Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДМЕТ РАССЛЕДОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ



 

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДМЕТ РАССЛЕДОВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 2 751

Существуют два направления, по которым чрезвычайные условия определяют специфические закономерности расследования преступлений: 1) непосредственное воздействие на его организацию и методику; 2) воздействие через особый характер преступлений, приобретаемый многими из них в чрезвычайных условиях. Второе направление касается прежде всего тех преступлений, которые послужили причиной, создали условия или иным образом связаны с чрезвычайными обстоятельствами. Их приведенная ниже криминалистическая характеристика является по существу продолжением характеристики чрезвычайных условий.
Особого внимания заслуживают преступления, которые были совершены непосредственно в чрезвычайных условиях. Это обстоятельство в ряде случаев приобретает самостоятельное правовое значение, влияя на квалификацию, усиливая ответственность за содеянное. В частности, уничтожение имущества, поджоги, причинение вреда здоровью и некоторые другие действия, совершенные в условиях массовых беспорядков одним из их участников, приобретают иное качество и квалифицируются по ст. 212 УК, предусматривающей значительно более строгое наказание.
В целом круг преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, достаточно широк и разнообразен. Он зависит от тех конкретных обстоятельств, в результате которых эти условия сложились.
Так, при массовых беспорядках обычно расследуются групповые действия, нарушающие общественный порядок, такие как собственно массовые беспорядки, вандализм, нарушение национального и расового равноправия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, организация незаконного вооруженного формирования, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. С ними часто бывают сопряжены общеуголовные преступления – убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои и т. д.
При попытках насильственного изменения конституционного строя следователи сталкиваются в целом с тем же кругом преступлений, к которым нередко добавляются государственная измена, насильственный захват власти, терроризм, захват заложника, диверсии, а также преступления против интересов государственной службы.
Для случаев, когда чрезвычайные условия возникают в результате крупных аварий, характерны должностные преступления (халатность, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий), нарушение правил безопасности при ведении различного вида работ. В случаях эпидемий и эпизоотии расследуются нарушения правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями, нарушения ветеринарных правил, правил охраны окружающей среды.
Если чрезвычайные условия сложились в результате военных действий, то предметом расследования являются, как это было предусмотрено, например, Уставом Международного военного трибунала от 8 августа 1945 г., следующие преступления: 1) против мира – планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из перечисленных действий; 2) военные – нарушение законов или обычаев войны, в частности убийства, истязания или увод в рабство (для других целей) гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и др.; 3) против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления преступления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являются эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Криминалистическая характеристика подобных преступлений в силу связи их с чрезвычайными обстоятельствами обладает некоторыми особенностями, которые проявляются в наличии (наряду с традиционными) ряда общих для них признаков. Среди них можно выделить: 1) признаки, общие для всех преступлений, независимо от конкретных обстоятельств, при которых они были совершены; 2) признаки меньшей степени общности, присущие только той или иной группе преступлений, которые обусловлены конкретными чрезвычайными обстоятельствами; 3) традиционные криминалистические признаки, присущие отдельным видам преступлений (убийствам, изнасилованиям, кражам, грабежам, поджогам и т. д.).
Среди признаков, являющихся общими для всех преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, выделяются: значительное количество совершенных преступлений; их тяжелейшие последствия; причастность к ним не только отдельных лиц, но и различных государственных институтов, политических партий и других общественных объединений.
В данном случае предметом расследования в чрезвычайных условиях является не одно и даже не несколько преступлений. Здесь приходится сталкиваться с такой их массой, которая охватывает целые регионы и насчитывает сотни и тысячи, причем совершенные за сравнительно короткий промежуток времени.
Аналогичная ситуация прослеживается и по другому признаку преступлений, подлежащих расследованию в чрезвычайных условиях (данный признак касается характера и размера последствий). Тяжелейшие последствия преступлений, совершенных во время Первой и особенно Второй мировых войн, хорошо известны и достаточно широко освещены в печати. С ними вполне сопоставимы, как это ни покажется на первый взгляд неожиданным, последствия массовых беспорядков, совершенных в различных регионах СССР в 1986–1991 гг. С особенной очевидностью в этом можно было убедиться, побывав в г. Узгене Ошской области, где дымящиеся пепелища, разрушения, трупы на улицах, следы надругательств сильно напоминали кадры кинохроники периода Второй мировой войны. Это же было характерно и для многих других регионов, где среди последствий массовых беспорядков – разрушенные и сожженные дома, колоссальный материальный ущерб, увечья, значительное число погибших, нескончаемые потоки беженцев, лишенных самого необходимого.
Что касается такого признака, как причастность к преступлениям различных государственных институтов, политических партий и других общественных объединений, то его также можно обнаружить в различных чрезвычайных ситуациях. Так, на рассмотрение Международного военного трибунала, созданного державами-победительницами в 1945 г., были переданы дела о преступных организациях, в число которых вошли: правительственный кабинет фашистской Германии, руководящий состав национал-социалистской партии, охранные отряды национал-социалистской партии (СС), включая службу безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо), штурмовые отряды германской национал-социалистской партии (СА), генеральный штаб и высшее командование германских вооруженных сил.
