Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ



 

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 2 868

На фоне осложнившейся криминогенной ситуации в России все более распространенными становятся случаи, когда правоохранительным органам приходится действовать в чрезвычайных условиях. Среди главных направлений правоохранительной деятельности в чрезвычайных условиях – расследование массовых беспорядков, межнациональных конфликтов, вооруженных столкновений, обстоятельств других чрезвычайных происшествий. Эта работа обладает существенной спецификой.
Прежде всего, значительно отличается от обычной обстановка, в которой приходится действовать следственным подразделениям. Она характеризуется нестабильностью, охватывающими целые регионы беспорядками, разгулом экстремистски настроенных групп. Местные органы государственной власти и управления, правоохранительные органы обычно бывают парализованы, возникает потребность во взаимодействии с войсковыми подразделениями. Население делится по принадлежности к тем или иным национальностям, партиям, родоплеменным структурам или по другим признакам на противоборствующие группы, их вражда доходит до вооруженного противостояния. Порой часть населения для обеспечения ее безопасности эвакуируют из региона. В этих же целях вводится правовой режим чрезвычайного положения.
Необычен характер совершаемых преступлений. Среди них – редко встречающиеся в следственной практике преступления, такие как массовые беспорядки, нарушение национального и расового равноправия, призывы к насильственным свержению или изменению конституционного строя и другие. Предметом расследования часто становятся действия высокопоставленных должностных лиц, политических партий, иных общественных объединений.
Специфика следственной работы привела к созданию ее оригинальной методики. Наряду с приспособлением традиционных методов практика породила ряд новых. Среди них, например, действия следователей при проведении войсковых операций, организация поисковых мероприятий. Для раскрытия и расследования массовых беспорядков и вооруженных конфликтов создаются специализированные следственные группы.
Замеченные на практике особенности большинству работников следственного аппарата страны неизвестны. В результате из одной следственной группы в другую «переходят» одни и те же ошибки, нерешенные проблемы, касающиеся организации и методики расследования, множества процессуальных вопросов, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения. Попытки применить традиционные способы в чрезвычайных условиях во многих случаях не позволяют достичь необходимого эффекта, ведут к утрате доказательств, порой без всякой нужды ставят жизнь и здоровье сотрудников под угрозу.
Такое положение свидетельствует о необходимости тщательного изучения и детального освоения специфического опыта расследования преступлений в чрезвычайных условиях. С этой целью представляется необходимым рассмотреть чрезвычайные условия как фактор, обусловливающий особенности расследования преступлений, сформулировать теоретические основы расследования преступлений в чрезвычайных условиях, привести криминалистическую характеристику преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, отдельное внимание уделить особенностям организации расследования, доказывания обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, и действий на первоначальном и последующих этапах расследования.
Для определения чрезвычайных условий следует обратиться к этимологии и содержанию этого понятия. В словаре русского языка «чрезвычайный» толкуется как исключительный, очень большой, превосходящий все, не предусмотренный обычным ходом дел, а одно из значений термина «условие» – обстановка, в которой происходит что-нибудь. Следовательно, чрезвычайные условия в самом общем виде можно определить как исключительную, не предусмотренную обычным ходом дел обстановку.
Чтобы более детально выяснить реальное содержание понятия «чрезвычайные условия», необходимо рассмотреть сопряженные понятия: «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные меры».
Общее для всех этих понятий – категория «чрезвычайный», обозначающая в данном случае несколько негативное качество. Критерий чрезвычайности зависит от той меры, в которой она оказывает воздействие на определенную систему. То или иное явление в одной системе воспринимается как чрезвычайное, в другой – лишь как незначительное отклонение от обычного порядка. Обычные негативные явления дезорганизуют функционирование только какого-то одного или нескольких звеньев системы. Если под угрозу ставится вся система в целом, то вызвавшие ее явления переходят в качественно иной разряд – чрезвычайных. Значит, чрезвычайные обстоятельства – это такие явления, которые влекут дезорганизацию той или иной системы в целом.
Чрезвычайные обстоятельства могут проявляться в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной, правоохранительной и т. д. Причем по степени чрезвычайности они могут быть разграничены на два вида: а) сказывающиеся в одной сфере жизни и влекущие дезорганизацию какой-то одной системы; б) охватывающие комплекс систем, затрагивающие жизнедеятельность целого региона.
Чрезвычайные обстоятельства второго вида влекут, как правило, частичное или полное прекращение деятельности существующих структур, разрыв связей и отношений во всех основных сферах общественной жизни. В результате складываются особые условия жизнедеятельности региона, которые можно квалифицировать, соответственно, как чрезвычайные. В этих условиях приходится строить свою работу органам государственной власти и управления, различным общественным организациям и объединениям. Их ближайшая цель – скорейшая ликвидация последствий чрезвычайных обстоятельств, нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка.
Достигнуть указанной цели обычными способами не удается: требуются соответствующие чрезвычайные меры. К их числу прежде всего относят чрезвычайное положение. Его принято характеризовать как чрезвычайную меру охраны общественного порядка. Однако это лишь одна сторона, которая не исчерпывает его содержания. Правовой режим чрезвычайного положения предназначен для нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в регионе в целом.
Таким образом, чрезвычайные обстоятельства, затрагивающие жизнедеятельность целого региона, порождают чрезвычайные условия и влекут введение чрезвычайного положения; чрезвычайные условия являются следствием этих обстоятельств и причиной введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение представляет исключительную меру ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка в чрезвычайных условиях.
Все чрезвычайные обстоятельства в зависимости от их происхождения могут быть подразделены на два вида: вызванные явлениями природы и порожденные действиями (бездействием) людей. Чрезвычайные обстоятельства второго вида подлежат расследованию с целью выяснения их действительных причин, установления состава преступления, меры ответственности конкретных лиц и наказания виновных.
Расследование чрезвычайных обстоятельств предпринимается, как правило, сразу вслед за их проявлением. Поэтому оно производится в тех условиях, которые были вызваны этими обстоятельствами, – в чрезвычайных. Оказывая воздействие на все сферы жизнедеятельности и вызывая соответствующие чрезвычайные меры, чрезвычайные условия не обходят и расследования. Они определяют в этой сфере деятельности специфические устойчивые связи, зависимости, отношения и тенденции, которые составляют ее закономерности. Значит, можно утверждать о существовании специфических закономерностей расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
На практике часто говорят о расследовании преступлений в условиях чрезвычайного положения. Ошибки в этом нет, так как чрезвычайные условия, вызывая введение вслед за своим проявлением чрезвычайного положения, обычно предстают именно в виде данной чрезвычайной меры. Следует, однако, помнить, что это – разные явления, первичное среди которых – чрезвычайные условия. Именно они, составляя объективную реальность, определяют специфические закономерности расследования преступлений.
Проводить грань между чрезвычайными условиями и чрезвычайным положением надо еще и потому, что в реальности они не всегда сопутствуют друг другу. В силу тех или иных причин не во всех регионах, где складываются чрезвычайные условия, вводится чрезвычайное положение. Поэтому расследование здесь приходится вести фактически в чрезвычайных условиях, но формально – при отсутствии чрезвычайного положения.
В некоторых случаях чрезвычайное положение вводится при отсутствии чрезвычайных условий, когда оно вызвано какими-то иными причинами (политические амбиции, борьба за власть, подавление национальных меньшинств и т. д.). Тогда и расследование проводится в условиях чрезвычайного положения, но фактически при отсутствии реальных чрезвычайных условий.
Наконец, в ряде случаев чрезвычайное положение, своевременно не отмененное, продолжает действовать и после того, как обстановка нормализовалась и чрезвычайные условия отпали. Здесь, как и в предыдущем случае, расследование формально ведется в условиях чрезвычайного положения, хотя чрезвычайных условий фактически уже нет.
Механизм, посредством которого чрезвычайные условия определяют специфические закономерности расследования преступлений, является достаточно сложным. Они влияют на расследование сами по себе; сказываются на нем и взаимообусловленные с ними чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные меры. Характер и непосредственные направления воздействия определяются их видами и конкретным содержанием.
Так, чрезвычайные обстоятельства как основание применения чрезвычайных мер предусмотрены ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении». Среди этих обстоятельств названы:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Среди всех чрезвычайных обстоятельств важно выделить те, которые так или иначе связаны с действиями людей, содержащими признаки преступления, и в силу этого влекут за собой производство расследования. К числу таких обстоятельств относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, террористические акты, межнациональные конфликты, блокирование местностей, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии.
Все эти чрезвычайные обстоятельства оказывают воздействие на расследование, определяя его предмет и основные направления приложения усилий, набор наиболее характерных следственных действий, последовательность их проведения и т. д.
Чрезвычайные условия – необходимая предпосылка применения чрезвычайных мер – определяются в ФКЗ «О чрезвычайном положении» как условия, при которых обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3).
Содержание чрезвычайных условий многообразно. Они касаются характера чрезвычайных обстоятельств и вызвавших их преступлений, материально-технического и ресурсного обеспечения, уклада гражданской жизни, уровня эффективности властных структур и т. д. Данные обстоятельства проявляются в ряде сфер государственной и общественной жизни: государственной власти и управления, хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения региона, общественно-политической, охраны общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью.
В каждой сфере государственной и общественной жизни чрезвычайные условия получают конкретное выражение. Обобщение реальных обстоятельств введения чрезвычайного положения в различных регионах дает основание представить их следующим образом.
1. В сфере государственной власти и управления: местные органы государственной власти не обеспечивают надлежащего осуществления своих функций; блокируется выполнение решений высших органов государственной власти; не выполняются законные решения местных органов государственной власти; предпринимаются попытки насильственного изменения установленного Конституцией государственного и общественного строя.
2. В сфере хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения региона: организация забастовок, прекращение работы предприятий в регионе, в том числе связанных с жизнеобеспечением населения; перебои в снабжении продуктами, водой, электричеством, газом, теплом; прекращение работы транспорта; закрытие магазинов, рынков, предприятий бытового обслуживания.
3. В общественно-политической сфере: значительная активизация деятельности различного толка националистических и сепаратистских объединений, подрывных групп; разжигание национальной розни и вражды, втягивание в противоборство широких слоев населения; эскалация напряженности на почве межнациональных отношений, территориальных притязаний; рост числа беженцев, лишенных нормальных условий жизни и работы.
4. В сфере охраны общественного порядка, безопасности и борьбы с преступностью: обстрелы населенных пунктов, массовые погромы, поджоги, убийства, насилия и другие беспорядки, охватывающие весь регион в целом; блокирование работы правоохранительных органов, захват заложников из числа их сотрудников, невозможность выполнения ими функций в условиях напряженных межнациональных отношений в силу преимущественно мононационального состава; нехватка личного состава правоохранительных органов, выбытие значительной части его из строя вследствие различных причин (гибели, ранений и увечий, деморализации, предательства); постоянная угроза жизни, здоровью, имуществу работников правоохранительных органов и членов их семей.
В каждом отдельном случае набор отмеченных обстоятельств может быть различным, однако в силу того, что их совокупность затрагивает жизнедеятельность всего региона в целом, они порождают чрезвычайные условия.
С учетом изложенного чрезвычайные условия можно определить как представляющую собой исключительную, не предусмотренную обычным ходом дел обстановку, вызванную чрезвычайными обстоятельствами какого-то рода и включающую в свое содержание различные отклонения от обычного порядка, проявляющиеся в многообразных формах в сферах государственной власти и управления, хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения, общественно-политической, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, те или иные сочетания которых в совокупности затрагивают жизнедеятельность всего региона в целом и порождают аномальную ситуацию, требующую для своей нормализации применения чрезвычайных мер.
Чтобы отнести какие-то конкретные случаи расследования преступлений к числу тех, которые проводились в чрезвычайных условиях, необходимо располагать достоверной информацией о наличии там соответствующей обстановки.
В результате анализа обширного материала и на основе личного опыта мы причисляем к ним большинство случаев расследования массовых беспорядков и вооруженных конфликтов, проводившегося в Казахстане, Закавказье, Средней Азии и других регионах СССР в 1986–1991 гг., а также в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации начиная с 1992 г. Практически повсеместно следственным группам приходилось действовать в отмеченных регионах в обстановке блокирования правоохранительных органов, прекращения работы предприятий, активизации преступных проявлений, роста числа беженцев, постоянной угрозы личной безопасности, паралича местных органов власти и управления.
Складывающиеся в том или ином регионе чрезвычайные условия во многом определяют и организацию, и методику расследования. В частности, из-за отсутствия надлежащего осуществления местными органами своих функций большинство вопросов, связанных с созданием следственных групп, организацией и обеспечением их деятельности приходится решать в централизованном порядке. Прекращение работы предприятий, связанных с жизнеобеспечением населения, создает для прикомандированных следователей значительные бытовые сложности, нередко вынуждает их тратить много сил и времени на борьбу за собственное выживание. Эвакуация населения, мигрирующие потоки беженцев оказывают существенное воздействие на организацию следственных действий, проявление межнациональной вражды и нетерпимости – на тактику их проведения. Непрекращающиеся беспорядки, реальная угроза жизни вынуждают следователей прибегать к содействию войсковых подразделений.
К числу чрезвычайных мер обычно относят чрезвычайное, военное, особое, исключительное, осадное положение, объявление состояния угрозы, введение комендантского часа и др. Суть этих мер заключается в установлении особого правового режима, предусматривающего различные ограничения конституционных прав граждан. Различаются они целевым назначением. От обычных чрезвычайные меры обеспечения правопорядка отличаются тем, что действуют не избирательно, в отношении лишь лиц, допустивших правонарушения, они затрагивают интересы всего населения, проживающего в данном регионе, ограничивая предоставленные конституцией права и свободы.
Наиболее распространенной среди чрезвычайных мер является чрезвычайное положение. Оно определяется как вводимый в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Законодательство Российской Федерации предусматривает в настоящее время две чрезвычайные меры: чрезвычайное положение, которое вводится в соответствии с упомянутым выше ФКЗ «О чрезвычайном положении», и военное положение, регламентированное Законом РФ от 24 сентября 1992 г. «Об обороне» (в ред. ФЗ от 30 декабря 1999 г.).
Чрезвычайные меры оказывают воздействие на расследование преступлений, создавая для него необходимые предпосылки, меняя уклад гражданской жизни населения, в корне изменяя характер деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка в регионе.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что среди воздействующих на расследование преступлений факторов ключевым являются чрезвычайные условия, которые, аккумулируя действие чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных мер, в конечном счете определяют его специфические закономерности.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи