Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза
 

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 8789
Одна из наиболее сложных комплексных проблем науки — проблема психического состояния человека. В ряде наук о чело¬веке видное место принадлежит психологии и психиатрии. Об¬щим объектом их научного изучения является психика человека, причем одна из ветвей медицинской психологии — патопсихо¬логия, как и психиатрия, исследует в основном психическую патологию. Именно на стыке экспертного приложения психиат¬рии и психологии в начале 70-х годов во ВНИИ общей и судеб¬ной психиатрии им. В.П. Сербского возникла комплексная пси¬холого-психиатрическая экспертиза (КППЭ).
Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экс¬пертизы в общей классификации экспертных наук относятся к одному классу и рассматриваются в качестве пограничных родо¬вых экспертных дисциплин. Это определено их единой направ¬ленностью на исследование особенностей психики человека.
Специфику предмета судебно-психиатрической экспертизы образуют устанавливаемые в экспертном исследовании фактиче¬ские данные о патологических отклонениях в психическом функционировании лица (подэкспертного) и выяснение их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свои действия, прежде всего—инкрими¬нируемые ему деяния.
Специфику предмета судебно-психологической экспертизы составляют фактические данные о результатах влияния на психику окружающего, о воздействии на поведение подэкспертного непатологических психических факторов: возрастного, ситуаци¬онного, эмоционального, личностного. Вместе с тем судебно-психологическая экспертиза может диагностировать и оценивать воздействие некоторых психопатологических причин (патопси¬хология).
КППЭ — это исследование, затрагивающее пограничные меж¬ду психологией и психиатрией проблемы. Для выработки выводов такая экспертиза использует специальные познания, относящиеся к общим научным дисциплинам, применяет специфические мето¬ды, сложившиеся в психологии и психиатрии, сопоставляет и ин¬тегрирует данные психологических и психиатрических исследова¬ний. Основными предпосылками существования такого рода экс¬пертизы являются наличие общих для психологии и психиатрии проблем, постоянное усиление в правоохранительной деятельно¬сти тенденций к индивидуализированной оценке психических особенностей и возможностей участников уголовного процесса (обвиняемых, свидетелей, потерпевших), раскрытие внутренних механизмов их поведения в конфликтных ситуациях.
Предметом психологии является изучение психики как функ¬ции мозга, состоящей в отражении объективной реальности, за¬конов порождения и функционирования психического отраже¬ния. Психология изучает психические процессы и состояния, свойства личности человека в их «филогенетическом и онтогене¬тическом развитии». Психиатрия изучает причины и сущность психических заболеваний, характерными чертами которых яв¬ляются нарушения, искажения или неполнота психического от¬ражения явлений действительности. Однако некоторые виды болезненных отклонений от психической нормы, отдельные психические заболевания и их конкретные проявления изучают¬ся и психологией, и психиатрией. Это прежде всего относится к так называемым пограничным состояниям и олигофрении. Психо¬логия и психиатрия являются пограничными взаимопроникаю¬щими областями научного знания, изучают один и тот же объект с помощью взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования. Они имеют соотносимую систему понятийных единиц, позволяющую более полно и всесторонне описывать феномены и механизмы психических расстройств. Последние в связи с этим становятся доступными взаимной критической оценке со стороны психиатров и психологов, причем как на теоретическом, так и на практическом уровне.
На основании вышеизложенного наиболее полное определение, отражающее сущность КППЭ, дает ИА Кудрявцев: «КППЭ — это одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, ос-нованная на совместном рассмотрении и интегративной оценке результатов скоординированного применения для исследования психической деятельности обвиняемых (подозреваемых), потер¬певших и свидетелей специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-психиатра с целью достоверного наиболее полного и все¬стороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования и входящие в сферу совмест¬ной (совокупной) компетенции экспертов» [28, с.17].
КППЭ имеет собственные цели и задачи и способна решать вопросы, которые объективно и научно обоснованно не могут быть решены посредством проведения других экспертиз. Сохра¬няя связи с обеими экспертизами, она отличается и от той, и от другой. Этим объясняется ее актуальность и необходимость практического применения.
Юридическое значение КППЭ определено тем, насколько зна¬чимы и необходимы в правоохранительной деятельности вопро¬сы, составляющие предмет КППЭ. Предметом таких экспертиз, как судебно-психологическая, судебно-психиатрическая и КППЭ, является установление влияния особенностей психиче¬ского состояния личности на качество отражения и регуляции поведения лица (подэкспертного) в интересующий следователя (суд) момент. Специфику предмета КППЭ образует направлен¬ность экспертного исследования на установление эффекта (ре¬зультата) взаимодействия болезненных (психопатологических) и неболезненных (возрастного, ситуационного, эмоционального, личностного) психических факторов и определение на основе учета этого системного качества наиболее полной и точной ме¬ры их влияния на характер психического отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица в интересующий следова¬теля (суд) период.
Юридическое значение КППЭ наиболее целесообразно рас¬сматривать в рамках компетенции, предложенной М.М. Коченовым [22, с. 123—124], согласно которой предметом КППЭ яв¬ляются, во-первых, психическое состояние и заключение о вме¬няемости подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, страдающих олигофренией в степени легкой дебильности, психофизическим или психическим инфантилизмом, психопатиями и неврозами, обнаруживающих признаки отставания в психическом развитии на почве остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы.
Юридическое значение КППЭ в данном случае определено ст.22 УК РФ, согласно которой уже учитывается и ограниченная способность вменяемого лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие психического расстройства.
Правовые последствия анализируемой ограниченной спо¬собности являются сложными, состоящими по меньшей мере из двух элементов. Первый из них — учет ограниченной вме¬няемости при назначении наказания — относится прежде всего к способности быть субъектом уголовной ответственности и выражается, в частности, в квалификации ограниченной вме¬няемости в качестве обстоятельства, смягчающего ответствен¬ность. Второй элемент обозначен в УК как сочетание приме-нения наказания с принудительными мерами медицинского характера, т.е. учитывается способность человека быть субъек¬том отбывания наказания.
Осужденный с психическими аномалиями нуждается в при¬менении дополнительных медико-психологических мер не толь¬ко и не столько потому, что в момент совершения преступления имеющиеся психические расстройства ограничивали его способ¬ность к осознанию и руководству своими поступками, сколько потому, что ко времени отбывания наказания его психические отклонения будут затруднять применение «обычных» стандарт¬ных исправительных мер, препятствуя тем самым достижению цели наказания. Очевидно, что для решения этих вопросов не¬обходимы специальные познания в области комплексного пси¬холого-психиатрического исследования.
Во-вторых, КППЭ определяет психическое состояние и вы¬водит заключение с учетом уровня психического развития и ин¬дивидуальных особенностей и способностей сознавать значение своих действий и руководить ими у несовершеннолетних, имеющих перечисленные ранее признаки болезненного рас¬стройства.
В соответствии с ныне действующим УПК РСФСР юридиче¬ское значение КППЭ претерпело существенные изменения. Как указывает Г.М. Миньковский, КППЭ целесообразно назначать в случаях, когда умственная отсталость может быть связана с олигофренией в степени дебильности, с психофизическим ин¬фантилизмом, астеническим синдромом. Экспертиза прежде всего устанавливает, страдал ли несовершеннолетний психиче¬ским заболеванием, и если да, то решается вопрос о его вменяе¬мости; в данном случае несовершеннолетние подпадают под действие ст.22 УПК РСФСР. Если устанавливается, что несо¬вершеннолетний не страдал психическими заболеваниями, то применяется ч. 3 ст. 20 УПК РСФСР, согласно которой «вследст¬вие отставания в психическом развитии, не связанного с психи¬ческим расстройством, во время совершения общественно-опас¬ного деяния не мог в полной мере осознавать фактический ха¬рактер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственно¬сти» (Комментарий к УПК. М., 1997. С.631). Необходимость вы¬яснения наличия или отсутствия психических расстройств у не¬совершеннолетнего обвиняемого для решения экспертных во¬просов предопределяет предпочтительность назначения неодно¬родной судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертизы, а также КППЭ.
В-третьих, КППЭ назначается для определения психического состояния свидетелей и потерпевших, обнаруживших признаки олигофрении в степени дебильности, психопатии, психофизиче¬ского инфантилизма и иных пограничных состояний, для дачи заключения о способности их правильно воспринимать, запо¬минать и воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела. Свидетелем в уголовном процессе может выступать любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежа¬щие установлению по данному делу, за исключением лиц, ука¬занных в законе (ст.72 УПК). В частности, ограничением высту¬пает неспособность свидетеля правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и в последующем их воспроизводить, давать о них показания (п.2 ч.2 ст.72 УПК). П.З ст.79 УПК уста¬навливает обязательное назначение альтернативных медицин¬ской, психиатрической или психологической экспертизы (воз¬можно и проведение комплексной экспертизы судебным меди¬ком, психологом и психиатром) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в слу¬чаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
В-четвертых, КППЭ назначается для установления наличия или отсутствия физиологического аффекта в момент совершения противоправных действий у лиц, страдающих психическими за-болеваниями. Юридическое значение КППЭ определяется тем, что возможна диагностика физиологического аффекта у психи¬чески больных. Последний, по общему мнению психологов и психиатров, по своему происхождению и содержанию относится к эмоциональным состояниям, не выходящим за пределы пси¬хической нормы, но он может возникнуть и у больных шизо¬френией, эпилепсией, маниакально-депрессивным психозом. Причем, как утверждает М.М. Коченов, КППЭ полезна только в отношении лиц, у которых болезненная симптоматика не вы¬тесняет действие общепсихологических законов психического развития и психической деятельности.
В-пятых, КППЭ назначают при определении психического состояния потерпевших по половым преступлениям, имеющих указанные ранее психопатологические признаки, и для дачи за¬ключения об их способности правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротив¬ление при посягательствах на их половую неприкосновенность. Юридическое значение экспертизы в данном случае обусловлено необходимостью определения судебно-следственными органами беспомощного состояния потерпевшей, которое является квали¬фицирующим признаком состава преступления по ч. 1 ст. 131 УК РФ («Изнасилование») и ч. 1 ст. 132 УК РФ («Насильствен¬ные действия сексуального характера»).
Постановление пленума Верховного Суда № 4 от 22 апреля 1992 г. в п. 5 определяет беспомощное состояние потерпевшей как «неспособность понимать характер и значение совершаемых с нею преступных действий или оказывать сопротивление ви¬новному».
Практически все рассмотренные болезненные расстройства психики могут оказывать существенное влияние на поведение потерпевших, хотя это далеко не всегда так очевидно, как при олигофрении в степени имбицильности или идиотии либо ши¬зофрении с продуктивной симптоматикой. Этим объясняется использование в данном случае заключения КППЭ.
К предлагаемой М.М. Коченовым классификации задач КППЭ следует добавить КППЭ по факту самоубийства, по¬скольку при доказывании такого факта суд и следствие обычно сталкиваются с проблемами квалификации: во-первых, по ст. 110 УК РФ («Доведение до самоубийства»), во-вторых, по ст. 63 УК РФ («Обстоятельства, отягчающие ответственность»). Основной целью квалификации при этом является доказательст¬во наличия или отсутствия причинно-следственной связи между действиями обвиняемого и фактом самоубийства потерпевшего. Надо подчеркнуть, что психическое состояние суицидента мо¬жет носить и психопатологический характер, поэтому для судеб-но-следственных органов по делам о самоубийстве предпочтительнее назначать не однородную судебно-психологическую экспертизу, а КППЭ.
Вопросы, выносимые на разрешение КППЭ. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза назначается в отноше¬нии обвиняемых (свидетелей, потерпевших), выявляющих по-граничные состояния психического здоровья. К ним могут быть отнесены минимальная мозговая дисфункция, последствия ор¬ганического поражения головного мозга, интеллектуальное не¬доразвитие в форме олигофрении степени дебильности, психо¬патии, неврозы и др.
Необходимо развеять заблуждение некоторых следователей, полагающих, что быстрее и проще назначить КППЭ, чем прово¬дить две экспертизы — психиатрическую и психологическую. Нельзя забывать, что комплексная экспертиза — это не механи¬ческое соединение двух видов экспертиз. Она имеет собствен¬ные задачи, предмет, объект и методы.
Основными задачами КППЭ, по мнению И.А. Кудрявцева, являются:
1) квалификация психического состояния испытуемого, оп¬ределение природы, вида и типа психической патологии, ее тя¬жести и личностного выражения, установление взаимоотноше¬ния психопатологического и нормально-психологического в психике, взаимодействия явления «полома», недостаточности с проявлениями компенсации, защиты в процессе нормальной или патологической психической адаптации к требованиям си¬туации;
2) определение некоторых устойчивых психологических свойств, личностных черт и динамических состояний психики испытуемого с «пограничной» психической нормой или «погра¬ничной» патологией психики: вида и глубины эмоциональных реакций в интересующий правоохранительные органы момент, индивидуально-психологических особенностей аномальных или акцентуированных личностей, природы и степени пограничной умственной отсталости;
3) определение влияния выявленных характеристик личности и особенностей психического состояния испытуемого с «погра¬ничными» проявлениями нормы и психопатологии на его воз-можность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свое криминальное или виктимное поведение в конкретной си¬туации [28].
Поэтому назначать КППЭ следует в отношении лиц, имеющих пограничные состояния психического здоровья, о чем могут свидетельствовать медицинская документация, пока¬зания свидетелей об их отклоняющемся от нормы поведении, а также само поведение обвиняемого (свидетеля, потерпевшего) в ходе следствия.
Задачей КППЭ является определение психических анома¬лий, существенно влияющих на познавательно-ориентационную деятельность обследуемого лица, которые могут быть выявлены только на базе интеграции психологических и психиатрических знаний. Экспертиза проводится одновременно и совместно экс¬пертом-психологом и экспертом-психиатром. Ее объектом яв¬ляются проходящие по делу лица, проявляющие признаки по¬граничных состояний: легкие степени олигофрении, различные психопатические состояния, психопатии.
На разрешение КППЭ могут быть поставлены следующие задачи:
1) квалифицировать психическое состояние подэкспертного лица (определить тип и вид его психической аномалии);
2) выяснить, имеются ли у подэкспертного такие особенно¬сти умственной деятельности, которые могут препятствовать осознанию им значения противоправных действий и руководить своими действиями в ситуации совершения правонарушения;
3) определить степень влияния характериологических осо¬бенностей обследуемого лица на реализацию противоправного поведения;
4) диагностировать состояние аффекта у психопатических личностей.
Приведем формулировки вопросов на разрешение КППЭ по В.Ф. Енгалычеву и С.С. Шипшину [11, с. 162]:
1. Страдает ли испытуемый психическим заболеванием, и ес¬ли да, то каким?
2. Выявляет ли испытуемый признаки пограничных прояв¬лений нормы и психопатологии, и если да, то в чем конкретно они выражаются?
3. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он полностью осозна¬вать значение своих действий?
4. Учитывая состояние психического здоровья испытуемого и особенности исследуемой ситуации, в какой мере он мог руко¬водить своими действиями?
Особой разновидностью патологической почвы противо¬правного поведения являются состояния алкогольного опьяне¬ния. Значительная часть преступлений совершается в этом состоянии. При определении субъективных сторон состава престу¬пления, совершенного в состоянии алкогольного опьянения, возникает ряд трудностей, если не рассматривать подобное со¬стояние как патологическое. Индивидуальное своеобразие дан¬ного состояния требует экспертного психолого-психиатричес¬кого исследования. В состоянии алкогольного опьянения суще¬ственно меняется эмоционально-волевая регуляция поведения, при этом неадекватно завышается самооценка, возникает доми¬нирование внешне обвиняющих, самозащитных форм реагиро¬вания, снижается порог эмоциональных реакций. Совершение преступления в состоянии аффекта лицом, находящимся в ста¬дии алкогольного опьянения, также имеет существенные осо¬бенности.
Считаем нужным обобщить наиболее важные условия обос¬нованности назначения КППЭ и по постановке вопросов, соот¬ветствующих уровню научной компетенции экспертов, кругу правомочий, теоретических знаний и опыту КППЭ. Мы соглас¬ны с И.А. Кудрявцевым, наиболее четко определившим круг во¬просов, которые могут быть поставлены на разрешение КППЭ на современном этапе [28, с. 55-62]. Среди них можно выделить следующие.
1. Установление индивидуально-психологических особенностей личности подэкспертных, перенесших нервно-психические вредно¬сти и (или) имеющих признаки пограничной психической патоло¬гии, выяснение их влияния на поведение в интересующий следова¬теля и суд момент.
Употребление термина «индивидуально-психологические особенности» обусловлено тем, что они включают способности, систему отношений мировоззрение, ценности и мотивы, при¬вычные способы адаптации и реагирования, темперамент, харак¬тер, культурные различия, эмоциональные особенности и т. д.
Типичной ошибкой при формулировании вопросов в данном случае является применение вместо обобщенного термина «ин¬дивидуально-психологические особенности» более узкого поня¬тия — «черты личности», «характер», «темперамент».
2. Установление у лиц с признаками психической патологии или перенесших нервно-психические вредности вида и глубины эмоцио¬нальных реакций в интересующий следователя и суд момент.
Соответствующий вопрос может быть сформулирован так: Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемых ему действий в состоянии аффекта? Типичной ошибкой при формулировании вопроса в данном случае является выяснение судебно-следственными органами наличия у подэкспертного в момент совершения инкриминируемых ему действий состояния физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, оказавшего существенное влияние на его сознание и поведение, как того требовало прежнее уго¬ловное законодательство.
В новом УК РФ аффект используется только как квалифи¬цирующий признак и включает как физиологический аффект и его варианты, так и эмоциональные состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение.
3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полно¬стью осознавать значение своих действий, и определение, в какой мере они способны руководить ими.
Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хрони-ческим психическим расстройством, временным психическим рас¬стройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)? При отрицательном ответе правомерен вопрос: Имеется ли у не-совершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом разви¬тии, не связанное с психическим расстройством? Основной во¬прос должен быть сформулирован следующим образом: Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкримини¬руемого ему деяния осознавать фактический характер и общест¬венную опасность своих действий либо руководить ими ?
Ошибкой является формулирование вопроса о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняе¬мого его паспортному (календарному) возрасту, ибо данный во¬прос не входит в компетенцию экспертов.
4. Установление способности свидетелей и потерпевших, пере¬несших те или иные нервно-психические вредности и (или) обнару¬живающих признаки психической патологии, правильно восприни¬мать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
При этом не следует формулировать вопросы, относящиеся к определению достоверности показаний свидетелей и потерпевших:
Можно ли доверять показаниям подэкспертного. Есть ли у подэкс¬пертного склонность ко лжи? и прочие, ибо оценка показаний — исключительная прерогатива судебно-следственных органов.
5. Установление способности малолетних и несовершеннолет¬них потерпевших по делам об изнасиловании, обнаруживающих признаки психических отклонений или (и) перенесших нервно-психические вредности, правильно понимать характер и значение действий виновного и оказывать сопротивление.
Оптимальной формой вопроса будет такая: Могла ли потер¬певшая по уровню своего интеллектуального и личностного разви¬тия, а также особенностям психического состояния в момент происшествия правильно понимать характер и значение действий обвиняемого или оказывать сопротивление с учетом обстоятельств конкретной обстановки, ситуации (указать, каких)?
6. Установление наличия у лица, покончившего жизнь само¬убийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству, и возможных при¬чин возникновения этого состояния.
При этом должны формулироваться следующие вопросы: В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству? Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать, какими) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовав¬ший самоубийству?
Перед КППЭ не могут быть поставлены такие задачи, как:
1) определить поведенческие особенности лица в состоянии алкогольного опьянения;
2) выяснить, находилось ли лицо во время происшествия в состоянии алкогольного аффекта.
Раскрытие психолого-психиатрической экспертизой структу¬ры личности подэкспертного лица может быть использовано су¬дом при анализе мотивов правонарушения. В ряде случаев субъ¬ективная сторона так называемых безмотивных преступлений раскрывается на основе расшифровки общих особенностей мотивационной сферы личности.
Общая оценка комплексной психолого-психиатрической экспер¬тизой психологического статуса личности. Коль скоро в компетен¬цию КППЭ входят имеющие юридическое значение вопросы, связанные с деяниями лиц, страдающих определенными психиче¬скими аномалиями и психическими расстройствами, то представ¬ляется необходимым проанализировать такие отклонения с пси-хологической точки зрения. В данном случае речь идет о различ¬ных психопатологических расстройствах личности, олигофрении в степени дебильности, сходных с ними олигофреноподобных де¬фектах и так называемых пограничных состояниях.
Согласно принятому в современной психиатрии перечню психических заболеваний олигофрения относится к заболеваниям непсихотического характера. Это сборная группа патологиче¬ских состояний, имеющих различное происхождение и характе¬ризующихся общим недоразвитием психики. Чем легче степень олигофрении, тем ярче выражены в процессе психического раз¬вития общие для всех детей и подростков закономерности. Осо¬бенности психического развития олигофренов изучаются не только психиатрами, но и специалистами в области психологии, дефектологии, олигофренопедагогики, и, следовательно, игно¬рирование при анализе состояния психического развития и при экспертной оценке поведения страдающих олигофренией в сте¬пени дебильности несовершеннолетних, подвергшихся судебной экспертизе, накопленных в общей, детской и специальной пси¬хологии сведений таит опасность неполноты выводов.
Сексуальная расторможенность у некоторых девочек, стра¬дающих олигофренией в степени дебильности, принимается не¬редко за испорченность, половую распущенность. Тщательное психолого-психиатрическое исследование, опирающееся на дан¬ные психиатрии, детской и взрослой психологии, нередко пока¬зывает, что бесконтрольное проявление полового влечения соче¬тается с полной неосведомленностью девочек о социально-биологической сущности половой жизни, отсутствием представ¬ления о возможных последствиях полового сношения, неспособ¬ностью дать правильную морально-этическую оценку ни своему поведению, ни поведению других. Иногда рано пробудившееся половое влечение, не имея конкуренции из-за отсутствия или очень слабого развития духовных потребностей, стимулирует на¬копление знаний именно в области сексуальных отношений.
Отставание в психическом развитии наблюдается у многих несовершеннолетних с признаками психофизического инфанти¬лизма. Некоторые исследователи склонны считать, что инфан¬тилизм правильнее рассматривать как неболезненное состояние. Но и в психиатрии накоплен богатый материал относительно специфики психической деятельности детей и подростков, стра¬дающих инфантилизмом. Наиболее приемлемой формой экс¬пертного исследования такого контингента несовершеннолетних участников уголовного процесса представляется КППЭ. Ее це¬лесообразно проводить и в отношении несовершеннолетних, страдающих неврозами, т.е. функциональными нарушениями высшей нервной деятельности. Органической патологии при неврозах не наблюдается, а функциональные нарушения при этом редко достигают большой глубины и силы. В отличие от олигофрении или инфантилизма неврозы не затормаживают нормального интеллектуального развития, хотя при некоторых неблагоприятных обстоятельствах могут вызывать временное снижение продуктивности познавательной деятельности. Но и в таких случаях главное место при неврозах занимают специфиче¬ские изменения личности, выражающиеся, в частности, в недос¬таточной способности к произвольной регуляции поведения.
Психопатии, как и неврозы, по давней традиции составляют объем «малой психиатрии», изучающей болезненные состояния, занимающие как бы пограничное положение между нормой и патологией. При диагностике возникают трудности в отграниче¬нии возрастных особенностей от подлинных болезненных свойств, усугубляемые еще и тем, что при психопатии у подро¬стков происходит заострение, гиперболизация черт, характери¬зующих в норме их сверстников. В происхождении психопатии, возможно, как ни в одном другом психическом заболевании, большую роль ифают недостатки воспитания. Известно, напри¬мер, что многие психопатические черты, если и не изживаются полностью, то значительно сглаживаются под влиянием психо¬логически обоснованного педагогического воздействия.
Таким образом, оценивая психологическую характеристику аномалий и расстройств, являющихся предметом КППЭ, следует отметить, что их многоаспектная структура и влияние ее на уголовно-процессуально значимые поступки должны рассматри¬ваться только путем комплексного психолого-психиатрического исследования.



 
Другие новости по теме:

    {*related-news*}

 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

{tu5}
Карта сайта.. Статьи