Предметом расследования в Ошской области была деятельность киргизской националистической организации «Ошаймагы», немало сделавшей для того, чтобы спровоцировать конфликт киргизов с узбеками. Среди основных направлений расследования антиконституционного государственного переворота (август 1991 г.) было выяснение роли и степени участия в нем различных партий и государственных органов.
Криминалистические признаки, присущие той или иной отдельной группе преступлений, различаются в зависимости от конкретных чрезвычайных обстоятельств, при которых они были совершены. Соответственно, при массовых беспорядках их характеризуют одни признаки, при попытках насильственного изменения конституционного строя – другие, при эпидемиях, эпизоотиях – третьи и т. д.
Преступления, совершенные при массовых беспорядках, получивших в современных условиях наибольшее распространение, характеризуются по следующим общим признакам: связь массовых беспорядков с другими преступлениями; причины массовых беспорядков; условия, способствующие их возникновению, и конкретные поводы к беспорядкам; признаки, свидетельствующие о назревании беспорядков; характеристика толпы, совершающей бесчинства, и личности отдельных субъектов преступлений; вооружение толпы; схема начала и дальнейшего развития массовых беспорядков; механизм совершения в ходе них преступлений; объекты нападения толпы; способы сокрытия совершенных преступлений.
Связь массовых беспорядков с другими совершенными в ходе них преступлениями неоднозначна, она может быть прослежена по единству субъектов, места, времени совершения. Иногда, например, участники массовых беспорядков в процессе погромов, разрушений, поджогов совершают и другие преступления – насилуют и убивают женщин и детей, застигнутых в жилищах, которые пришли громить, забирают приглянувшиеся вещи, снимают украшения. Нередко подобные преступления совершают лица, которые сами в погромах и поджогах не участвуют, но используют обстановку массовых беспорядков в своих преступных целях. Порой усматривается своеобразная организованность в деятельности различных преступных групп – одна идет по улице и громит дома, другая двигается с некоторым интервалом и, пользуясь бесхозностью разгромленных жилищ, похищает уцелевшие ценности, третья подвозит бензин, другие горючие вещества и сжигает дома и квартиры, уничтожая следы совершенных преступлений.
В качестве конкретных поводов массовых беспорядков могут быть различные случайные события, как умышленные, так и непредумышленные действия, которые в сложившихся неблагоприятных условиях обостренно воспринимаются многими людьми, вызывают у них резкую негативную реакцию. Это может быть и факт правомерного применения работниками правоохранительных органов оружия, и, наоборот, какие-то неправомерные действия и решения органов государственной власти, ложные слухи и сообщения о действительных событиях, преступлениях на почве межнациональной розни.
Типичная схема начала массовых беспорядков. Обычно «всплывает» какой-то повод, он используется преступными элементами для провоцирования беспорядков. С появлением повода люди концентрируются в группы, где происходит обмен мнениями об инциденте. Это привлекает внимание прохожих, собирается толпа, которая быстро растет. Слухи множатся. Приходят провокаторы и организаторы. Вместе с призывами к бесчинствам они передают толпе свои эмоции. При массовом скоплении людей, лишенных возможности не только правильно понять, но даже ясно слышать и видеть происходящее, иногда достаточно незначительного предлога, чтобы толкнуть на противоправные действия.
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от активности организаторов. Они действуют либо открыто, руководя толпой, выступают с призывами, либо, наоборот, стараются остаться незамеченными, «дирижируя» из-за спины.
С появлением какого-то предлога «обработанная» соответствующим образом толпа вооружается камнями, палками, другими подручными и специально приспособляемыми средствами и начинает громить, поджигать, разрушать. Здесь же совершаются и другие преступления – убийства, изнасилования, грабежи, разбои. При этом одни участники выполняют весь набор преступных действий, другие ограничиваются отдельными актами (бросил камень, поджег факел, подобрал бумажник, выпавший у сбитого с ног человека, и т. д.), которые в совокупности образуют массовые беспорядки.
Распространенные способы сокрытия преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, заключаются в том, что потерпевших и свидетелей убивают, трупы людей сжигают, топят, разгромленные строения поджигают.
Признаки, присущие конкретным видам преступлений, которые совершаются при чрезвычайных обстоятельствах, в основе своей являются традиционными. В целом они соответствуют описаниям их криминалистической характеристики, содержащейся в многочисленных учебниках и специальных исследованиях. Используя подобные описания, следует, однако, учитывать общие признаки, присущие преступлениям, которые послужили причиной чрезвычайных обстоятельств или создали условия для них, а также признаки, присущие какой-то отдельной группе таких преступлений, которые различаются в зависимости от конкретных чрезвычайных обстоятельств.
В научных исследованиях справедливо отмечается связь криминалистической характеристики преступлений и основных закономерностей их расследования. Присутствует она и в данном случае. Приведенные выше общие признаки преступлений, будучи свойствами реального объекта, приобретенными в чрезвычайных условиях, вместе с последними оказывают воздействие на расследование, определяя его специфические закономерности.
Конкретный срез закономерностей расследования преступлений определяется содержанием этого вида деятельности. В юридической литературе, в частности, в их числе называют закономерности, проявляющиеся в структуре и организации правоохранительных органов, собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств, построении программ расследования для различных этапов и следственных ситуаций, в подготовке и проведении следственных действий, розыскных и иных мероприятий и др. Как будет показано в дальнейшем изложении, большая часть таких закономерностей обладает при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой.
Таким образом, по своей криминалистической характеристике преступления, составляющие предмет расследования в чрезвычайных условиях, обладают существенной спецификой, которая обусловливает особенности организации и методики их расследования.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи