Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
»
 

Профилактическая деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел -1

Просмотров: 2393
Предупреждение преступлений – одна из важнейших задач органов внутренних дел. Уголовно-процессуальный закон возлагает на органы дознания и предваритель-ного следствия обязанность по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст.ст. 21 и 140 УПК РСФСР). Средствами их выявления служат процессуальные действия, а устранения  представления следователя, органа дознания или прокурора в соответствующие предприятия, учреждения, обществен-ные организации о принятии необходимых мер профилактического характера (ст. 211 УПК РСФСР). Таким образом, профилактическая деятельность нашла свое отражение в законе, хотя и неполное, поскольку на практике ее формы и виды значи-тельно многообразнее.
Участие в профилактической деятельности экспертно-криминалисти-ческих подразделений органов внутренних дел, как и других судебно-экспертных учреж-дений, законом прямо не предусмотрено. Тем не менее, возможность участия со-трудников экспертно-криминалистических подразделений в выявлении обстоя-тельств, способствовавших совершению преступления, не исключается. Так, в ст. 191 УПК РСФСР указывается, что в случае установления экспертом в процессе производства экспертизы обстоятельств, в отношении которых ему не были по-ставлены вопросы, но которые имеют значение для дела, эксперт вправе указать на них в своем заключении. Такими обстоятельствами, несомненно, могут быть и условия, способствовавшие совершению преступления.
Вопросы участия сотрудников экспертно-криминалистических подразделений ОВД детализированы в Наставлении. Среди основных функций экспертов указывается выявление условий, способствующих совершению преступлений, а также разработка предложений, направленных на их устранение (п.1.3.9). Кроме того, глава 4 посвящена вопросам участия экспертно-криминалистических подразделений в профилактической работе.
К нормативным основам рассматриваемой деятельности следует отнести и По-ложение о производстве экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел, которым в обязанности эксперта вменяется выявление по материалам экспертиз условий, способствовавших совершению преступлений и административных правонарушений, и представление в установленном порядке предложений по их устранению (п. 2.2.3).
Таким образом, профилактическая деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений имеет нормативную основу в виде уголовно-процессуального закона и подзаконных актов, к которым относятся приказы МВД РФ.
Основными принципами (закономерностями) организации профилактической деятельности ЭКП являются следующие:
плановость;
своевременность;
обеспечение контроля за осуществлением профилактических мероприятий;
налаживание взаимодействия ЭКП со следственными и оперативными службами при осуществлении профилактической деятельности;
целесообразность и приемлемость (с экономической точки зрения и т. п.) профи-лактических рекомендаций и предложений.
Выбор методов организации профилактической деятельности ЭКП зависит от стадии ее осуществления. В процессе планирования профилактической деятельно-сти используются следующие методы:
составление планов (годовых, полугодовых, квартальных и др.), включающих вопросы профилактической деятельности ЭКП;
разработка функциональных обязанностей сотрудников ЭКП с учетом их участия в профилактической деятельности;
разработка программ профилактических мероприятий.
В процессе выполнения мероприятий по организации профилактической дея-тельности используются такие методы:
выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
участие сотрудников ЭКП в качестве специалистов в производстве следственных действий;
справочно-консультационная деятельность сотрудников ЭКП;
участие сотрудников ЭКП в правовой пропаганде (выступления перед населени-ем непосредственно или с использованием средств массовой информации);
проведение теоретических и экспериментальных исследований по проблемам профилактики преступлений;
участие сотрудников ЭКП в профилактических мероприятиях, проводимых правоохранительными органами (прокуратурой, судами), государственными органами и общественными организациями, а также другими подразделениями ОВД;
проведение занятий с должностными лицами соответствующих министерств и ведомств с целью обучения способам распознавания фактов подделки ценных бумаг, документов, вскрытия запирающих устройств, пломб и др.;
внедрение в деятельность ЭКП научных основ взаимодействия со следственны-ми и оперативными службами по профилактике преступлений;
разработка предложений по совершенствованию профилактической деятель-ности;
организация совместных совещаний и занятий сотрудников экспертно-криминалистических, следственных и оперативных подразделений по вопросам про-филактической деятельности;
При осуществлении контроля за профилактической деятельностью ЭКП приме-няются следующие методы:
обобщение и анализ экспертной практики с целью выявления и устранения при-чин и условий, способствовавших совершению преступлений;
анализ профилактической деятельности сотрудников ЭКП по результатам уча-стия в качестве специалистов в следственных действиях;
изучение и обобщение практики применения ЭКМС по заданиям оперативных аппаратов в профилактических целях;
наблюдение за соблюдением сроков и качеством выполнения профилактических мероприятий;
информирование руководителей следственных и оперативных аппаратов о фак-тах неиспользования возможностей профилактической деятельности.
 

 

Профилактическая деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел -2

Просмотров: 2608
В соответствии со ст.ст. 21 и 140 УПК РСФСР, по результатам профилактиче-ской деятельности следователь составляет представление и направляет его в соответствующий орган, организацию или должностному лицу.
В профилактических целях используются и вышеназванные виды профилактиче-ской деятельности сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, осуществляемой в непроцессуальной форме.
Так, особенность консультационной помощи в профилактических целях заклю-чается лишь в предмете этой деятельности и использовании ее результатов. Консуль-тации в этом случае даются по вопросам профилактического характера, и использу-ются они, как правило, следователем в представлениях по материалам расследова-ния.
Иной характер носит организация профилактической деятельности, когда об-стоятельства, способствовавшие совершению преступления, выявлены в результате обобщения и анализа экспертной практики или путем проведения теоретических и экспериментальных исследований, специально проводимых в этих целях подразделениями экспертно-криминалистической службы ОВД. Полученная таким образом информация передается начальнику следственного подразделения, который по этим данным вносит представление в соответствующую инстанцию, правомочную принять необходимые профилактические меры. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 4.6 Наставления все предложения, адресованные в учреждения, предприятия, организации, должны быть подписаны начальником ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ), отдела внутренних дел. Кроме того, предложения, требующие решения в масштабах Российской Федерации, подписываются руководителем экспертно-криминалистического подразделения и направляются в Экспертно-кримина-листический центр МВД России для рассмотрения и подготовки доклада руководству МВД для окончательного решения вопроса о реализации разработанных профилактических мер.
Наиболее эффективной профилактическая деятельность будет при согласован-ном решении руководителей следственного и экспертно-криминалистичес-кого подразделений об обобщении и анализе следственной и экспертной практики по одной и той же группе уголовных дел; результаты такого взаимодействия отличаются полнотой и служат основанием для более глубоких и обоснованных выводов и предложений.
Наставлением предусмотрен и такой вид профилактической деятельности экс-пертно-криминалистических подразделений, как анализ и обобщение практики применения криминалистических средств и методов по заданиям оперативных аппаратов. Особое внимание при этом следует обратить, в частности, на состояние работы с криминалистическими учетами: выявленные недостатки их использования (несвоевременность, неполнота осуществляемых проверок, неправильное формиро-вание и ведение учетов и т. п.) послужат предотвращению повторения ошибок.
По результатам профилактической деятельности, осуществляемой в непроцессу-альной форме, сотрудниками или руководителями ЭКП составляется справка с выво-дами и рекомендациями; к справке могут прилагаться фотоснимки, схемы, чертежи и т. д. Этот документ передается через руководителя ЭКП начальникам соответствую-щих служб – следственных, оперативных аппаратов. Такая справка не имеет доказа-тельственного значения и может использоваться следователем при составлении представления.
Следует упомянуть еще об одной форме профилактической деятельности – уча-стии в правовой пропаганде, основанном на материалах профилактического харак-тера и чаще всего выражающемся в выступлениях перед трудовыми коллективами по месту совершения преступлений, в выступлениях в печати, по радио и телевиде-нию. Такие выступления особенно эффективны, когда не только приводятся выводы следствия, но и демонстрируются возможности науки и техники в раскрытии и предупреждении преступлений.
В последнее время большое значение приобрело участие ЭКП ОВД в профи-лактических мероприятиях, проводимых правоохранительными органами, органа-ми государственного управления, общественными организациями, другими подраз-делениями органов внутренних дел, а также проведение занятий с должностными лицами соответствующих министерств и ведомств с целью обучения способам рас-познавания противоправных фактов (подделка документов, вскрытие запирающих устройств и т. п.).
На наш взгляд, независимо от формы профилактической деятельности, лицо, от-ветственное за проведение соответствующих мероприятий (следователь, оператив-ный работник и др.), обязано проинформировать сотрудника экспертно-криминалистического подразделения (лично или через руководителя ЭКП) о том, как использованы результаты его профилактических рекомендаций, насколько важ-ными и действенными они оказались. Подобная информация психологически поощ-ряет инициативу эксперта. К сожалению, как показывает изучение экспертной и следственной практики, в большинстве случаев следователи не информируют экспертов и специалистов о результатах использования разработанных ими профилактических рекомендаций.
В целом профилактическую деятельность, осуществляемую в процессуальной и непроцессуальной формах, можно представить состоящей из следующих четырех стадий:
выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
разработка и обоснование профилактических предложений;
внедрение разработанных профилактических предложений;
выяснение хода реализации профилактических предложений.
На первой стадии сотрудник криминалистического подразделения выполняет следующие функции:
выступает как специалист при производстве следственных действий;
консультирует следователя при формулировании вопросов, подлежащих разре-шению путем производства экспертизы;
 

 

Учет хищений ценностей из металлических хранилищ (АИС "Сейф")

Просмотров: 2133
Учет используется для раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, рецидивистами и "гастролерами". В настоящее время это единствен-ный из перечисленных централизованных учетов ГИЦ МВД России, имеющий пря-мое отношение к деятельности ЭКП ОВД и заключающийся в непосредственном формировании учетных массивов следовой криминалистической информации, про-ходящей через экспертизы и исследования ЭКП ОВД.
АИС "Сейф" ведется совместно ГИЦ, ГУУР и ЭКЦ МВД России; формами учета являются идентификационные карты на преступление и на лицо (ИК-1 и ИК-2).
Работа осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по применению АИС "Сейф" для борьбы с серийными преступлениями межрегиональ-ного характера, направленными в МВД, ГУВД, УВД письмом МВД СССР от 11.01.91 г. № 1/2760.
 

 

Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей (АБД, АИПС "Вещь")

Просмотров: 2493
Учет концентрирует сведения о похищенных и изъятых номерных вещах, доку-ментах, ценных бумагах общегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями. Формой учета являются идентификационные карты на разыскивае-мую вещь. К заполнению идентификационной карты сотрудники ЭКП могут привлекаться в том случае, если необходимы специальные познания в области технической экспертизы документов (определении подлинности или поддельности), а также данные учетов поддельных денежных знаков и документов, изготовленных полиграфическим способом.
 

 

Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей (АИПС "Антиквариат")

Просмотров: 2408
На основе учета предметов, представляющих историческую, художественную, научную ценность (археологические находки, оригинальные произведения скульпторов, художников, а также декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, старинные книги, рукописи, монеты, марки и т. п.), специалисты ЭКП совместно с розыскными подразделениями могут формировать банки следов и отпечатков подозреваемых лиц и проводить межрегиональные проверки по преступлениям этого вида. Результаты таких проверок важны не только в раскрытии и расследовании преступлений вообще, но и в выявлении преступлений, совершенных одним преступником или группой лиц.
В настоящее время следотеки ЭКП не содержат данных о том, что при соверше-нии преступлений были похищены предметы антиквариата или само преступление относится к этой категории. В связи с этим руководителям ЭКП ОВД совместно с оперативно-розыскными аппаратами следует организовать учет этих преступлений в информационных карточках следотек ЭКП ОВД, где предусмотреть пометку: "Ан-тиквариат". При расследовании таких преступлений специалисты ЭКП ОВД могут принимать участие не только при осмотре места происшествия, но и при фиксации общего вида и особенностей самих предметов, которые после изъятия у задержанных ставятся на учет, а также фотоснимков похищенных предметов для организации ро-зыска.
 

 

Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта (АИПС "Автопоиск")

Просмотров: 3084
Учет используется при регистрации транспортных средств в ГАИ и при проведе-нии розыскных мероприятий по легковому, грузовому автотранспорту, автобусам, прицепам (полуприцепам) отечественного и иностранного производства, а также мотоциклам, мотороллерам и мотоколяскам (ведется в региональных ИЦ). Формами учета являются идентификационные карты на хищение (угон) транспортного средст-ва с занесением основных данных транспортных средств и данных о владельце (юридического или физического лица).
 

 

Учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельного оружия (АИПС "Оружие")

Просмотров: 3149
Обеспечивается учет утерянного, похищенного, выявленного и изъятого из неза-конного владения, найденного и добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия различных видов.
Объектами учета также являются легкое стрелковое оружие, гранатометы, артил-лерийские системы и другое оружие. Формой учета являются идентификационные карты на оружие.
Значение учета в настоящее время неоднократно возросло с ростом организован-ной, групповой преступности. Учет имеет непосредственное значение для ЭКП ОВД в связи с тем, что эксперты обязаны по запросам оперативно-следст-венных аппара-тов проверять оружие (кроме похищенного нетабельного) по массивам пулегильзо-теки в целях раскрытия преступлений, совершенных с его применением. Кроме того, эксперты в необходимых случаях могут привлекаться для составления идентифика-ционных карт, когда это касается информации о зарубежных образцах оружия, а также при наличии особенностей маркировки отечественных моделей оружия, бук-венных или цифровых обозначений, условных знаков или соответствующего количества цифр в обозначениях, знаков маркировки после капитального ремонта оружия и т. п. Нередки случаи заполнения карточек после проведения экспертных исследований оружия с целью восстановления номеров и маркировочных обозначений, измененных в преступных целях или изменившихся в силу естественных причин (повреждение, деформация, коррозия, ржавчина и т. п.); нередки случаи отстрела такого оружия специалистами ЭКП ОВД.
Хотя этот вид учета существует с 1948 г., наиболее актуальной остается проблема качества и полноты проверки оружия по массивам федеральной пулегильзотеки. От-ветственность за направление оружия для проверки по пулегильзотеке несут следст-венно-оперативные подразделения. Однако в настоящее время только незначитель-ная часть оружия, изымаемого при осмотре мест происшествий или у задержанных преступников, попадает для проверки по пулегильзотеке, а оружие из числа добро-вольно выданного, найденного и т. п. – почти совсем не направляется. В этой работе очень важно взаимодействие служб, а также четкий контроль со стороны руково-дства за этим направлением деятельности. Принятие Закона "Об оружии" и ряда дру-гих нормативных документов, в которых предусмотрен комплекс мер повышения эффективности учета, позволяет более планомерно и целенаправленно объединить усилия заинтересованных служб в использовании возможностей Федеральной пуле-гильзотеки МВД России:
 

 

Учет правонарушений и преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства (АИС "Криминал-И Адмпрактика", АИС "Криминал-И Преступление", АИС "Криминал-И ДТП", АИС" Криминал-И Розыск", АИС "Криминал-И Наказание")

Просмотров: 1707
Учет обусловлен необходимостью получения полной и достоверной информации о преступной деятельности в отношении и со стороны иностранных граждан; с его помощью отрабатываются запросы по административным правонарушениям, дорож-но-транспортным происшествиям, по всероссийскому розыску иностранцев; ведется централизованный пофамильный учет осужденных и арестованных иностранных граждан и лиц без гражданства.
Банки этого вида учета в основном используются следственно-оператив-ными аппаратами. Специалисты ЭКП ОВД при необходимости применения специальных познаний могут быть привлечены для оказания содействия и помощи в части дакти-лоскопирования и фотосъемки задержанных иностранных граждан и лиц без граж-данства.


Учет особо опасных преступников (АБД, АИПС "Досье")

В учете сосредоточены сведения о наиболее криминогенной категории преступ-ников: особо опасных рецидивистах, ворах "в законе", авторитетах преступных группировок, преступниках-"гастролерах" и др.
Учет представляет собой информационные карты на лиц с установочными дан-ными, приметами, с указанием места работы и жительства, с описанием особенно-стей преступных действий ("почерк" профессионального преступника, его приметы, способы и обстоятельства совершения преступления). Такая информация может ис-пользоваться при организации поиска преступников, а также при выявлении серий-ных преступлений со сходными признаками поведения преступников.
Специалисты ЭКП могут принимать участие в дактилоскопировании и опознавательной фотосъемке подучетных лиц. Желательно иметь в массиве дактилоскопической картотеки ЭКП ОВД отпечатки пальцев рук лиц, состоящих на учете этого вида. Возможна организация и проведение совместных дактилоскопических межрегиональных проверок именно по этой категории преступлений; желательно укреплять взаимодействие с оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел.


 

 

Учет пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей (АИПС "Опознание")

Просмотров: 4827
Система этого учета позволяет в полуавтоматическом режиме (частично – в ав-томатическом) обрабатывать сведения о данной категории лиц. Система ведется в хронологическом порядке, по времени обнаружения трупов и пропавших без вести или поступления лиц в медицинские учреждения. На учет ставятся граждане как России, так и других государств, а также лица без гражданства.
Деятельность ЭКП по этому виду учетов может заключаться в оказании помощи оперативно-следственным аппаратам в получении розыскной информации о лицах, пропавших без вести. К такой информации могут относиться следы рук или предме-ты со следами, а также волосы и другие объекты биологического происхождения, фотографии и материалы, полученные (изъятые) по месту проживания, работы, уче-бы или лечения пропавшего лица, а также при осмотре или выполнении других следственных действий. Таким образом может быть подготовлена база для последующей идентификации личности.
Специалисты ЭКП ОВД могут оказывать квалифицированную консультативную помощь в составлении опознавательной карты на лицо, пропавшее без вести, и на неопознанные трупы в части, касающейся описания внешности, состояния зубного аппарата, характерных примет, описания одежды, обуви и др. При необходимости использования этих данных специалистами ЭКП проводятся идентификационные исследования.
Сотрудники ЭКП участвуют в дактилоскопировании и опознавательной фото-съемке, а также при описании внешности неопознанных погибших.
 

 

Пофамильный дактилоскопический учет (АИС "Картотека", АДИС)

Просмотров: 3782
В учете содержится информация, представленная двумя массивами:
пофамильная картотека;
дактилоскопическая картотека отпечатков пальцев рук ранее судимых лиц.
Пофамильная картотека включает анкетные (биографические) данные и следую-щие сведения: место и время совершения преступления, судимость, изменение при-говора, место и время отбывания наказания, нахождение в федеральном или местном розыске и др.
Дактилоскопический учет представлен во всех уровнях ИЦ дактилоскопически-ми картотеками отпечатков пальцев рук арестованных, осужденных к лишению сво-боды лиц. Отпечатки пальцев рук сосредоточены там, где расположены пофамильные картотеки лиц, поставленных на учет; отпечатки закодированы по 10-пальцевой дактилоскопической системе регистрации и хранятся по возрастающему значению дактилоскопических формул.
Использование возможностей федерального дактилоскопического учета ИЦ экс-пертно-криминалистическими подразделениями ОВД (независимо от их уровня) определяется задачами организации дактилоскопических учетов:
формирование базы данных массива дактилокартотек на лиц, ранее судимых за тяжкие и имущественные преступления, на наркоманов, "гастролеров" и т. п.;
определение наличия дактилокарт и пополнение массива отпечатками пальцев определенных лиц за счет отпечатков, не введенных в массив и находящихся в ин-формационных центрах, либо за счет их ксерокопий (фоторепродукций);
проведение чистки массивов дактилокартотеки ЭКП ОВД и помещение отпечат-ков в архивный массив;
формирование разделов в массиве дактилокартотеки для раскрытия серийных и наиболее тяжких преступлений с учетом их территориального признака и категории преступников;
установление лиц, скрывающих свои подлинные данные, и подтверждение све-дений об их судимости;
использование массивов дактилокартотеки для проведения экспертно-криминалистической научно-исследовательской работы (например, для создания методики дифференциации следов мужских и женских рук, для диагностики по следам рук вида кожных заболеваний и т. п.).
Федеральный дактилоскопический учет используется при установлении личности арестованных и задержанных лиц, личности погибших неизвестных граждан, а также при идентификации личности по следам 6 – 8 пальцев рук одного лица, изъятых при совершении тяжких преступлений, идентификации личности ранее судимых преступников, совершивших преступления или ставших жертвами преступлений.
Использование массивов дактилоскопического учета в целях идентификации личности по следам рук, изъятым с мест нераскрытых преступлений, организуется совместными усилиями сотрудников ЭКП и информационных центров, а также со-трудников служб розыска и следствия для возможного сокращения рекомендатель-ных списков.
 

 

Справочно-вспомогательные учеты (справочно-информационные фонды)

Просмотров: 4258
Значительную роль в деятельности ЭКП ОВД всех уровней играют справочно-вспомогательные учеты, создаваемые в экспертно-криминалистических подразде-лениях МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) и предназначенные для накопления и опе-рирования данными, необходимыми для следующих целей:
получение информации, способствующей формированию версий о событии пре-ступления и о разыскиваемом лице при определении направления поиска преступника;
выдвижение предположения о групповых признаках объектов, имеющих отно-шение к исследуемому событию;
установление возможного происхождения микрообъектов и частиц неизвестных веществ;
получение информации о происхождении и принадлежности обнаруженных ве-щественных доказательств и следов, о характере найденных, выданных или изъятых предметов;
проведение предварительных исследований на месте происшествия, выполнение экспертиз и исследований;
содействие розыску объектов, информация о которых имеется;
предоставление в распоряжение оперативно-розыскных, следственных и судеб-ных органов справочной информации о регистрируемых объектах.
Форма хранения сведений информационно-справочных учетов экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел зависит от вида поме-щенных объектов или сведений о них и от способа хранения справочной информа-ции; информационно-справочный учет (справочно-информационный фонд) может вестись в той же форме, что и розыскные учеты.
Структура информационно-справочного учета экспертно-криминалистичес-кого подразделения органа внутренних дел должна отвечать оперативной обстановке в регионе с целью обеспечения необходимой справочной информацией оперативно-следственные и экспертно-криминалистические подразделения.
Перечень создаваемых в экспертно-криминалистическом подразделении инфор-мационно-справочных учетов устанавливается в зависимости от его уровня (феде-ральные – ЭКЦ МВД России, региональные – ЭКУ-ЭКО МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, локальные  ЭКГ, ЭКЛ ГРОВД).
Систему информационно-справочных учетов составляют их организационные виды; при решении вопроса о формировании того или иного вида учета необходимо иметь в виду, что некоторые учеты являются обязательными, а другие – рекомендуе-мыми (инициативными).
К числу обязательных учетов относятся следующие:
огнестрельного оружия и боеприпасов;
инструментов и других распространенных предметов, используемых в качестве орудий взлома;
наркотических и наиболее распространенных сильнодействующих лекарствен-ных средств;
изображений подошвы и верха обуви;
отпечатков протекторов шин автотранспорта;
фарных рассеивателей.
К числу рекомендуемых (инициативных) учетов относятся следующие:
горюче-смазочных материалов;
лакокрасочных покрытий;
волокнистых материалов;
волос животных;
холодного оружия;
взрывчатых веществ;
материалов, используемых для изготовления документов;
оттисков печатей и штампов;
пломб;
замков и запирающих устройств.
По решению руководства МВД, ГУВД, УВД, в зависимости от специфики опера-тивной обстановки, в регионе могут быть созданы и другие информационно-справочные учеты.
Обязательные информационно-справочные учеты создаются во всех экспертно-криминалистических подразделениях, а инициативные (рекомендуемые) создаются при необходимости в экспертно-криминалистических подразделениях любого уров-ня. Инициативные учеты могут создаваться только при наличии в данном подразде-лении специалистов соответствующего профиля.
Каждый вид учета должен вести опытный эксперт (или группа экспертов), спе-циализирующийся в соответствующей области криминалистических и специальных исследований.
Постановка объектов на учет производится по инициативе оперативно-розыскных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
 

 

Картотека субъективных портретов неустановленных преступников

Просмотров: 3105
Картотеки создаются в целях розыска и установления преступников, комплекту-ются субъективными портретами, изготовленными в ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) и состоят из массивов заполненных карт единого образца. В случаях изго-товления субъективного портрета в ЭКП горрайлинорганов или другими специали-стами инициатор задания в течение трех суток должен направить их в вышестоящее ЭКП для проверки и помещения в картотеку.
Каждый субъективный портрет проверяется по всем преступлениям, совершенным в текущем году, или по конкретному виду преступлений за последние 2 года. При положительном результате проверки составляется справка по установлению типажного сходства, которая передается инициатору запроса; при отрицательном результате инициатор об этом информируется (в карте делается от-метка).
В случае раскрытия преступления, прекращения уголовного дела или установле-ния лица инициатор изготовления субъективного портрета должен в течение 10 су-ток уведомить об этом ЭКП ОВД письмом установленной формы. В необходимых случаях по письменному запросу оперативных аппаратов, по картотеке субъективных портретов неустановленных преступников могут проверяться фотографии лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Порядок проверки и оформления результатов такой же, что и при проверке субъективных портретов.
Карта изымается из картотеки в архив при раскрытии преступления или по исте-чении срока давности привлечения к уголовной ответственности за данное преступ-ление.
Для ведения данного вида учета существуют и вновь создаются пакеты приклад-ных программ для ЭВМ, предназначенные для облегчения работы специалиста по изготовлению субъективных портретов, значительного сокращения времени при их тиражировании.
В настоящее время в деятельность некоторых ЭКП ОВД внедрены системы:
"FROBOT" – автоматизированная система, позволяющая составлять композиционные субъективные портреты, хранить в базе данных и осуществлять поиск по полному или частичному набору признаков (разработчик – МГТУ им. Бау-мана);
 

 

Коллекция поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Коллекция образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой

Просмотров: 3022
Организация и ведение коллекций этого вида осуществляется всеми ЭКП ОВД совместно с аппаратами по незаконному обороту наркотиков и уголовного розыска. Это объясняется тем, что данный учет представляет собой коллекцию объектов, ко-торые принимаются в аптеках только того региона, где выписываются, в связи с чем их централизация на межрегиональном или федеральном уровне нецелесообразна.
Коллекции предназначены для следующих целей:
установление исполнителей рукописных текстов поддельных медицинских ре-цептов;
объединение по почерку исполнителей рукописных текстов поддельных меди-цинских рецептов;
анализ способов подделки и приемов их использования в целях разработки защи-ты бланков рецептов и подготовки информационных сообщений в ОВД и медицин-ские учреждения.
Отбор поддельных медицинских рецептов (или их копий) и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой, и направление их в ЭКП ОВД осуществляется аппаратами по незаконному обороту наркотиков и уголовного розыска.
Следует учитывать, что подделкой рецептов занимаются не только лица, потреб-ляющие или сбывающие наркотики, но и медицинские работники, вступающие в сговор с преступниками. Постановке на учет подлежат поддельные рецепты, представленные в ОВД организациями и гражданами, а также изъятые при оперативных проверках аптек и медицинских учреждений, у лиц, занимающихся подделкой рецептов или причастных к их изготовлению, а также у задержанных с поддельными рецептами. После регистрации рецептов оперативно-розыскными аппаратами в специальных журналах поддельные медицинские рецепты с сопроводительным письмом направляются в ЭКП. Каждый рецепт или образец почерка лица регистрируется отдельно в журнале учета ЭКП ОВД, после чего кодируется и проверяется по имеющимся массивам учета. Регистрационный номер рецепта или образцов почерка лица в журналах учета является в дальнейшем их поисковым номером.
При совпадении кодов проводится почерковедческое исследование в целях объе-динения рецептов по почерку. О результатах проверки и исследований составляется справка. Проверка по коллекции осуществляется в 10-дневный срок. При идентифи-кации исполнителя текстов в рецептах по почерку к справке прилагаются и сами рецепты, а копии с них помещаются в массив коллекции.
Ежегодно к 1 декабря УНОН и УР направляют в ЭКП ОВД списки рецептов, подлежащих изъятию из массива коллекции.
Непосредственным ведением учетов рецептов и образцов почерка лиц, их подде-лывавших, занимаются эксперты, специализирующиеся на исследовании докумен-тов. Работа с картотекой производится вручную либо с использованием ЭВМ.
Особенности функционирования данного вида учета в том, что экспертное исследование поддельных рецептов носит комплексный характер и может включать решение следующих задач:
установление способа изготовления печатей и штампов, оттиски которых имеют-ся в рецепте;
выявление признаков удаления первоначального текста;
 

 

Картотеки микрообъектов

Просмотров: 2889
Картотеки микрообъектов создаются в физико-химических лабораториях ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и предназначены для установления фактов однородности происхождения микрообъектов, обнаруженных на месте происшествия и изъятых в качестве образцов у лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Картотеки представляют собой собрание сведений о микрообъектах, изъятых с мест происшествий, связанных с совершением тяжких преступлений и содержащих информацию о внешнем облике преступников, использованных орудиях, предметах и обстоятельствах совершения преступлений.
Микрообъекты направляются в ЭКП вместе с постановлением о назначении экс-пертизы в течение 10 суток с момента изъятия. После производства экспертизы дан-ные о результатах исследования (фотоснимки, спектрограммы, графики, сведения о строении, составе и механизме образования, схемы локализации на предметах-носителях и т. п.) вместе со сведениями о преступлении помещаются в картотеку и регистрируются в журнале произвольной формы. К картотеке могут приобщаться и сами микрообъекты. Поступившие в картотеку сведения или микрообъекты сравни-ваются с имеющимся банком данных. Если при этом устанавливаются данные, имеющие розыскное или доказательственное значение, ЭКП информирует об этом руководителей ОВД по территориальности и лицо, назначившее экспертизу.
На основании уведомления ЭКП следователем о раскрытии преступления, пре-кращении уголовного дела или по истечении 1 года нахождения в картотеке микро-объекты возвращаются лицу, назначившему экспертизу.
При установлении лиц, подозреваемых в совершении преступления, следователь направляет в ЭКП для проверки по картотеке изъятые у них предметы, которые мо-гут быть носителями микрообъектов с места происшествия.
Этот вид учета имеет следующие особенности:
до начала исследования необходимо определить, не повлекут ли методы прове-дения экспертизы повреждения (утраты) свойств микрообъектов;
 

 

Следотеки орудий взлома. Следотека подошв обуви. Следотека протекторов шин автотранспортных средств

Просмотров: 2974
Следотеки создаются в целях установления фактов использования одного и того же объекта при совершении одного или нескольких преступлений.
Предметы со следами орудий взлома, подошв обуви и протекторов шин авто-транспортных средств (АТС) (или копии этих следов), изъятые при осмотре места происшествия или у лиц, подозреваемых в совершении преступления, не более чем через 10 суток с момента их изъятия направляются следователем (работником дозна-ния) в ЭКП одновременно с постановлением о назначении экспертизы.
После производства экспертизы следы или их копии помещаются в следотеку. В следотеку также помещаются качественные фотоснимки следов, выполненные по правилам детальной фотосъемки в масштабе 1:1. О постановке объектов на учет следователь уведомляется в сопроводительном письме к заключению эксперта.
Следы (их копии), помещенные в массив следотеки, регистрируются в журнале произвольной формы, где отмечаются общие сведения о преступлении, характер сле-дов и частные признаки следообразующего объекта. После этого они сравниваются со следами, имеющимися в массиве следотеки. При положительном результате про-верки ЭКП ОВД информирует об этом руководителя ОВД, на территории которого совершено преступление, и следователя (работника дознания), расследующего уго-ловное дело.
Проверка объектов по следотекам производится по письменному заданию руко-водителей оперативно-следственных аппаратов в течение 15 суток. Поступившие на проверку объекты регистрируются в журнале произвольной формы, в котором ука-зываются общие сведения о преступлении, состояние объекта, форма, размеры, нали-чие маркировочных обозначений и знаков, характеристика следообразующей по-верхности и ее особенности. При положительном результате проверки ЭКП уведом-ляет об этом инициатора проверки; при отрицательном результате – письменно со-общает об этом инициатору проверки и возвращает проверяемый объект.
Следы (предметы со следами) или их копии возвращаются лицу, назначившему экспертизу, в случаях раскрытия преступления, а также изымаются из массива следо-теки и возвращаются по согласованию с ним.
 

 

Дактилоскопические учеты

Просмотров: 6285
Дактилоскопические учеты ЭКП ОВД имеют следующее назначение:
идентификация лиц, оставивших следы рук на месте происшествия или при со-вершении преступлений;
установление фактов образования следов рук одним и тем же лицом на несколь-ких местах преступлений;
идентификация личности неопознанных трупов погибших граждан.
Дактилоскопический учет состоит из следующих объектов:
картотека фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотека);
отпечатки пальцев (ладоней) рук ранее судимых лиц и лиц, представляющих оперативный интерес и находящихся в разработке (дактилокартотека).
Следотеки ведутся во всех ЭКП ОВД, дактилокартотеки – в горрайлинорганах внутренних дел. При необходимости, продиктованной особенностями оперативной обстановки в регионе, по решению руководства МВД, ГУВД, УВД, УВДТ (ОВДТ) в ЭКП этих органов могут создаваться дактилокартотеки на отдельные категории лиц (квартирных воров, грабителей, наркоманов, преступных авторитетов, представите-лей мафиозных структур, "гастролеров", рецидивистов, медвежатников и т. п.). Как показывает практика, там, где подобные дактилокартотеки не создаются, работа по дактилоскопическим учетам как экспертно-криминалистических, так и оперативно-розыскных подразделений остается крайне низкой.
Следотеки состоят из двух разделов – основного и выборочного. Основным разделом следотеки считается раздел с информационными карточками, на которых наклеиваются фотоснимки всех следов рук (пальцев и ладоней), изъятых с конкрет-ных мест преступлений и признанных пригодными для идентификации личности. В этом массиве сосредоточены все следы пальцев и ладоней рук по преступлениям, которые являются нераскрытыми. В выборочный массив следотеки (по приказу МВД РФ № 261–93 г. – это массив № 1) помещаются только следы пальцев рук с установленным типом и видом папиллярных узоров. Таким образом, он формируется частично из основного массива путем выборки наиболее хороших следов для массовой (ручной) проверки и поэтому является вторичным.
Это положение практики несколько расходится с делением массивов согласно приказу МВД РФ № 26193 г. Положение приказа не облегчает, а усложняет работу со следами  именно особенностями этого деления. Например, чтобы провести кон-кретную проверку, необходимо достать из массива вместо одной информационной карточки  две: одну – со следами пальцев рук с установленным типом и видом узо-ров (массив № 1) и вторую – со следами пальцев рук с неустановленным типом узо-ров, а также следами ладоней рук (массив № 2). Если при этом массив № 1 еще и систематизирован по какой-либо выбранной дактилоскопической классификации (например, "Центр"), то эту информационную карточку можно вообще не отыскать в массиве или затратить на это значительное количество времени. В настоящее время на базе именно этого массива следотек автоматизируются дактилоскопические учеты и внедряются автоматизированные дактилоскопические идентификационные систе-мы (АДИС) в режимах проверки "след  след", "след  отпечаток", "отпечаток  след".
Исходя из особенностей разделов следотеки определены правила проверки объ-ектов.
Основной раздел следотеки предназначен для проверки отпечатков пальцев и ладоней рук лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
Такая проверка называется конкретной проверкой.

Например, отпечатки пальцев и ладоней рук Иванова, задержанного по подозрению в краже из квартиры Петровых, проверяются по следам пальцев и ладоней рук, изъятых при осмотре места про-исшествия по краже из квартиры Петровых и помещенных в следотеку нераскрытых преступлений.

Разновидностями конкретной проверки являются проверка отпечатков задержан-ных лиц по нескольким конкретным преступлениям и некоторые выборки, облег-чающие и сокращающие работу экспертов (и оперативных работников):
за определенный период (например, за последний год);
на определенной территории (например, Фрунзенского района);
определенным способом (например, подбором ключа);
сочетанием нескольких признаков.

Например, отпечатки задержанного Иванова проверяются со следами рук по краже у Петровых и по другим квартирным кражам.

Выборочный массив следотеки служит для проверки только отпечатков паль-цев рук лиц, подозреваемых (и ранее судимых) и задержанных органами внутренних дел в порядке ст. 122 УПК РСФСР, за совершение как уголовных, так и администра-тивных правонарушений по всему массиву следотеки. Проверке подлежат также лица из числа взятых на учет по делам предварительной оперативной проверки, оперативным делам и делам оперативной разработки. Такая проверка называется общей проверкой. Фактически, это проверка отпечатков только по следам пальцев рук "хорошего" качества массива следотеки.
В связи с тем, что следы пальцев рук массива № 1 следотеки систематизируются по определенной дактилоскопической классификации (избирается экспертами в за-висимости от удобства работы и может сильно различаться у соседних ЭКП из-за большого субъективизма), каким-либо образом сократить массив отпечатков при общей проверке практически не представляется возможным. Общая проверка по массиву следотеки связана со значительными временными затратами из-за большого объема "ручной" работы и отсутствия автоматизации (АДИС имеются в настоящее время не более чем в 10 % ЭКП ОВД), поэтому в ЭКП ОВД в основном делаются только конкретные проверки.
Внедрение автоматизированных дактилоскопических идентификационных сис-тем (АДИС) позволило включить в работу значительные массивы следотек и дакти-локартотек. Но внедрение АДИС лишь частично решает вопросы общей проверки, так как сами системы находятся только в начале развития (от 1 до 4 лет) и обладают рядом существенных недостатков. Наиболее разработанные системы в настоящее время позволяют автоматизировать поиск не более 70 % дактилокарт и следов из массива № 1 следотеки. При этом результативность АДИС в режиме "след – след" и "след – отпечаток" не удовлетворяет требованиям экспертной практики.
Массивы следотеки формируются следующим образом:
следователь (работник дознания) в течение 10 дней с момента обнаружения и изъятия следов рук с места происшествия (с отпечатками пальцев (ладоней) рук потерпевших, материально-ответственных лиц и лиц, следы рук которых не связаны с событием преступления) направляет материалы с постановлением о назначении экспертизы в ЭКП ОВД для проведения дактилоскопической экспертизы;
при производстве экспертизы эксперт приходит к одному из следующих выво-дов:
а) следы рук для идентификации личности не пригодны;
 

 

Фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес (Федеральная фонотека)

Просмотров: 3214
Федеральная фонотека предназначена для учета, хранения и обработки речевой информации в целях идентификации личности по фонограммам голоса и речи.
Федеральная фонотека организована только на базе ЭКЦ МВД России как авто-матизированная фоноскопическая информационная система (АФИС) в следующих целях:
идентификация подозреваемых лиц по фонограммам их голоса и речи, связан-ным с событием совершенного преступления и имеющим доказательственное значе-ние;
идентификация неизвестного исполнителя по фонограммам его голоса и речи, связанным с событиями нескольких преступлений.
В фонотеке формируются две базы данных (два раздела):
1. Фонограммы голоса и речи неизвестных лиц, относящиеся к совершению пре-ступлений или к покушению на их совершение и зафиксированные в установленном законом порядке в качестве вещественных доказательств по уголовным делам или делам оперативной проверки.
Фонограммы голоса и речи, полученные при совершении или подготовке к со-вершению преступления, ставятся на учет в обязательном порядке по уголовным делам по особо тяжким преступлениям. Постановке фонограммы на учет предшествует ее предварительное исследование на соответствие требованиям, предъявляемым к учету фоноскопической информации. Предварительное исследование специалистами ЭКЦ МВД России поступающих для постановки на учет фонограмм голоса и речи проводится независимо от их исследования в территориальных экспертно-криминалистических подразделениях.
2. Фонограммы голоса и речи ранее судимых преступников, а также лиц, подоз-реваемых в организации и совершении преступлений.
Кроме того, в фонотеке содержатся фонограммы архивного массива (из массива № 1 и № 2).
В массив первого раздела помещаются фонограммы после проведения экспер-тиз и исследований, если преступление остается нераскрытым (преступник неизвес-тен) и если качество фонограмм удовлетворяет предъявляемым требованиям (техни-ческим и временным: длительность речи, отношение уровня сигнала к уровню шума, словесная разборчивость речи, частотный диапазон). При решении вопроса о воз-можной постановке фонограммы на федеральный учет качество фонограммы опре-деляется экспертом ЭКЦ в срок не более 5 дней при проведении предварительного исследования с использованием специальной аппаратуры и исходя из суммы соот-ветствующих критериев оценки. При соответствии фонограммы предъявляемым требованиям она помещается в массив фонотеки.
Вопрос о постановке фонограммы на учет может решаться следующим обра-зом:
по согласованию со следователем или органом, производящим дознание в мо-мент назначения фоноскопической экспертизы или после ее производства;
при назначении фоноскопических исследований, при наличии записи об этом в тексте сопроводительного документа и по согласованию с руководителем ЭКП.
После проведения фоноскопической экспертизы или исследования в ЭКП терри-ториального органа внутренних дел для постановки фонограммы на учет материалы с результатами предварительного исследования на соответствие требованиям по-становки фонограммы на учет направляются в ЭКЦ МВД России не позднее чем в 3-дневный срок с соответствующим документом, подписанным руководителем регио-нального ЭКП. В случае постановки фонограммы на учет ЭКЦ МВД России справ-кой уведомляет об этом территориальное ЭКП; в случае отказа материалы с резуль-татами исследования возвращаются инициатору исследования.
При постановке фонограммы на учет в ЭКЦ МВД России она последовательно проверяется по первому и второму разделу фонотеки. По результатам проверки в течение 5 дней составляется справка об исследовании, которая направляется инициа-тору проверки (при назначении исследования) и следователю (при назначении экс-пертизы) для организации розыска. Материалы справки к уголовному делу не при-общаются. В справке указываются следующие данные:
 

 

Картотека поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом (Федеральный учет поддельных документов)

Просмотров: 2462
Федеральная (централизованная) картотека ведется в ЭКЦ МВД России, а регио-нальная – в ЭКП ГУВД, УВД.
Цель этого вида учета – установление общности происхождения поддельных до-кументов, бланки которых отпечатаны с одного типографского набора, клише или иной печатной формы, и выявление лиц, занимающихся их изготовлением.
Документы, вызывающие сомнение в подлинности, поступают в ЭКП по терри-ториальности не позднее 10 суток с момента изъятия или обнаружения.
При установлении подлинности документ с материалами исследования возвра-щается инициатору проверки с сопроводительным письмом, в котором указываются признаки, определяющие способ его изготовления.
При отрицательном результате проверки, если общий источник происхожде-ния документа не установлен, руководитель территориального ЭКП не позднее трех суток после ее завершения направляет в ЭКЦ МВД России копию экспертного ис-следования, поддельный документ, фотоснимки его лицевой и оборотной сторон с отличительными признаками для контроля и учета по федеральной картотеке; в со-проводительном документе к заключению эксперта он информирует об этом следо-вателя.
Информация об остальных документах классифицируется по способам изготов-ления, группам и ежеквартально направляется в ЭКЦ МВД России для пополнения информационного массива.
Документ фотографируется в масштабе 1:1, фотографии наклеиваются на инфор-мационную карту. Форма информационной карты не установлена, но в ней отража-ются следующие сведения: место и время обнаружения документа, его серия, номер, сведения о владельце, номер уголовного дела, когда и кем оно возбуждено, номер экспертного заключения, данные об изготовителе и сбытчике.
 

 

Картотека поддельных денежных знаков и ценных бумаг

Просмотров: 3824
Картотека является федеральным учетом, ведущимся в ЭКЦ МВД России, и ре-гиональным, ведущимся в ЭКП МВД, ГУВД, УВД, имеющих базовые кустовые от-делы (отделения) физико-химических экспертиз и исследований.
Картотеки могут создаваться и в других ЭКП, имеющих для этого достаточную приборную базу и квалифицированных специалистов.
Картотеки функционируют в целях установления факта подлинности или под-дельности фальшивых денег, ценных бумаг, казначейских билетов и валюты ино-странных государств и определения единого источника их происхождения по спосо-бу изготовления, составу и структуре материалов.
Ценной бумагой называется денежный документ, удостоверяющий имуществен-ное право (или отношение) займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ.
В соответствии с законодательными и прочими нормативными актами, к ценным бумагам относятся: облигации; чеки; векселя; акции (и их сертификаты); коносаменты; сертификаты (сберегательные, депозитивные, жилищные); государственные ценные бумаги; опционы на ценные бумаги; варранты на ценные бумаги; банковские сберегательные книжки на предъявителя; приватизационные ценные бумаги.
Не являются ценными бумагами документы, подтверждающие получение бан-ковского кредита, внесение суммы в депозиты банков, долговые расписки, завеща-ния, лотерейные билеты, страховые полисы.
Ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов (чеки, облигации и т. п.) или записей на счетах (акции акционерных обществ и т. п.).
Различают предъявительские (ваучер), ордерные (переводной вексель) и именные ценные бумаги (регистрация сделки по передаче сертификата другому лицу).
Картотеки формируются из денежных знаков и ценных бумаг, помещенных в массив после проведения экспертиз и исследований в ЭКП ОВД.
Формирование массивов коллекции осуществляется следующим образом:
1. Выявленные сомнительные денежные знаки и ценные бумаги не позднее трех суток с момента изъятия должны быть направлены для производства экспертного исследования в ЭКП территориального ОВД.
2. При установлении факта поддельности объекта (или сомнения в подлинности) назначается экспертиза (исследование) в ЭКП МВД, ГУВД, УВД, имеющее физико-химические кустовые отделы.
В процессе экспертизы (исследования) решаются следующие вопросы:
возможная профессия, уровень специальных познаний изготовителя в области полиграфии, фотографии, бумажного производства, множительной техники, химии;
возможные источники приобретения материалов и оборудования или технология их изготовления;
тип и марка использованной бумаги, состав самодельно изготовленной бумаж-ной массы, красок, природа клеев и других компонентов, содержащихся в исследуе-мых денежных знаках;
материалы, использовавшиеся при изготовлении печатных форм;
способ и технология изготовления денег, вид печатных форм, конструктивные особенности применявшегося оборудования;
возможность изготовления денежного знака производством ГОЗНАК;
иные обстоятельства, полезные для розыска и установления преступников.
После проведения экспертного исследования объект проверяется по массиву кар-тотеки ЭКП ОВД для определения наличия денежных билетов, имеющих общий источник происхождения.
Если устанавливается общий источник происхождения нескольких билетов, об этом сообщается заинтересованным службам, где зарегистрирован их сбыт, и оформ-ляется справка об исследовании.
Если совокупность признаков, выявленных при исследовании купюры, не имеет себе подобной, купюра помещается в массив картотеки как имеющая новый источ-ник происхождения.
При производстве экспертизы факт проверки купюры по массиву картотеки в тексте заключения не отражается; сообщение об этом делается в сопроводительном письме.
При отрицательном результате проверки (общий источник происхождения не установлен) руководитель ЭКП в 3-дневный срок направляет в ЭКЦ МВД России копию заключения (справки об исследовании) вместе с поддельными денежными знаками и ценными бумагами, фотоснимками их лицевой и оборотной сторон, изго-товленными в масштабе 1:1 (для монет – в масштабе 3:1). Вместо фотоснимков могут быть изготовлены их качественные ксерокопии. Репродукции наклеиваются на кар-точки, содержащие следующую информацию:
место и время сбыта или выявления объекта учета; его достоинство, страна изго-товления, серия, номер;
номер уголовного дела, наименование органа, ведущего расследование и розыск преступника;
наименование подразделения, проводившего экспертизу (исследование), ее но-мер, дата и содержание основных выводов;
 

 

Всероссийская коллекция пуль, гильз и патронов со следами оружия (Феде-ральная пулегильзотека – ФПГТ МВД России)

Просмотров: 5346
ФПГТ МВД России организована на базе ЭКЦ МВД России и состоит из трех от-делов, на которые возложены следующие задачи:
1. Производство баллистических экспертиз и исследований; проведение сертификации всех видов ручного огнестрельного оружия.
2. Ведение Федерального учета пуль, гильз, отстрелянных из нарезного огне-стрельного оружия, а также патронов с их следами (ФПГТ).
3. Хранение и использование контрольных пуль и гильз, отстрелянных из граж-данского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом (в том числе и утраченного), находящегося в обороте на территории России.
В экспертно-криминалистических подразделениях МВД, ГУВД, УВД создаются региональные (межрегиональные) пулегильзотеки.
ФПГТ МВД России служит для установления фактов применения при соверше-нии нескольких преступлений одного и того же экземпляра нарезного оружия (имеющего калибр не более 11,56 мм). С ее помощью устанавливаются факты ис-пользования при совершении конкретных преступлений на территории различных регионов России изъятого, найденного и добровольно сданного оружия, а также гладкоствольного, самодельно изготовленного или переделанного под патроны для нарезного оружия, которое одновременно в установленном порядке проверяется по учету ФБКИ ГИЦ МВД России.
Структура ФПГТ состоит из следующих коллекций:
1. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного огнестрельного оружия, изъя-тые при осмотре мест преступлений (независимо от их вида и категории) и являю-щиеся вещественными доказательствами по уголовным делам.
2. Контрольные пули и гильзы утраченного (похищенного) нарезного табельного оружия органов внутренних дел.
3. Пули и гильзы со следами изъятого, добровольно сданного и найденного ору-жия.
4. Контрольные пули и гильзы, отстрелянные из гражданского и служебного ог-нестрельного оружия с нарезным стволом.
5. Контрольные пули и гильзы утраченного (похищенного) гражданского или служебного оружия с нарезным стволом.
6. Архивный массив пулегильзотеки.
Внутри каждой группы объекты подразделяются по виду оружия и его калибру. Ведение и функционирование ФПГТ МВД России и региональных пулегильзотек МВД, ГУВД, УВД организовано следующим образом. Стреляные пули и гильзы, изъятые при осмотрах мест происшествий, должны быть в 10-дневный срок направ-лены с постановлением о назначении экспертизы в региональное ЭКП ОВД, незави-симо от того, раскрыто преступление или нет.
Массивы региональных пулегильзотек формируются за счет объектов, изъятых при осмотрах мест происшествий, если установлено не менее трех экземпляров пуль или гильз, стрелянных в одном экземпляре оружия. По истечении 15 лет с момента совершения преступления объекты региональных пулегильзотек изымаются из массива и направляются для приобщения к материалам уголовного дела.
По письменному требованию прокурора, следователя или суда объекты изыма-ются из пулегильзотеки и направляются в следственный орган, ведущий расследова-ние уголовного дела.
Объекты для помещения в ФПГТ поступают с сопроводительным письмом на-чальника ЭКП после проведения первичной экспертизы и проверки по массиву ре-гиональной пулегильзотеки. ЭКП справкой установленной формы уведомляет ини-циатора проверки о направлении объектов в ФПГТ.
Объекты помещаются в ФПГТ на 5 лет с момента совершения преступления, по-сле истечения которого направляются в массивы региональных пулегильзотек МВД, ГУВД, УВД.
Проверка объектов и помещение их в массив ФПГТ осуществляются в 15-дневный срок. Результаты проверки сообщаются инициатору проверки (регио-нального ЭКП) и при необходимости – заинтересованным службам.
При установлении фактов совершения нескольких преступлений из одного эк-земпляра оружия орган, производящий расследование, выносит постановление о назначении баллистической экспертизы и направляет его в ЭКЦ МВД России или в региональное ЭКП ОВД (в этом случае направляется требование об изъятии объек-тов из ФПГТ).
Огнестрельное оружие, подлежащее проверке по пулегильзотеке, направляется с сопроводительным письмом установленной формы в ЭКП ОВД, где регистрируется в журнале учета огнестрельного оружия, поступившего для экспериментального от-стрела, и исследуется на пригодность к стрельбе.
Начальник ЭКП организует отстрел оружия для получения не менее трех экспе-риментальных пуль и гильз, при наличии сменных магазинов – для каждого из них и для каждой каморы барабана при поступлении револьверов (отстрел производится вначале оболочечными, затем свинцовыми пулями).
Экспериментальный отстрел автоматов и пулеметов производится одиночными выстрелами.
При переделке патронника ствола оружия иностранного производства под патрон отечественного производства экспериментальный отстрел производится штатными боеприпасами (иностранного производства), а затем – отечественными.
При изъятии оружия с переделанными или самостоятельно изготовленными патронами отстрел производится как ими, так и штатными патронами для оружия.
Неисправное оружие отстреливается при замене поломанных деталей или вос-полнении отсутствующих (из числа объектов натурных коллекций) с отражением этого в сопроводительном письме.
Объекты, полученные при экспериментальной стрельбе, проверяются по массиву региональной пулегильзотеки, после чего с сопроводительным письмом направляются в ФПГТ МВД России.
Оружие хранится в региональном ЭКП ОВД, где проводился его отстрел, до по-лучения ответа из ФПГТ с результатами его проверки.
Результаты проверки оружия по пулегильзотеке сообщаются инициатору провер-ки, а также заинтересованным органам справкой установленной формы.
Справки о направлении объектов, изъятых при осмотре места происшествия, для проверки и помещения в пулегильзотеку приобщаются к материалам уголовного дела.
По истечении срока хранения в ЭКЦ МВД России (5 лет) экспериментальные пу-ли и гильзы уничтожаются в установленном порядке.
В случае раскрытия преступления без установления оружия пули и гильзы по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до изъятия оружия или истечения установленного срока их хранения.
Пересылка объектов производится по правилам пересылки вещественных доказательств.
Массив пуль, гильз и патронов со следами оружия, изъятых при осмотрах мест преступлений, ФПГТ МВД России разбивается на несколько групп, объекты которых помещаются в специальные кассеты по калибру оружия и виду патрона (пу-ли и гильзы):
калибр 9 мм имеет два подраздела:
а) пистолеты Макарова, Стечкина, ИЖ-70;
б) иностранное оружие;
калибр 7,62–7,63 мм имеет единый массив для пистолетов Чешска-Сброевка-53 и т. п.;
калибр 7,62 мм имеет единый массив для патронов образца 1943 г. – СКС, пуле-меты Калашникова, АКМ и т. п.;
калибр 7,62 мм под винтовочный патрон образца 1908 г.;
калибр 7,65 мм под патрон Браунинга и всех пистолетов зарубежного производ-ства;
калибр 6,35 мм под патрон ТК (Коровина) и всех пистолетов зарубежного произ-водства;
калибр 5,45 мм под патрон ПСМ, "Дрель";
калибр 5,45 мм под военный патрон образца 1974 г. – АК-74, пулеметы РПК-74;
калибр 7,62 мм с единым массивом патронов к револьверу "Наган".
Все объекты других калибров массивов расформированы по указанным кассетам.
Массив пуль и гильз утраченного (похищенного) нарезного табельного ору-жия органов внутренних дел ФПГТ МВД России имеет следующие особенности.
В массив помещаются объекты, стрелянные из боевого табельного оружия ОВД, а также из нарезного оружия, утраченного (похищенного) работниками ВОХРа (ПМ, ТТ и револьверов типа "Наган").
Основанием для постановки на учет является факт утраты (хищения) оружия и сообщение в течение суток начальника или командира подразделения, на вооруже-нии которого находилось оружие, в ПХУ МВД России, ХОЗУ (ХОЗО) МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, УВДТ (ОВДТ). Указанные подразделения в течение трех суток орга-низуют отправку отстрелянных пуль и гильз данного экземпляра оружия в ФПГТ с сопроводительным письмом установленной формы. Копия письма направляется инициатору проверки.
В массив помещаются контрольные пули и гильзы боевого огнестрельного ору-жия, находящегося на вооружении ОВД, воинских частей внутренних войск и госу-дарственной службы, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений МВД России, в случае утраты (хищения) оружия, из которого они отстреляны.
Контрольный отстрел этого оружия осуществляется по месту дислокации органа внутренних дел, подразделения, воинской части, учебного заведения и учреждения в соответствии с планами ПХУ МВД России, ХОЗУ (ХОЗО) МВД, ГУВД, УВД, УЛИ-ТУ, УВДТ (ОВДТ) и производится один раз в 5 лет.
Контрольные отстрелы производятся комиссией в составе работника хозяйствен-ного подразделения и представителей органа, где оружие отстреливается. Состав комиссии и планы отстрела утверждаются министрами внутренних дел республик, начальниками управлений (главных управлений) краев, областей и автономных образований, городов (Москва, Санкт-Петербург), начальниками УЛИТУ, УВДТ, ОУМТ и ВС, УВД (ОВД), Восьмого главного управления МВД России. Организация контрольного отстрела в воинских частях и военно-учеб-ных заведениях внутренних войск определяется командующим внутренними войсками МВД России.
Контрольный отстрел оружия оформляется протоколом в двух экземплярах: один хранится в подразделении отстрела, второй передается в подразделение, предоста-вившее оружие для отстрела. Пули и гильзы, отстрелянные из боевого оружия МВД, вместе с протоколом остаются на хранении на складах ПХУ МВД России, ХОЗУ (ХОЗО) МВД, ГУВД, УВД, УЛИТУ, УВДТ (ОВДТ) .
 

Разное
Дополнительно
Счётчики
 

{tu5}
Карта сайта.. Статьи