Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ



 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 2 689

В основе обобщенных положений о расследовании преступлений в чрезвычайных условиях лежит соответствующая теоретическая концепция. Чтобы раскрыть ее содержание, необходимо рассмотреть теоретические положения о ее объекте, о системе и содержании ее отдельных элементов, месте в системе научного знаний, значении для теории и практики следственной работы, о задачах дальнейшего научного исследования.
Объектом теоретической концепции в самом общем виде являются закономерности расследования преступлений. В юридической литературе принято различать общие закономерности расследования преступлений, закономерности расследования однородных групп (типов) и конкретных видов преступлений. В данном случае речь идет о закономерностях расследования однородной группы (типа) преступлений – тех, что послужили причиной чрезвычайных обстоятельств, создали для них условия или иным образом связаны с ними. Причем объектом рассматриваемой концепции являются лишь специфические закономерности, вызванные чрезвычайными условиями расследования, проявляющиеся в этой специфической ситуации. Аналогично в теории выделяются, например, закономерности расследования преступлений по горячим следам, групповых преступлений, преступлений, совершаемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В зависимости от того, о какой конкретной стороне деятельности идет речь, различаются специфические закономерности правового обеспечения, организации, методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях. В обычных ситуациях проявляются и другие закономерности этой деятельности, например касающиеся ее психологии, научной организации труда. Здесь эти закономерности в силу определенных оснований не выделяются. В частности, психологические закономерности не являются в чрезвычайных условиях специфическими только для расследования преступлений, они составляют объект более общей концепции о психологии деятельности в экстремальных ситуациях. В отношении научной организации труда следует отметить, что невысокий в целом уровень в обычных условиях не позволил проявиться каким-то особым ее закономерностям при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях.
Таким образом, объектом теоретической концепции являются вызванные чрезвычайными условиями специфические закономерности правового обеспечения, организации и методики расследования преступлений, которые послужили причиной чрезвычайных обстоятельств, затронувших жизнедеятельность целого региона в сложившейся в результате этого специфической ситуации, создали для них условия или иным образом связаны с ними.
Объект теоретической концепции в значительной мере предопределяет ее систему. Основное содержание в системе концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях составляют научно обоснованные и апробированные на практике теоретические положения, касающиеся организации расследования, выбора и применения технико-криминалистических средств и криминалистических приемов с учетом специфических условий деятельности. В таком понимании она подходит под определение частной криминалистической методики, что и составляет ее основу. Однако данная концепция расследования преступлений не сводится только к ней. Методика представляет собой лишь одну из составных частей теоретической концепции. Кроме методики в ее содержание входят научные положения о правовом обеспечении и организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, занимающие самостоятельное место.
Право обоснованно рассматривается в юридической литературе как определяющий фактор и источник методических рекомендаций криминалистики. В рассматриваемой концепции ему отводится и другое место, где оно составляет самостоятельный, существующий наряду с методикой элемент. Это обусловлено тем, что в чрезвычайных условиях расследование наряду с обычным законодательным регулированием нуждается в особом, адекватном сложившимся условиям правовом обеспечении.
Организация расследования преступлений в ряде работ рассматривается как составная часть криминалистической методики. Речь при этом идет о традиционных мероприятиях, которые предпринимаются на уровне отдельного уголовного дела: планирование работы следователя, обеспечение квалифицированного руководства следственно-оперативной группой, подборка нормативного, другого необходимого материала и иные организационные мероприятия по уголовному делу, необходимые для успешного раскрытия преступлений. При расследовании преступлений в чрезвычайных условиях приходится предпринимать и организационные меры, выходящие за рамки отдельных уголовных дел. Среди них – формирование следственных групп для работы в чрезвычайных условиях, их материально-техническое снабжение, обеспечение реального участия различных субъектов в уголовном процессе, организация взаимодействия с местными органами государственной власти и управления, подразделениями внутренних войск, учебных заведений МВД и Вооруженных Сил и т. д. В отличие от обычных ситуаций, где все эти вопросы в достаточной мере урегулированы, в чрезвычайных условиях из-за дезорганизации жизнедеятельности региона они выдвигаются на первый план и приобретают особую остроту.
Организационные меры второго рода, выходящие за рамки отдельных уголовных дел, по своей сущности не укладываются в криминалистическую методику. Они в большей степени тяготеют к управленческой деятельности в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Научные положения о них выделились в самостоятельную отрасль теории управления в сфере правоохранительной деятельности, предметом которой являются особенности процесса управления в сфере расследования преступлений, осуществляемого следственными аппаратами и органами дознания, а также организационные аспекты повышения эффективности их деятельности по выполнению этой функции. Данная отрасль теории управления известна в юридической литературе как организация расследования преступлений.
Следовательно, одна часть научных положений об организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях входит в содержание криминалистической методики, другая – составляет самостоятельный, «управленческий» элемент теоретической концепции, существующий наряду с правовым обеспечением и методикой.
Таким образом, в систему концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях, входят следующие теоретические положения: 1) о правовом обеспечении расследования преступлений; 2) об организации расследования преступлений; 3) о методике расследования преступлений.
Правовое обеспечение как элемент концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях предполагает прежде всего адекватное разрешение с учетом имеющегося мирового опыта уголовно-процессуальных проблем, возникающих при применении в чрезвычайных условиях обычного порядка расследования. Однако его нельзя отождествлять с установлением особых форм следственной деятельности. Речь идет лишь о некоторых изменениях и дополнениях отдельных элементов существующего порядка расследования, не затрагивающих его основ, но учитывающих чрезвычайные условия деятельности.
Кроме особенностей уголовно-процессуального порядка правовое обеспечение расследования включает в себя особый правовой режим, который вводится в регионе при чрезвычайных обстоятельствах. На практике это обычно режим чрезвычайного положения. Основное его назначение – создать необходимые условия для стабилизации обстановки, восстановления законности и правопорядка. Среди мероприятий, которые предпринимаются с этой целью, – расследование преступлений, послуживших причиной, создавших условия или иным образом связанных с чрезвычайными обстоятельствами. Поэтому введение особого правового режима по существу способствует и проведению надлежащего расследования.
Специфика сложившейся ситуации обусловливает и потребность в специальных нормативных предпосылках расследования. В чрезвычайных условиях чаще, чем в обычных, можно столкнуться с противодействием расследованию тех или иных общественных группировок, находящихся под их влиянием государственных органов и должностных лиц, которые не заинтересованы в надлежащем расследовании. В последнее время с этой целью часто стало использоваться, например, провозглашение суверенитета отдельных административно-территориальных образований.
Как следует из сказанного, правовое обеспечение складывается из адекватного регулирования возникающих в чрезвычайных условиях отношений в связи с расследованием преступлений нормами различных отраслей права. При таком положении было бы неточным говорить о правовом регулировании расследования преступлений в чрезвычайных условиях. Во-первых, такого единого регулирования просто не существует. Во-вторых, правовые нормы касаются не столько самого расследования, сколько преимущественно возникающих в связи с ним отношений. В этой ситуации применительно к расследованию преступлений в чрезвычайных условиях представляется более точным говорить о его правовом обеспечении.
Организация расследования преступлений как отрасль науки управления включает в себя вопросы управленческого характера, касающиеся системы расследования преступлений, в частности его ресурсного, информационного обеспечения, организации расследования отдельных видов преступлений в особых ситуациях. В чрезвычайных условиях фактически все эти вопросы организации расследования преступлений обладают определенной спецификой. Вместе с тем из числа данных вопросов выделяется ряд концептуальных, без решения которых расследование не может осуществляться. Они касаются формирования и обеспечения деятельности специализированных следственных групп и характеризуют: специальные подразделения оперативного реагирования как основу системы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях; порядок создания специализированных следственных групп для работы в чрезвычайных условиях; их ресурсное обеспечение; привлечение необходимых участников процесса; организацию взаимодействия следственной группы с органами внутренних дел и федеральной службы безопасности; систему прокурорского надзора.
Иные управленческого уровня вопросы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, касающиеся информационно-аналитической работы, организации контроля, учета, отчетности и т. д., являются производными от указанных выше. Успешное решение последних во многом предопределяет эффективность расследования в целом. А все то, что касается деятельности следователя по конкретному уголовному делу, включая и организационные вопросы методического уровня, относится к предмету криминалистической методики.
Методика как элемент концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях складывается из двух компонентов. Здесь сохраняет свое значение обычная методика расследования отдельных видов преступлений – убийств, изнасилований, поджогов, грабежей и т. д. Наряду с этим сформировалась нетрадиционная методика большей степени общности, в основе которой лежит специфика ситуации. Она относится к числу сравнительно новых методик, охватывающих несколько видов и даже родов преступлений, но совершаемых не вообще, а в специальных условиях места и времени, либо лицами, характеризуемыми тем или иным отличительным для них признаком, либо против определенной категории лиц и т. п.
В качестве примера подобного рода методик можно назвать методику расследования преступлений по горячим следам, методику расследования групповых преступлений, методику расследования преступлений, совершаемых осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы, методику расследования нераскрытых преступлений прошлых лет и т. д. В данном случае речь идет о комплексе частнометодических криминалистических рекомендаций по осуществлению расследования в специальных условиях, сложившихся под воздействием чрезвычайных обстоятельств, затрагивающих жизнедеятельность целого региона, – о методике расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Характеризуя подобные методики как комплексы частнометодических криминалистических рекомендаций, Р. С. Белкин писал: «Такие комплексы отличаются от традиционных частных криминалистических методик и своей структурой, и своим содержанием. В сущности, они должны состоять из характеристики основания комплекса (условий преступного посягательства, группы субъектов преступления и т. п.) и раскрытия тех особенностей методики расследования, которые обусловлены данной характеристикой и в которой она проявляется»*.
* Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории – к практике. М., 1988. С. 199.

Основанием выделения комплекса методических рекомендаций по расследованию преступлений в чрезвычайных условиях являются эти специфические условия деятельности, которые выше были охарактеризованы в качестве фактора, определяющего закономерности расследования преступлений. Обладает спецификой и собственно методика расследования преступлений в чрезвычайных условиях, отличаясь от традиционных методик как по своей структуре, так и по содержанию.
В структуру методики, отражающей особенности расследования преступлений в чрезвычайных условиях, входят: 1) особенности доказывания обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях; 2) возбуждение уголовных дел и сбор первичных сведений о преступлениях; 3) организация и тактика первоначальных действий следственных групп; 4) особенности производства по уголовным делам на последующих этапах.
По сравнению с традиционными структура этой методики обладает определенной спецификой. В ней, в частности, отсутствуют характеристика основания данного комплекса методических рекомендаций и такие обычные элементы методики, как криминалистическая характеристика и профилактика преступлений.
Обозначенные выше как основание выделения комплекса методических рекомендаций, чрезвычайные условия составляют теоретическую основу конструирования и для других составных частей концепции расследования преступлений – правового обеспечения и организации деятельности. Поэтому характеристика чрезвычайных условий вынесена за рамки методики. Ее целесообразнее предпослать всем трем частям теоретической концепции в разделе, посвященном теоретическим основам расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Эти же доводы относятся и к криминалистической характеристике преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях. Она, по существу, является продолжением характеристики чрезвычайных условий и в равной мере относится ко всем трем составным частям рассматриваемой теоретической концепции.
Профилактика преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, является составной частью прогнозирования и предупреждения различного рода чрезвычайных обстоятельств и по этой причине выходит за рамки не только методики, но и всей теоретической концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Не дело следователя заниматься, в частности, выявлением, а тем более устранением причин и условий, вызвавших массовые беспорядки, межнациональные конфликты и другие чрезвычайные обстоятельства. Существующая система уголовного судопроизводства не приспособлена к расследованию подобного рода обстоятельств, носящих в значительной мере политический характер и затрагивающих проблемы соблюдения прав человека в масштабах целых регионов. Это задача скорее органов государственной власти и управления, различных парламентских комиссий. Соответственно, разработка теоретических основ профилактики чрезвычайных обстоятельств составляет предмет теоретической концепции большего уровня общности, рассматривающей общие закономерности деятельности органов государственной власти и управления, правоохранительных органов в особых условиях.
Отдельные элементы методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях несколько видоизменены по сравнению с другими, применяемыми в обычных ситуациях методиками. Это касается, в частности, особенностей доказывания обстоятельств преступлений, собирания первичных сведений и возбуждения уголовных дел о них.
Традиционно методики расследования отдельных видов преступлений включают в себя такой элемент, как обстоятельства, подлежащие доказыванию. При расследовании преступлений в чрезвычайных условиях существенными особенностями обладают не только сами обстоятельства, подлежащие доказыванию, но и порядок их установления, отличающийся по субъектам, источникам сведений, путям их получения и способам обоснования отдельных обстоятельств. Поэтому данный элемент методики имеет здесь более широкое содержание, что адекватно отразилось в его наименовании: вместо обстоятельств, подлежащих доказыванию, – особенности доказывания обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях.
Столь же традиционным для методики расследования преступлений в обычных условиях является такой элемент, как предварительная проверка первичных материалов. В чрезвычайных условиях, где факты массовых беспорядков, попыток насильственного изменения конституционного строя, других связанных с чрезвычайными обстоятельствами преступлений достаточно очевидны, надобность в проведении проверочных действий отпадает. Однако в связи с необычно большим количеством совершенных преступлений особую значимость здесь приобретают другие элементы предварительной проверки, такие как собирание первичных сведений о преступлениях и принятие решения о возбуждении уголовных дел. Именно данная деятельность и включена в структуру методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Специфика таких элементов приведенной методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях, как организация и тактика первоначальных действий следственных групп и особенности расследования преступлений на последующих этапах, заключается главным образом в их содержании.
Например, в раздел об организации и тактике первоначальных действий следственных групп в чрезвычайных условиях наряду с традиционными неотложными следственными действиями включен анализ действий при проведении войсковых операций и поисковых мероприятий, при организации работы по конкретным фактам преступлений. Этому предпосланы сведения о следственных ситуациях и основных направлениях первоначального этапа расследования преступлений в чрезвычайных условиях, именуемые порой в юридической литературе как программа (алгоритм) расследования преступлений.
Последующий этап расследования включает в себя необычный элемент – ревизию материалов неотложных следственных действий. Ее необходимость вызвана неизбежными в чрезвычайных условиях недостатками в организации и учете проделанной работы, которые усугубляются необычно большим числом совершенных преступлений, сравнительной продолжительностью первоначального этапа, текучестью кадров и другими неблагоприятными обстоятельствами. Новым для методики является и анализ деятельности следственных групп по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах. Здесь же представлены традиционные элементы – особенности организации и тактики проведения некоторых следственных действий и направления уголовных дел в суд.
Специфика содержания методики расследования преступлений в чрезвычайных условиях определяется преимущественно групповым методом расследования и особыми условиями производства следственных действий, связанными с продолжением массовых беспорядков, ведением боевых действий, эвакуацией населения и др. Она касается как традиционных следственных действий (осмотр, допрос, обыск и т. д.), так и новых приемов, получивших распространение на практике лишь в чрезвычайных условиях. К числу последних относятся, в частности, действия следователей при проведении войсковых операций и поисковых мероприятий, методика которых является совершенно новой для криминалистической науки.
Объединенные одним объектом, идеи и теоретические положения о правовом обеспечении, организации и методике расследования преступлений в чрезвычайных условиях образуют в совокупности целостную теоретическую систему, которая представляет собой самостоятельную концепцию.
Концепция расследования преступлений в чрезвычайных условиях является по своему содержанию комплексной, имеет междисциплинарный характер и тесно связана с различными отраслями научного знания. Среди них следует назвать прежде всего науки уголовного процесса, криминалистики, управления в социальных и экономических системах, отдельные элементы которых являются компонентами рассматриваемой концепции.
Представляя собой целостную теоретическую систему, концепция расследования преступлений в чрезвычайных условиях, в свою очередь, является частью теоретической системы большей степени общности, охватывающей комплекс научных положений о различных видах деятельности в особых условиях в целом. В этой системе концепция расследования преступлений тесно связана с теоретическими исследованиями правового режима чрезвычайного положения, особенностей деятельности органов государственной власти и управления, правоохранительных органов в чрезвычайных условиях. Прослеживается связь рассматриваемой концепции с математической теорией катастроф.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи