Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно
Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Виды юридических лиц -2



 

Виды юридических лиц -2

в разделе: Об юридических лицах по римскому праву Просмотров: 1 100
4) провинции. В феодосиевском кодексе есть ясные указания на то, что провинции, т. е. обширные округа, обнимавшие несколько городов, рассматривались, как юридическое целое и в области имущественных отношений[459] (commune provinciae). В провинциальных собраниях, имевших место в метрополии, или главном городе провинции, уполномоченные от городов обсуждали общие дела целой корпорации; прошения по поводу разных затруднений адресовались к императорам, и ответный императорский рескрипт также непосредственно адресовался к commune[460]. Даже и в кодексе Юстиниана находим закон Зенона, в котором провинция ставится наряду с другими universitates[461].
D. Вольные союзы. Под вольными союзами нужно разуметь те общества, коллегии, которые не составляли интегрирующей части государственного устройства, но которые тем не менее носили или старались придать себе более или менее публичный характер связью с культом или эксплуатацией ремесла, важного с точки зрения государственной жизни. Но даже и эти последние усвояли себе большей частью сакральные черты, так как имели свой культ (sacra) и свои религиозные торжества[462]. В частности, должны быть упомянуты: коллегии религиозные в собственном смысле, коллегии похоронные, коллегии ремесленников, коллегии или декурии подчиненного служебного персонала, товарищества публиканов, т. е. государственных откупщиков или мытарей.
1. Религиозные коллегии. Между религиозными в собственном смысле коллегиями должно различать публичные жреческие коллегии и остальные религиозные коллегии. Различие между теми и другими состояло в том, что официальные жреческие коллегии не обнимали организованною связью определенную обособленную группу чтителей культа, тогда как остальные коллегии имели общинную организацию. Другими словами, официальные коллегии были только коллегиями жрецов[463], состоявших при том или другом храме, к которым не были приурочены общины верующих. Римлянин прежде всего удовлетворял своим религиозным потребностям в домашнем богослужении (sacra privata), а если для него требовалась особая помощь какого-нибудь бога или если он, быв вынужден трудными обстоятельствами, делал религиозный обет жертвоприношения, то мог исполнить свой обет если не во всех, то во многих храмах государства. Равным образом, жертвоприношения известных лиц в известные дни, напр. матерей и беременных 11 января, родственников молодых людей, принимавших togam virilem, 17 марта, рабов 13 августа, были лишь сингулярными актами, вызывавшимися особыми поводами и не представлявшими какого-либо сходства с общинным богослужением. Напротив, gentes, sodalitates[464] и религиозные коллегии перегринов были корпорациями в том смысле, что для всех членов их существовала обязанность посещения установленных жертвенных собраний в определенных помещениях. Перегрины, например, проживавшие в Риме и приносившие в Рим свой чужеземный культ, устраивали священное место для своего отечественного богослужения и составляли собою сплоченную корпорацию, объединявшуюся двоякими узами - единством происхождения и единством культа[465]. С распространением гражданства ничто не мешало и коллегиям перегринов пользоваться правами юридических лиц. Но еще и раньше распространения гражданства на всех перегринов сенат, повинуясь указаниям сивиллиных книг, организовал публичный культ многих чужеземных богов, причем попечение и надзор над признанными чужеземными культами возложены были на особую коллегию (coll. quindecimviri sacris faciundis), подобно тому как коллегии понтифексов принадлежал высший надзор за отправлением национально-римских культов[466].
Любопытное свидетельство о назначении наследниками языческих богов находим в одном из фрагментов Ульпиана, который в кодификацию императора Юстиниана не был включен, но продолжает иметь цену исторического факта для эпохи языческой империи. Рассуждая о лицах, которые могут быть назначаемы в завещаниях наследниками, Ульпиан говорит: [467]. Таким образом, боги признаны были в качестве юридических субъектов, хотя, как говорит профессор Муромцев, юридическое олицетворение богов было, по-видимому, допущено исключительно в тех видах, чтобы они могли назначаться наследниками в завещаниях частных лиц[468].
Пернице обращает здесь внимание на то обстоятельство, что в числе поименованных Ульпианом богов, которые притом, вероятно, получили право наследования не одним ударом, а постепенно, нет ни одного значительного древнеримского божества, нет Марса, Квирина, Януса, Цереры, нет даже Юпитера Капитолинского. Это значит, говорит Пернице, что за древнеримскими государственными божествами стоит римский народ, которому и принадлежит в последней инстанции собственность в pecunia sacra и который, следовательно, через своих магистратов мог получать то, что во имя поименованных Ульпианом божеств должны были, в силу сенатусконсультов и императорских конституций, получать для бога и вместо бога sacerdotes или custodes посвященного ему храма. Отсюда следует заключить, что роль жрецов при храмах богов сравнительно новейшего происхождения должна была представляться, по римским воззрениям, аналогическою с ролью магистратов по отношению к древнеримским государственным богам. Но магистраты не были субъектами сакрального имущества, они были лишь уполномоченными народа; чьими же уполномоченными могли быть жрецы божества, назначенного в наследники? Об уполномочии жрецов богами римляне всего менее могли говорить, так как полномочие в глазах римлян было чистым юридическим актом, облекавшимся непременно в определенную юридическую форму, причем само уполномочивающее лицо должно было обладать и правом, и фактической возможностью дать полномочие. Ни того, ни другого нельзя было применить к богам.
Возможно, что Ульпиан в приведенном фрагменте стоит не на точке зрения научной юриспруденции, а на почве народных воззрений, применяясь к вульгарным понятиям, подобно тому как позднее император Юстиниан допустил возможность распоряжений последней воли в пользу Ииcyca Христа, архангела или мученика, не желая этим, однако, сказать, чтобы и в самом деле Иисус Христос, архангел или мученик были истинными юридическими субъектами с точки зрения юриспруденции и законодателя. И как Юстиниан впоследствии указывал, что подобного рода завещания должны считаться составленными в пользу известных церковных институтов[470], так и в голове языческого юриста III в. могла носиться идея религиозного учреждения, видимым носителем которого являлась коллегия жрецов, состоящая при храме данного божества[471]. Если даже юриспруденция юстинианова века при юридических олицетворениях не сходила с почвы корпоративных воззрений[472], то тем труднее было сойти с этой почвы юриспруденции классической, для которой, как говорит Пернице[473], юридическое лицо должно было решительно иметь своим предположением союз лиц. Правда, и коллегии по общему правилу даже и в позднейшее время не получили права наследования, как получили это право политические общины, но по специальной привилегии и для них было возможно назначение в наследники[474], а Ульпиан в приведенном фрагменте именно и говорит о наследовании в силу особой привилегии.
2. Похоронные коллегии. К религиозным же коллегиям должны быть отнесены или, по крайней мере, в ближайшую связь с ними поставлены похоронные коллегии (collegia funeratitia), как потому, что местам погребения римляне усвояли религиозный характер, вследствие чего они причислялись даже к res divini juris[475], так и потому, что коллегии этого рода, по всей вероятности, становились под защиту какого-нибудь определенного божества, культ которого и был специальным культом коллегии[476]. Члены этих коллегий, которыми могли быть даже рабы с согласия их господ и которые вообще вербовались из низших недостаточных классов населения (tenuiores), собирались раз в месяц для внесения и сбора членских взносов, из которых составлялась общая касса коллегий, для религиозных же целей могли собираться и чаще. Из общей кассы в случае смерти одного из членов выдавалась денежная сумма (funeratitium) для покрытия издержек погребения[477].
Тождественны ли collegia funeratitia с collegia tenuiorum, об этом спорят[478]. Дело в том, что юрист Марциан, говоря о дозволении tenuioribus ежемесячных собраний и проч., не указывает, на какое употребление должна была идти касса коллегии, составлявшаяся из взносов членов[479]. Но не случайное, конечно, совпадение, если в уставе чтителей Дианы и Антиноя почти буквально в тех же выражениях приведен тот сенатусконсульт, на содержание которого ссылается Марциан, причем похоронная цель прямо и ясно усвояется этой коллегии[480]. Почему же Марциан умалчивает об этой цели, если допустить, что под collegia tenuiorum он разумеет те же похоронные коллегии? Гушке[481] высказывает довольно правдоподобное предположение, что указание на похоронную цель месячных взносов было вычеркнуто из данного фрагмента кодификаторами дигестов и слову намеренно был придан общий смысл. При Юстиниане, говорит Гушке, христианская церковь распространилась уже по всей римской империи, а так как погребение бедных христиан рассматривалось как долг любви, лежащий на христианских общинах, и даже для попечения о погребении ставились особые церковные служители (copiatae и parabolani), то цель похоронных коллегий, по крайней мере в городах с развитым христианским общинным устройством, отпала, и выражение могло получить более общий смысл.
Конечно, трудно бы было доказывать, что фрагмент Марциана содержал в себе указание на похоронную цель названных коллегий и что Юстиниан в самом деле вычеркнул это указание. Но трудно было бы отрицать и то, что похоронные коллегии действительно сделались анахронизмом для юстинианова времени. Христианские общины во времена гонений при языческих императорах сами бывали вынуждены принимать на себя вид похоронных коллегий, для того чтобы обеспечить себе легальное существование, хотя христиане и старались при случае объяснить все различия между полными всяких излишеств торжествами языческих коллегий и полными благочестия и благотворительности христианскими агапами[482]. При христианских императорах не было уже надобности в составлении обществ с целью обеспечения места погребения на случай смерти, так как обычным местом погребения стал служить церковный двор (atrium), расположенный вокруг церкви[483]. Таким образом, для юстинианова права похоронные коллегии составляли во всяком случае уже антикварный институт.
3. То же самое нужно сказать о collegia sodalitia, или просто sоdalitiа, для которых религиозная цель служила только предлогом и которые на самом деле были клубами для общественного развлечения, в конце же республиканского времени сделались политическими клубами для поддержания кандидатуры того или другого лица, хорошо оплатившего эту поддержку, и вследствие этого стали источником смут и опасностей для правительства, которое и запретило их[484].
4. Коллегии ремесленников. В императорское время образовались наследственные цехи, члены которых вместе с их потомками должны были обязательно отправлять известное ремесло как повинность в пользу государства, которое за то освобождало их от несения других повинностей или тягостей. Гай приводит в пример таких коллегий с корпоративными правами хлебопеков или булочников (pistores) в Риме и корабельщиков (navicularii) в Риме и в провинциях[485]. Хлебопеки и корабельщики действительно до времен Юстиниана сохранили наиболее важное значение для государственной жизни, как действовавшие по снабжению столиц продовольствием. Корабельщики, напр., должны были транспортировать поступавший в государственную казну зерновой хлеб, но также и другие предметы городских потребностей, как дерево, и даже поставлять необходимые для государства корабли и ремонтировать их. Обязательная наследственная служба корабельщиков тяготела и на их имуществе, даже если оно переходило, путем универсального или сингулярного преемства, к лицам, не принадлежащим к корпорации. Всякий обладатель patrimonii naviculario muneri obnoxii, хотя бы он занимал высшую должность, обязан был нести лежащее на этом имуществе бремя или же выдать имущество corpori naviculariorum[486]. То же нужно сказать и об ordo или corpus pistorum, а также о разных других корпорациях, которые обязаны были нести повинности по разгрузке доставленного в гавань хлеба, по доставке его в римские магазины (как lenuncularii, codicarii и проч.), а также по перевозке зерна на мельницы из государственных житниц и с мельниц муки в пекарни (как ordo catabolensium). Все эти корпорации возникли в императорскую эпоху и не имеют связи с древними collegia opificum. Только одна из старинных коллегий (collegium fabrum) сохранилась до позднейшего времени, получив при Августе новую организацию в смысле принудительного цеха[487]: это ремесленники, работавшие над твердым материалом (кузнецы, медники, плотники - fabri tignarii). Но и те коллегии, которые не были прямо учреждены правительством, а образовывались сами собою среди ремесленного населения благодаря единству ремесленной или промышленной специальности, получали тот же принудительный характер, и, между прочим, правило о том, что одно и то же лицо не может быть членом двух коллегий[488], вначале установленное, вероятно, для принудительных цехов, а позднее распространенное даже и на похоронные коллегии, должно было действовать как общее правило. Кроме упомянутых коллегий, имеются сведения о существовании разных других коллегий, отчасти служивших городскому благоустройству (как, напр., coll. centonariorum для прекращения пожаров), отчасти снабжавших город мясом (как coll. suariorum по снабжению свининой, coll. pecuariorum и boariorum по снабжению говядиной), отчасти отправлявших повинности в пользу императорского двора (как corpora murilegulorum et conchyliolegulorum для ловли пурпурных улиток, шедших на окраску придворных одежд)[489].
5. Коллегии или декурии подчиненного служебного персонала. Лица подчиненного служебного персонала вообще носили название аппариторов, так как они adparebant, или apparebant magistratibus, состояли в подчинении у магистратов[490]. Декурия в собственном и первоначальном смысле слова означает отделение из десяти лиц, установленное в интересах администрации[491], или отделение корпорации, расчлененной по десяткам; но позднее термин этот сделался настолько техническим, что стал прилагаться и к таким корпорациям этого рода, которые не распадались на отделения[492]. De jure аппариторы при том или другом магистрате должны были назначаться магистратом не далее как на время прохождения должности самим магистратом, т. е. обыкновенно на год. На самом же деле ниоткуда не видно, чтобы служба аппариторов ограничивалась этими пределами. Вероятно, составление декурии (legere in decurias) производилось на несколько лет[493], а может быть, даже и пожизненно[494]. В случае выхода из службы аппаритор мог представить вместо себя кандидата, которого магистрат и утверждал, если не находил в нем ничего укоризненного, а отсюда легко развилась продажа аппариторами своих мест третьим лицам при выходе из службы, так как, натурально, в коллегиях аппариторов должно было существовать определенное число мест. Поэтому покупка места в декурии (decurium emere, или scriptum emere[495]) сделалась способом принятия в ассоциацию[496]. Ассоциация как таковая имела права юридического лица.
6. Общества или товарищества публиканов. Публиканами у римлян (греческ. τελώναι) назывались вообще лица, бравшие у государства в аренду или на откуп какой-либо род государственных доходов[498]. Римская администрация вообще отличалась той особенностью, что предпочитала, так сказать, оптовые операции, оставляя детали и отдельные сделки частным предпринимателям. Так, даже военная добыча и имущество, доставшееся государству путем конфискации или в качестве выморочного, продавались целиком, после чего покупщику предоставлялась распродажа в розницу[499]. Точно так же и взимание различных налогов и повинностей[500] производилось не должностными лицами государства в государственную казну, а частными лицами, обязывавшимися вносить ежегодно в казну круглую сумму. При императорах, впрочем, были сделаны решительные шаги к установлению государственного контроля за взиманием налогов, причем, как надо думать, образцом служила птоломеевская система финансового управления, господствовавшая в Египте до покорения его Римом[501]. Значительнейшие из публиканов были мытари, арендовавшие десятину (decumani)[502], таможенные пошлины (portitores), публичные пастбища (pecuarii, scripturarii). Контракты публиканов с государством назывались locationes, но часто также и venditiones или redemptiones vectigalium, а публиканы - redemptores[503], хотя, как справедливо говорит Книп, договор публиканов с государством не был консенсуальным контрактом, т. е. не был ни куплей, ни арендой, потому что, во-первых, это была хромающая сделка (negotium claudicans), не дававшая места никакому иску против государства, а во-вторых, само государство ни к какому иску против публиканов не прибегало, приступая непосредственно к экзекуции[504]. Цензоры свое право взятия в залог вещей в случае неуплаты налога перенесли и на публиканов, которым в качестве способа принудительной экзекуции с неплательщиков предоставлены были pignoris capio и неразрывно связанное с нею право осмотра[505].
Для операций публиканов требовались большие капиталы, особенно с тех пор как территория римского государства получила громадное расширение, и в аренду стали сдаваться доходы с обширнейших провинций. Поэтому арендаторами могли быть только такие лица, которые имели высший ценз, т. е. принадлежали к сословию всадников, и публиканам именно присвоен был в знак легитимации их в их публичном положении золотой перстень, который позднее стал служить почетным отличием для целого ordo equester[506]. Естественно, что для осуществления такого предприятия, которое требовало больших денежных средств, уже в древнее время составлялись товарищества капиталистов. В составе товарищества различаемы были товарищи собственно (socii) и лица, участвующие в предприятии вкладами (participes или affines)[507].скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно
    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи