Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) -3



 

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия (ДТП) -3

в разделе: Осмотр места происшествия Просмотров: 9 687
По форме вмятины представляется возможным судить о том, какой частью (деталью) образовано повреждение. Поверхность вмятин и ее краев позволяет установить направление движения объекта, оставив¬шего след.
При осмотре царапин обращают внимание на их направление. Оп¬ределение начала и конца царапины производится обследованием грунтовки в зоне царапины. Отслоившаяся грунтовка имеет каплеоб¬разную 4юрму, ее широкий конец направлен в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам каплеобразного отслоения грунтовки, также направлены в сторону приложения силы. Изучение посторонних включений в царапинах (краска, резина, стекло, грязь и т.п.) помогает в установлении детали, оставившей след.
Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боко¬вой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит другой авто¬мобиль, деталь которого образовала царапину, резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это означает резкое снижение скорости (торможение) автомобиля, на котором имеется царапина.
При изучении разреза определяют, какой острой жесткой частью он мог быть оставлен, не имеется ли на гранях разреза наслоений краски, грунтовки и других частиц от детали, причинившей разрез.
' Для определения линии столкновения сопоставляют парные следы на обоих транспортных средствах, совпадающие по своему расстоянию от поверхности грунта, локализации, механизму образования, форме, размерам. Определив следы первичного контакта, устанавливают линию столкновения для каждого транспортного средства в отдельнос¬ти, а затем, сопоставив обе линии столкновения так, чтобы одна из них являлась продолжением другой, выясняют взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения.
При осмотре нижней части автомобиля могут быть обнаружены следы крови, мышечные волокна, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды. Они находятся чаще всего на выступающих частях пе¬реднего и заднего моста, передней оси, рессорах, картере двигателя. Нижнюю часть транспортного средства лучше осматривать из смотро¬вой ямы и поэтому его доставляют в какой-либо гараж, ремонтную мастерскую или станцию технического обслуживания. Перемещение транспортного средства возможно лишь в хорошую, сухую погоду. В ненастное время нижняя его часть будет забрызгана грязью и имев¬шиеся пятна крови, мозгового вещества, волосы, волокна одежды по¬терпевшего могут быть утрачены.
В ходе осмотра необходимо изъять и упаковать следы, вещества, предметы: осколки стекла от разбитых фар, подфарника или ветрового стекла. Влажными марлевыми тампонами снимаются пятна крови, после чего марля высушивается.
Осмотр транспортного средства обычно заканчивается проверкой технического состояния: тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных средств.
В ходе проверки тормозной системы производятся опытные заезды инспектором ГИБДД с применением торможения раздельно ручным и ножным тормозами. Если замедление автомобиля измерялось с помо¬щью деселерометра или деселерографа, то об этом также указывается в

протоколе осмотра места происшествия и отражаются показания дан¬ных приборов. Лента деселерографа изымается и прилагается к прото¬колу осмотра места происшествия.
При выяснении состояния рулевого управления измеряется вели¬чина люфта колеса с помощью специального прибора.
Давление в шинах проверяется с помощью манометра, о чем дела¬ется отметка в протоколе осмотра места происшествия. В нем же фик¬сируется и состояние протектора.
В случае если транспортное средство осматривается не на месте ДТП, то описывается, а также фотографируется рисунок протектора, его особенности. Это важно тогда, когда водитель скрылся с места про¬исшествия.
Если ДТП случилось в ночное время и фары не повреждены, уста¬навливается освещенность пути фарами осматриваемой машины путем включения ближнего и дальнего света. Об этом делается соответствую¬щая запись в протоколе с указанием видимости в метрах освещаемого пути.
Следы и повреждения, имеющиеся на транспортном средстве, опи¬сываются по общим правилам фиксации результатов следственного осмотра: с указанием точного места их расположения, наименования узла и детали транспортного средства.
Осмотр трупа
Труп осматривается по общим рекомендациям, изложенным в 14. Од¬нако при расследовании ДТП необходимо особенно тщательно:
1) зафиксировать позу трупа, сориентировать его в пространстве на проезже.й части (или к ней, когда он находится вне проезжей части), зафиксировать его взаиморасположение с транспортным средством или следами ТС, его местоположение по отношению к проезжей части дороги, неподвижным ориентирам, иным предметам, имеющим отно¬шение к автопроисшествию; замерить необходимые расстояния.
Для установления взаимного расположения трупа и транспортного средства производится измерение расстояний между ними, трупом и придорожными неподвижными предметами. Измерение расстояния между трупом и транспортным средством проводится трижды: от голо¬вы трупа и подошвенных поверхностей обеих стоп до боковой стороны транспортного средства, от головы (стоп) до уровня переднего бампера или уровня передних колес автомобиля. Полученные данные (в метрах и сантиметрах) заносятся в протокол и схему ДТП.

Для расследования механизма ДТП очень важно зафиксировать позу трупа (лежа, вверх или вниз лицом, на боку, в сидячем, полусидя¬чем или других положениях), членорасположение (в каких суставах и как согнуты верхние и нижние конечности либо как они выпрямлены и вытянуты). Отмечают также, куда направлено лицо потерпевшего, положение головы;
2) зафиксировать месторасположение, размеры и форму следов крови: на одежде и теле потерпевшего. Это позволяет установить поло¬жение тела в момент травмы, после получения травмы и возможные его перемещения. Расположение и форма следов крови на одежде и теле пострадавшего зависят от его положения в момент травмы, от характе¬ра и места повреждений мягких тканей и других условий. Потеки крови вдоль трупа и наличие капель крови на полотне дороги дают основание для суждения о том, что потерпевший после травмы какое-то время находился в вертикальном положении.
Следы крови на одежде фиксируются в протоколе осмотра: указы¬вается их расположение, форма, размер, количество, цвет, наличие под¬сохшей корочки и степень пропитания ткани одежды;
3) обратить внимание на состояние одежды (застегнута, расстегну¬та, изменено ее обычное положение на теле); наличие повреждений на одежде и их вид (разрывы, разрезы, скручивание, наличие следов воло¬чения), наличие отпечатков частей транспортного средства (протекто¬ра, выступающих частей автомашины и т.п.); наложения почвы, краски, смазочных материалов, металлической пыли, осколков стекол, иных загрязнений.
В результате автотравмы на одежде трупа могут образоваться раз¬рывы, раздавливания (вдавливания) и наложения веществ с ударяю¬щихся частей автомобиля. При этом края повреждений ткани одежды будут неровными, разволокненными, с выявляемыми на просвет нитя¬ми различной длины, перемычками из нитей или кусочков ткани. При ударе выступающими частями транспортного средства под углом, близким к прямому, на одежде можно обнаружить отпечатки деталей машины. Эти отпечатки легче выявляются на плотных хлопчатобумаж¬ных тканях и хуже — на ворсистых. Следы на тканях одежды следует сфотографировать при косо направленном освещении или инфракрас¬ных лучах.
В отличие от разреза при разрыве ткани концы нитей расположены беспорядочно, нарушена правильность их переплетения в местах раз¬рыва.
При волочении (скольжении) тела по грунту или твердому покры¬тию дороги следы волочения на одежде имеют большие размеры и

различные направления. Это дает возможность определить направле¬ние скольжения тела, а следовательно, и транспортного средства. Одно¬временно с одеждой должен быть осмотрен головной убор, место его нахождения, повреждения на нем, загрязнения и следы других нало¬жений;
4) при осмотре обуви установить наличие (или отсутствие) на по¬дошвах характерных следов скольжения в виде прямолинейных или •дугообразных трасс.
На подошвах обуви остаются характерные следы скольжения, рас¬положение и форма которых учитываются при разрешении вопроса о механизме травмы и точке наезда.
При обнаружении параллельных царапин на подошвах обуви можно говорить о скольжении потерпевшего подошвами по полотну дороги при вертикальном положении тела. Царапины на подошвах обуви чаще всего образуются при ударе автомобиля с последующим отбрасыванием тела;
5) установить наличие:
а) ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран. При этом определяются их локализация на частях тела, расстояние от подо¬швенной части стопы; исследуется вопрос, какими частями транс¬портного средства они предположительно оставлены (фарами, об¬лицовкой радиатора, бампером и т.п.);
б) отпечатков рисунка одежды на теле, позволяющих в дальней¬шем определить места приложения значительной силы;
в) установить места ненормальной подвижности костей, нали¬чие крепитации.
По результатам осмотра трупа можно сделать предположение о ме¬ханизме травмы исходя из особенностей обнаруженных повреждений. При этом выделяются повреждения, характерные для переезда, наезда, сдавливания частями транспортных средств, падения с движущегося автомобиля и др.
При ударе выступающими частями транспортного средства (под¬фарником, фарой, крылом, кабиной, бортом, колесом) на месте прило¬жения силы могут быть обнаружены ссадины, царапины, кровоподте¬ки, раны, иногда воспроизводящие контуры деталей ударяющей по¬верхности. На коже возможен отпечаток рисунка ткани одежды. На месте удара передним бампером возникают повреждения мягких тка¬ней, переломы, трещины костей нижних конечностей, по расположе¬нию соответствующие уровню бампера. При повреждениях нижних конечностей передним бампером автомашины возможны «бампер-переломы» бедренных костей, а иногда и костей голени.

Переломы костей свода и основания черепа — результат удара голо¬вой пострадавшего о крыло, капот, борт. От удара подфарником, фарой, облицовкой радиатора возникают ссадины, царапины, кровоподтеки, раны. На одежде иногда обнаруживаются осколки стекла, частицы краски, металла, частицы дерева. При ударах выступающими частями, и в частности болтами, на трупе бывают характерные повреждения, повторяющие контуры следообразователя. При переезде транспорт¬ным средством грудной клетки в месте приложения силы ломаются ребра, грудная клетка сплющивается.
При отбрасывании и волочении тела потерпевшего повреждения располагаются, как правило, на стороне, противоположной точке со¬прикосновения с частями автомобиля. На теле наблюдаются ссадины, кровоподтеки, скальпированные раны, переломы ребер, костей черепа, скелета.
При переезде колесами повреждения вызываются сдавливанием тела. Характер повреждений при переезде зависит от вида транспорт¬ного средства, состояния дороги, свойств одежды, сопротивления тка¬ней и анатомических особенностей частей тела, через которые перека¬тывается колесо.
При переезде головы возникают множественные переломы костей свода и оснований черепа, размятое вещество головного мозга выдав¬ливается из полости черепа наружу.
При переезде через область таза происходит перелом тазовых кос¬тей. Повреждения на коже мягких тканей и на тазовых костях более выражены со стороны накатывания колеса.
При ДТП возможно получение пострадавшими повреждений в виде ожогов, отравлений продуктами горения, парами бензина (в том числе этилированным), топливным газом, выделяющимся из поврежденной газовой аппаратуры питания. Закончив осмотр трупа на месте его об¬наружения, врач вместе со следователем продолжают осмотр места происшествия и, в частности, транспортных средств.
При осмотре трупа особое внимание обращается на отсутствие сле¬дов и предметов, которые по характеру происшествия должны бы иметь место, но при осмотре не обнаружены (следы крови возле трупа или под трупом при наличии обширных повреждений тела и т.п.). Располагая результатами осмотра трупа на месте его обнаружения, данными о вза¬имном расположении трупа, транспортного средства, его следов на по¬лотне дороги и другими фактами, можно составить мнение о месте непосредственного столкновения тела пострадавшего с транспортным средством, положении тела в момент столкновения и механизме воз-никновения повреждений.

Особенности осмотра места ДТП, когда водитель с места происшествия скрылся на автомашине
В случаях когда водитель скрывается с места происшествия вместе с транспортным средством, основное внимание обращают на следы, с тем чтобы установить вид и модель транспортного средства, а в дальней¬шем отождествить его, когда транспортное средство будет обнаружено.
С этой целью следователю необходимо:
а) изучить следы, оставленные колесами транспортного .средства на
дорожном покрытии;
6) изучить следы, возникшие на объектах окружающей обстановки и на потерпевшем при воздействии частей транспортного средства;
в) обнаружить отделившиеся детали, следы горючего и смазки,
части груза;
г) получить представление о том, какие повреждения могли возник¬нуть в результате дорожного происшествия на самом транспортном
средстве.
Изучив сведения, полученные от свидетелей и очевидцев, а также
следы, обнаруженные на месте происшествия, следователь дает зада¬ния работникам уголовного розыска и ГИБДД о преследовании и об¬наружении транспортного средства, на котором водитель скрылся с
места происшествия.
Для организации этой работы рекомендуется:
1) сообщить работникам уголовного розыска и ГИБДД следующие сведения: предполагаемые вид транспортного средства, модель, окрас¬ку, другие признаки, выявленные в ходе осмотра места происшествия
и опроса очевидцев;
2) указать, какие повреждения, поломки, деформации, соскобы, ца¬рапины, наслоения краск»:, крови и т.д. могут быть обнаружены на ра¬зыскиваемом транспорте;
3) указать наиболее вероятные пути дальнейшего следования
• транспортного средства с учетом географического положения района и дорожно-транспортной обстановки;
4) обеспечить проверку транспорта, имеющего признаки, установ¬ленные для скрывшегося автомобиля, используя сведения о местона¬хождении производственных и бытовых предприятий, автобаз, гара¬жей, учреждений, имеющих транспортные средства, стоянок.
С целью установления вида, модели и марки транспортного средст¬ва измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой до¬рожки. В зависимости от вида транспортного средства (легковой, гру¬зовой и т.п.) на месте происшествия остаются следы передних и задних

одиночных шин — если это легковой автомобиль, передних одиночных и задних двойных — если автомобиль грузовой, узких передних и ши¬роких одиночных задних — если это был колесный трактор, а также широких одиночных передних и задних — если это грузовой автомо¬биль повышенной проходимости.
Ширина колеи автомобиля измеряется между центрами одиночных передних или задних следов шин и между центрами промежутков пра¬вой и левой пары следов задних шин.
Следы передних шин часто уничтожаются следами задних. Поэтому для измерения ширины колеи передних шин необходимо пройти по следам транспортного средства в обе стороны от места происшествия (если это возможно) до поворота. В этом месте следы передних шин, как правило, заметны. При объезде выбоин на дорогах они также сохра¬няются. Если в происшествии участвовал мотоцикл с коляской, то ши¬рина колеи измеряется от центра следа заднего колеса мотоцикла до центра следа колеса коляски.
У трехколесных (грузовых) мотороллеров ширина колеи измеряет¬ся между центрами следов задних шин.
Важное значение для установления модели имеет база автомобиля, т.е. расстояние между передней и задней осями. В зависимости от ха¬рактера следов база определяется различными способами. Наиболее точно она может быть измерена по следам разворота автомобиля с использованием заднего хода: между концами следов передних и зад¬них шин при первой остановке и между концами следов задних и пе¬редних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между кон¬цами следов «юза» передних и задних колес. Кроме того, базу автомо¬биля определить по следам стоянки, во время которой образуются лож¬бинки, проталины, углубления в мягком грунте и т.п.
Для установления модели шины (что даст возможность по справоч¬ным таблицам определить модель транспортного средства) важно за¬фиксировать форму рисунка протектора. Для описания в протоколе осмотра места происшествия формы рисунка протектора отграничива¬ется часть следа, равная одному шагу (шаг — это участок протектора, на котором находятся все элементы, определяющие строение рисунка), а на схеме делается его зарисовка. Кроме того, измеряется величина элемента рисунка. При одинаковом рисунке размер его элементов может быть разным.
Изучение следов транспортных средств позволяет решить и иную важную задачу на месте происшествия: установить направление дви¬жения транспортного средства в тех случаях, когда водитель скрылся с

места происшествия. Существует немало признаков, по которым можно определить направление движения:
— при переезде лужи на большой скорости брызги воды и жидкой грязи летят вперед и в стороны;
— капли воды из радиатора, масла и других жидкостей, упав при движении, на поверхности дороги имеют вытянутую форму, обращен¬ную узким концом в сторону движения транспортного средства;
— на мягком грунте ветви растений ломаются в точке переезда. При дальнейшем движении колеса изломанная часть проворачивается в противоположную движению сторону, а концы указывают о направле¬нии движения;
— при движении по мягкому грунту, особенно на подъеме, на дне следа образуются уступы, пологие стороны которых направлены в сто¬рону движения;
— на рыхлой почве между углублениями рисунка протектора попа¬дают кусочки земли. В результате вращения колеса с большой скорос¬тью создается центробежная сила, которая отбрасывает их в сторону, противоположную движению;
— трава под колесами сминается в сторону движения автомашины, а при пробуксовке (особенно на мокром лугу, поле) концы травинок направлены в противоположную движению сторону;
— при переезде камня он вдавливается в мягкий грунт. Поскольку сила давления на камень вначале действует не сверху, а сбоку, то около вдавленного камня со стороны, противоположной направлению движе¬ния, образуется ямка;
— на различном расстоянии могут быть обнаружены отломанные детали транспортного средства, часть груза и т.п. Их обнаружение от¬носительно места наезда и будет указывать на направление движения автомобиля;
— при повреждении окружающих объектов (деревья, столбы, до¬рожные указатели и т.п.) по форме, механизму образования и направ¬лению следов также можно установить направление движения транс¬портного средства. Если автомобиль впоследствии был разыскан, то появляется возможность идентифицировать его по следам, оставлен¬ным на месте происшествия и на окружающих объектах.
Фиксация результатов осмотра ДТП
Включает в себя:
1) фотовидеосъемку места ДТП;
2) составление протокола;
3) составление схемы ДТП.

Особенности фотовидеосъемки при осмотре места ДТП
Основное требование фотосъемки — правильность выбора точек фото¬съемки, так как от этого зависит точность воспроизведения обстановки на месте ДТП. Фотосъемка с высокой точки в значительной степени влияет на глубину переднего плана и это может привести к неправиль¬ному восприятию расстояния, глубины и перспективы снимка. Поэто¬му необходимо выбрать точку съемки, сводящую к минимуму этот отрицательный эффект. Необходимо выбрать точку съемки с такого места, которое бы отражало специфические условия видимости и об¬становки ДТП, т.е. чтобы фотоснимки соответствовали показаниям свидетелей, очевидцев, потерпевших и водителей, других участни¬ков ДТП.
Перед началом фотосъемки нужно:
1. Убедиться в том, что все очевидцы и другие лица находятся вне кадра.
2. Фотографировать транспортное средство по диагонали с двух противоположных точек — это обеспечит на двух фотографиях полный обзор транспортного средства со всех сторон.
3. Выбрать точку съемки, обеспечивающую получение максимума информации на минимальном количестве снимков.
4. Включать в каждый кадр точку отсчета (привязки). При сложных ДТП рекомендуется, помимо фотосъемки, проводить и видеосъемку, причем под разными углами и в различных направле¬ниях.
Фото- и видеосъемки следует проводить так, чтобы в объектив попало все, что указывает на место расположения автомобилей: до¬рожные знаки, вывески, километровые указатели и т.д. Кроме того, необходимо также, чтобы снимки места ДТП позволяли определить виды обломков и их расположение, заметить следы, например про¬лившейся жидкости, на дорожном покрытии и даже, возможно, по-вреждения вокруг МП.
Очень важно, чтобы автомобили были сфотографированы или сняты на видеопленку со всех сторон: спереди, сзади и с обоих боков. Необходимо запечатлеть все детали автомобилей, даже те, которые не имеют следов повреждений, так как иногда возникает необходимость отразить в протоколе непострадавшие части.

Схема места происшествия
В ходе осмотра места ДТП наряду с протоколом осмотра должна быть составлена схема, которая нередко играет существенную роль при ана¬лизе обстановки автопроисшествия.
На схеме необходимо показать наиболее важные элементы обста¬новки ДТП, которые могут привести к объективным выводам о меха¬низме ДТП, в частности:
1) точки, места столкновения или наезда;
2) объекты — расположение ТС или потерпевшего;
3) следы торможения, юза, заноса, скольжения отделившейся грязи
и т.д.;
4) отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбои¬ны, царапины, маслянистые пятна и т.д.);
5) отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при
столкновении, и т.д.
Схема служит для того, чтобы зафиксировать примерное взаимное
расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно автодороги и предполагаемого места столкновения, с указанием на ней требуемых измерений (размеров). Это так называемая «черновая»
схема осмотра места ДТП.
В дальнейшем обычно всегда составляется более подробная схема
осмотра места ДТП, которую, как правило, обязаны подписать все лица, подписавшие «черновую» схему, не исключая и понятых. При необхо¬димости можно провести повторный осмотр места ДТП, если на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе Дела (потерпевшие, води¬тель и т.д.), и имеются для этого достаточные основания.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи