Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Обязательные работы



 

Обязательные работы

в разделе: Проблемы уголовного наказания Просмотров: 7 145

Это новый в современном отечественном уголовном праве вид наказания. Хотя «в истории уголовного законодательства подобное или чрезвычайно близкое к нему наказание встречалось неоднократно (например, общественные работы, назначавшиеся в России волостными судами». (99, с. 137-138).
Согласно ч. 1 ст. 49 УК РФ, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определя¬ется органами местного самоуправления. Это могут быть работы по благоустройству города или поселка, очистке улиц и дворов, уходу за больными погрузочно-разгрузочные или иные виды общественно-полезных работ, как правило, не требующие особой квалификации, специальных знаний и навыков.
Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания:
• когда они непосредственно предусмотрены в санкциях статей Особенной части УК;
• в порядке перехода к более мягкому виду наказания на основании ст. 64 УК;
• взамен штрафа в случаях злостного уклонения осужденного от его уплаты на основании ч. 5 ст. 46 УК.
Срок обязательных работ исчисляется в часах, их продолжительность установлена в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов, отбываются они не свыше четы¬рех часов в день (ч. 2 ст. 49 УК). В отношении осужденных несовершеннолетних это наказание назначается на срок от сорока до ста шестидесяти часов, продолжительность его исполения лицами в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день (ч. 3 ст. 88 УК).
Карательный элемент содержания данного вида наказания составляют следующие его свойства:
а) обязательность работ, что обеспечивается возможностью государственного принуждения;
б) непрестижность работ и невозможность для осужденного самому выбрать их вид;
в) бесплатность выполняемых работ;
г) выполнение этих работ в свободное от основной работы или учебы время;
д) выполнение их по месту жительства осужденного, где последний может быть узнан близкими и знакомыми, что во многих случаях усиливает карательное и воспитательно-предупредительное воздействие наказания.
Обязательные (или общестенные) работы уже продолжительное время существуют в уголовном законодательстве ряда зарубежных стран (например, скандинавских), где он показал себя с положительной стороны. Ожидается положительный эффект и от применения этого вида наказания в отечественной практике. В совокупности с другими наказаниями, не связанными с ограничением или лишением свободы осужденного, он призван составить реальную альтернативу лишению свободы.
При этом, учитывая особенности данного вида наказания, Уголовный кодекс РФ установил ограничения в применении его к определенным лицам. Так, согласно ч. 4 ст. 49 УК, обязательные работы не могут быть назначены следующим катего¬риям осужденных:
• лицам, признанным инвалидами первой или второй группы;
• беременным женщинам;
• женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет;
• женщинам, достигшим 55-летнего возраста;
• мужчинам, достигшим 60-летнего возраста;
• военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
«Впоследствии, - полагают некоторые авторы, - может возникнуть потребность в расширительном толковании этой нормы, поскольку военнослужащий или работник правоохранительных органов по причинам их постоянного нахождения на службе такому наказанию подвергнуты быть не могут». (99, с. 138). На наш взгляд, в данном случае правильнее ставить вопрос не о расширительном толковании, а о дополнении указанной нормы.
Исполнение наказания в виде обязательных работ регулируется статьями 25-30 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Согласно ст. 25 УИК, исполнение этого наказания возлагается на уголовно - исполнительные инспекции органов внутренних дел по месту жительства осужденного. Эти инспекции ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, согласовывают с местными органами самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы, контролируют по¬ведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного вре¬мени и контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.
Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно - исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Предоставление осужденному очередного от¬пуска по основному месту работы не приостанавливает исполне¬ние наказания в виде обязательных работ. В случае признания осужденного ин¬валидом первой или второй группы уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представле¬ние об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания (ст. 26 УИК).
В случае нарушения осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии со ст. 49 УК РФ. (ст. 29 УИК). Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ Уголовно - исполнительный кодекс признает осужденного, который:
а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин;
б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину;
в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК).
Согласно ч. 3 ст. 49 УК, в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ, они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обя¬зательные работы, учитывается при определении срока ограниче¬ния свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 и ч. 1 ст. 54 УК в таких случаях возможно назначение огра¬ничения свободы и ареста на срок, ниже их минимальных сроков, установленных Уголовным кодексом: менее одного года ограничения свободы и менее одного месяца ареста. Что же касается во¬проса о максимальном сроке, на который могут быть назначены ограничение свободы или арест в случае злостного ук¬лонения осужденного от отбывания обязательных работ, то на него УК прямого ответа не дает. Однако, как обоснованно отмечает С.И. Никулин, анализ санкций статей УК, которые аль¬тернативно предусматривают обязательные работы, ограничение свобо¬ды и арест в качестве основных видов наказаний (например, ч. 1 ст. 158 УК), показывает, что оба заменяющих вида наказания могут устанавли-ваться судом и на свой максимальный срок. (184, с. 286).
Обязательные работы предусматривается в 66 санкциях, что составляет 12,2 % общего числа санкций УК. Это, как правило, преступления небольшой тяжести, например, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро¬вью по неосторожности (ч. 1 и 3 ст. 118 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), клевета (ч. 1 и 2 ст. 129 УК), оскорбление (ст. 130 УК), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ч. 1 ст. 175 УК) и др., в ряде случаев - преступления средней тяжести, в частности, кража (ч. 1 ст. 158 УК), мошенничество (ч. 1 ст. 159 УК), хули¬ганство (ч. 2 ст. 213 УК). (См.: Приложения, табл. № 1).
Среди них преступления против здоровья, чести и достоинства личности, ее конституционных прав и свобод, преступления против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности, против государственной власти, против правосудия, некоторые преступления против общественного порядка и против порядка управления, ряд других преступлений. (См.: Приложения, табл. № 1).
В судебной практике рассматриваемый вид наказания пока не применяется. Согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 4. 12. 96 г.), положения УК о наказании в виде обязательных работ... вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу Уголовно исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого... наказания, но не позднее 2001 года. (См.: РГ, 1997, 4 января). К настоящему времени одно из указанных условий выполнено - УИК вступил в силу с 1 июля 1997 г. Другое условие выполнить к указанному сроку представляется проблематичным в связи с кризисным состоянием отечественной экономики.
В уголовном праве современных зарубежных государств общественные работы предусматриваются в качестве меры наказания за совершение проступков и преступлений небольшой тяжести.
Так, Уголовный кодекс Франции 1992 г. (См.: 155, с. 14 и след.) в статье 131-3 предусматривает наказание в виде неоплачиваемых работ в общественных интересах в качестве исправительного наказания, назначаемого в отношении физического лица за совершение проступка.
Согласно ст.131-8 УК, если проступок наказывается тюремным заключе-нием, суд может предписать, чтобы осужденный выполнял в течение срока от сорока до двухсот сорока часов неоплачиваемую работу в общественных интересах в пользу государственного юридического лица или какой-либо ассоциации, имеющей право осуществлять работы в общественных интересах.
Наказание выполнением работы в общественных интересах не может быть назначено против воли осужденного, который от него отказывается или который не присутствует на судебном заседании. Председатель суда до объявления судебного постановления инфор¬мирует подсудимого о его праве отказаться от выполнения работы в общественных интересах и получает его ответ.
При этом наказа¬ние в виде выполнения работы в общественных интересах не может быть назначено вместе с тюремным заключением и не может сопровождаться наказанием в виде лишения или ограничения прав, перечис-ленных в статье 131-6 УК (ст.131-9 УК). За нару¬шения пятого класса может быть назначено допол¬нительное наказание в виде работы в общественных интересах на срок от двадцати до ста двадцати часов (ст. 131-17 УК).
В течение срока выполнения обязательных работ осуж¬денный должен соблюдать меры контроля, определенные статьей 132-55 УК (отвечать на вызовы судьи или сотрудника службы пробации, подвергаться медицинскому освидетельствованию и т.п. (ст. 131-22 УК). (155, с. 19, 44).
УК Испании 1995 г. также предусматривает наказание в виде общественных работ. (См.: 232, с. 22 и след.). Это наказание относится к числу «небольших» наказаний, назначаемых в качестве дополнительных (ч. 5 ст. 33 УК). Кроме того, согласно п. «ж» ст. 39 УК работа на пользу общества относится к числу наказаний в виде лишения прав.
Работы на пользу общества не могут назначаться без согласия осужденного, их продолжительность не может превышать восьми ча¬сов в день. Исполнение работ должно проходить под контролем суда, вынесшего приговор, работы не должны унижать достоинство осужденного, причем последнему обеспечиваются определенные социальные гарантии и он не должен использоваться для достижения оп¬ределенных экономических целей (ст. 49 УК). скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи