отходов производства и потребления, установлен порядок обращения с указанными отходами. Например, в Законе Хабаровского края от 28 июля 1999 г. № 146 «Об отходах производства и потребления» перечисляются отходы бытовые, сельскохозяйствен-ные, медицинские и биологические.
В сфере обращения с отходами органы местного самоуправления осуществляют не-сколько взаимосвязанных функций. Во-первых, они разрабатывают, а после положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждают муниципальные программы, проекты, мероприятия и порядок осуществления выбросов, сбросов и обращения отходов производства и потребления. При этом муниципальные органы власти могут принимать участие в разработке и реализации региональных целевых программ, проектов и мероприятий ресурсосбережения, восстановления и охраны окружающей среды и улучшения среды обитания человека, а также обеспечения безопасности выбросов, сбросов и размещения отходов производства и потребления.
Во-вторых, органы местного самоуправления устанавливают порядок и условия обес-печения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов, лесо-парковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон и иных мест при обра-щении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования.
В-третьих, муниципальные органы власти организуют на своей территории инвентаризацию образующихся выбросов, сбросов, временное размещение и движение отходов производства и потребления. Полученные данные по образованию и движению отходов органы местного самоуправления предоставляют для регионального банка данных по отходам производства и потребления. Законами отдельных субъектов Российской Федерации подчеркивается, что органы местного самоуправления организуют на своей территории ведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами, учета и отчетности по всем видам отходов.
В-четвертых, органы местного самоуправления организовывают и обеспечивают диф-ференцированный сбор, порядок временного хранения, транспортирование и передачу отхо-дов производства и потребления специальному предприятию субъекта Российской Федера-ции. Под дифференцированным сбором следует понимать такой порядок сбора отходов, ко-торый предусматривает их разделение на пищевые отходы, металлы, текстиль, макулатуру и т.д.
В-пятых, органы местного самоуправления содействуют внедрению ресурсосберегаю-щих и малоотходных технологий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на своей территории, а также участвуют в работе по реконструкции и созданию новых объектов по переработке, обезвреживанию, уничтожению, размещению отходов.
В-шестых, органы местного самоуправления выделяют земельные участки для разме-щения отходов производства и потребления по согласованию с уполномоченными органами субъекта Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В-седьмых, муниципальные органы осуществляют не только контроль за деятельно-стью всех находящихся на их территории юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами производства и потреб-ления, но и контроль за природопользователями по рекультивации загрязненных отходами земель.
Наконец, в-восьмых, органы местного самоуправления проводят среди населения, с участием средств массовой информации, разъяснительную работу о правовых, экологиче-ских и экономических аспектах проблемы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и обра-щения с отходами производства и потребления.
Законы ряда субъектов Российской Федерации особо подчеркивают, что органы мест-ного самоуправления несут ответственность перед населением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации за обеспечение экологической безопасности при об-ращении с отходами производства и потребления на территориях муниципальных образова-ний.
Указанные выше полномочия муниципальных органов власти, осуществляемые в определенных сферах антропогенной деятельности человека, присутствуют в региональном законодательстве большинства субъектов Российской Федерации. Однако существуют и ряд направлений деятельности органов местного самоуправления в данной сфере, которые не являются типичными для регионального законодательства, и закрепление которых следует рассматривать как исключение. Можно выделить три основных варианта «не типичных» полномочий муниципальных органов при осуществлении охраны окружающей среды в отдельных сферах жизнедеятельности общества.
Во-первых, на органы местного самоуправления законами субъектов Российской Фе-дерации могут возлагаться функции по участию в работе по предупреждению и защите на-селения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этой области на органы местного самоуправления некоторыми законами субъектов Рос-сийской Федерации возлагается, во-первых, осуществление подготовки и содержания в го-товности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях. Во-вторых, органы местного самоуправления должны выполнять определенные информационные функ-ции, как в отношении населения, так и специально уполномоченных государственных орга-нов в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В-третьих, устанавливается обя-занность муниципальных органов участвовать в проведении аварийно-спасательных работ, а также осуществлять иные функции. Однако, на наш взгляд, указанные функции не должны относиться к предметам ведения органов местного самоуправления, поскольку они возложены на специально уполномоченные государственные органы, в первую очередь на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные подразделения. Кроме того, возлагая на органы местного самоуправления отдельные государственные обязанности по оказанию содействия специально уполномоченным органам в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нормативными правовыми актами соответствующего субъекта Российской Федерации должны предусматриваться четкие параметры такого участия с указанием объемов финансирования этой деятельности. Однако на практике далеко не все эти вопросы решены в соответствующих законах субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, законами субъектов Российской Федерации может предусматриваться проведение согласований с органами местного самоуправления при размещении химического оружия. Так, в Брянской области предусмотрено проведение согласования с органами местного самоуправления и Брянской областной Думой по представлению администрации Брянской области порядка проведения и объема работ по хранению, перевозке (включая маршруты перевозки) и уничтожению химического оружия; места размещения объекта по уничтожению химического оружия и полигона по захоронению отходов, образующихся при уничтожении химического оружия, площадей санитарно-защитных зон и зон защитных мероприятий; направления конверсии производства или ликвидации объекта по уничтожению химического оружия на стадии его проектирования.
В-третьих, законы субъектов Российской Федерации могут устанавливать определен-ные полномочия органов местного самоуправления в части безопасного обращения с пес-тицидами и агрохимикатами. К числу таких полномочий следует отнести разработку, при-нятие и реализация муниципальных программ (планов) по обеспечению безопасного обра-щения с пестицидами и агрохимикатами; организацию и проведение оперативных санитар-но-противоэпидемических мероприятий в случае возникновения массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием на организм человека пестицидов и агрохимикатов; отвод земельных участков под строительство складов для хранения пестицидов и агрохимикатов на территории муниципального образования, а также наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Третьим принципиальным направлением охраны окружающей среды, к участию в реализации которого органы местного самоуправления привлекаются законами субъектов Российской Федерации, является обеспечение охраны отдельных видов природных ресурсов. При этом наиболее полно решен вопрос об охране земель. Под охраной земель следует понимать систему правовых, экономических, технологических, организационных и других мероприятий по использованию и охране земель, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению изъятия особо ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.
Непосредственное осуществление данных функций возлагается на собственников, вла-дельцев, пользователей и арендаторов земельных участков. Соответствующие специально уполномоченные государственные органы и их территориальные подразделения осуществ-ляют контроль за проведением мероприятий по охране земель. Однако региональными зако-нами специально могут быть предусмотрены определенные дополнительные правомочия органов местного самоуправления по экономическому стимулированию охраны земель. Реализация данной задачи должна привести к повышению заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности. В соответствии с региональным законодательством, экономическое стимулирование охраны земель включает в себя следующие мероприятия.
Во-первых, выделение и использование средств из местных бюджетов, а также иных источников на землеустройство, восстановление плодородия почв, проведение агротехниче-ских, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий, благоустройство территорий поселений.
Во-вторых, освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сель-скохозяйственного освоения, на период, предусмотренный проектом производства работ, а также занятые противоэрозионными и полезащитными лесонасаждениями.
В-третьих, компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате вре-менной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедст-вий, передачи земель под муниципальные защитные лесные насаждения и иные природо-охранные объекты.
В-четвертых, полная или частичная компенсация собственникам, владельцам, пользо-вателям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат на охрану земель, по-вышение плодородия почв за счет средств местных бюджетов в соответствии с местными программами.
Менее подробно в законодательстве субъектов Российской Федерации проработаны вопросы участия органов местного самоуправления в охране недр, лесов и иных природных ресурсов. Законами субъектов Российской Федерации о недрах и недропользовании правовое регулирование полномочий муниципальных органов власти может определяться несколькими способами. Во-первых, осуществляется полное или частичное дублирование положений Федерального закона от 21 февраля 1992 г. «О недрах». В таких региональных законах подчеркивается функция защиты социально-экономических и экологических интересов населения территории муниципального образования при предоставлении недр в пользование, а также функция контроля за использованием и охраной недр при пользовании участками недр местного значения. В качестве гарантии экологических прав граждан предусматривается возможность приостановления органами местного самоуправления работ на участках недр местного значения в случаях нарушения порядка недропользования, а также введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.
В других субъектах Российской Федерации определяется перечень общераспростра-ненных полезных ископаемых, которые находятся в муниципальной собственности и в от-ношении которых органы местного самоуправления осуществляют функцию их использова-ния и охраны. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования может быть и распределена по конкретным видам общераспространенных полезных ископаемых.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации в статьях, определяющих компе-тенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользо-вания, с одной стороны, определили основные функции органов местного самоуправления. С другой стороны, нормы не определяют достаточно четко орган власти, который занимался бы решением вопросов рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования.
Учитывая, что участки лесного фонда не могут находиться в собственности органов местного самоуправления, а также тот факт, что функция по охране лесов возложена Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. исключительно на государственные органы, законы субъектов Российской Федерации, как правило, не предусматривают каких-либо полномочий органов местного самоуправления в этой сфере (равно как и в сфере охраны животного мира). Из указанного правила существует ряд исключений. Так, согласно ст. 8 закона Тамбовской области от 27 декабря 1995 г. № 45-З «О природных ресурсах Тамбовской области», к числу полномочий муниципальных органов отнесено право принятия решений о передаче в аренду участков лесного фонда.
Законы других субъектов Российской Федерации в ряде случаев идут еще дальше, пре-дусматривая в числе полномочий органов местного самоуправления утверждение лицензий на аренду участков лесного фонда; принятие совместного решения с владельцем лесного фонда о прекращении действия лицензии на аренду участков лесного фонда; регистрация договоров на аренду участков лесного фонда, подписанных владельцами лесного фонда и арендатором и т.д.
На наш взгляд, закрепление таких правомочий за органами местного самоуправления противоречит положениям федерального закона – Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 г. Участки лесного фонда согласно ст. 34 кодекса предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов. Органы местного самоуправления могут лишь участвовать в подготовке такого представления. Более того, орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе в одностороннем порядке делегировать часть своих функций по поводу предоставления участка лесного фонда в аренду, поскольку в данной процедуре принимает участие и специально уполномоченный федеральный орган управления лесным хозяйством. В связи с этим указанные законы субъектов РФ в части полномочий органов местного самоуправления нуждаются в приведении в соответствие с федеральными законами.
Более корректно закрепление региональными законами полномочий муниципальных органов власти в сфере использования и охраны древесно-кустарниковой растительности, не входящей в состав лесного фонда (например, городских лесов). Такие полномочия закреплены в ряде региональных законов. Так, в Краснодарском крае органы местного самоуправления могут создавать специализированные муниципальные предприятия и подразделения для осуществления деятельности в области охраны зеленого фонда; обеспечивают население информацией в области охраны зеленого фонда; ведут учет и оценку состояния зеленого фонда на подведомственной территории; выдают специальные разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников, производят отбор и пометку деревьев и кустарников, составляют ведомость отобранных к вырубке деревьев и кустарников; осуществляют контроль за соблюдением на территории муниципального образования законодательства в области охраны зеленого фонда, а также осуществляют иные функции.
Определенный круг полномочий органов местного самоуправления предусмотрен и в части охраны вод. Например, в Волгоградской области к полномочиям муниципальных ор-ганов относится обеспечение граждан и юридических лиц своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой воды и ее соответствии нормативным требованиям; определение мер по защите и охране источников и систем водоснабжения и контроль за их выполнением; осуществление государственного контроля за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной деятельности в пределах зон санитарной защиты источников водоснабжения и водопроводов.
Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации создало необходи-мую правовую базу для участия органов местного самоуправления в реализации задач по охране окружающей среды, конкретизировав соответствующие полномочия, предусмотренные для этих органов федеральным законодательством. Развитие законодательства субъектов Российской Федерации в части правового регулирования участия муниципальных органов власти в охране окружающей среды в ряде случаев страдает внутренней противоречивостью, что затрудняет реализацию данными органами природоохранных целей и задач. Другим не менее важным обстоятельством является явное или скрытое делегирование субъектами Российской Федерации органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их конкретизации и надлежащего финансирования, что возлагает на эти органы непосильную задачу и ведет к игнорированию органами местного самоуправления решения таких задач.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи