Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ



 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 2 516

На практике известны четыре формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях: 1) задействование обычного порядка организации расследования преступлений, когда им занимаются местные следственные органы; 2) использование следственных сил центрального аппарата правоохранительных органов; 3) привлечение сил территориальных следственных подразделений по авральной методике; 4) создание специальных следственных подразделений оперативного реагирования.
Каждая из этих форм организации расследования преступлений прошла в последние годы своеобразную апробацию на практике. Как показывает опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые на базе специальных штатных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначенных для организации и проведения работы в чрезвычайных условиях.
Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным составом высококвалифицированных следователей, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необходимую подготовку и имеющих особое криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. В конце 80-х гг. XX в. такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). За короткое время они успели зарекомендовать себя как высокопрофессиональные коллективы. Их работники во многом обеспечили расследование тяжких преступлений в Литве, Латвии, Оше, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской автономной области и других горячих точках бывшего СССР. Однако в конце 1991 г. в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидированы.
В соответствующих структурах правоохранительных органов Российской Федерации аналогичные им адекватные подразделения так и не были созданы. Поэтому в настоящее время на практике применяется авральная форма организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра всех ресурсов следственных сил. Следователей собирают со всех регионов, причем из-за хронической нехватки кадров – сразу из нескольких ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникновении в каком-то регионе очага напряженности территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество следственных работников, по прибытии на место они организовываются в следственные группы.
Процесс создания специализированной следственной группы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элементов. Среди них: 1) принятие решения о создании следственной группы для расследования чрезвычайных обстоятельств; 2) доведение предписаний, содержащихся в решении, до исполнителей; 3) выделение в территориальных подразделениях следственных работников и подготовка их к действиям в чрезвычайных условиях; 4) прибытие назначенных следователей к месту производства расследования; 5) сбор следователей в единую группу; 6) процессуальное оформление создания следственной группы; 7) образование структурных подразделений в составе следственной группы; 8) распределение следователей по структурным подразделениям; 9) определение каждому следователю конкретного участка или направления работы.
Система этих действий не до конца отработана. Возникают проблемы с принятием решения о создании группы, с выделением следователей для работы в ней и т. д.
Одно из условий успеха специализированной следственной группы – своевременное образование в ней структурных подразделений. Структуру определяет руководитель следственной группы своим распоряжением. Виды, назначение -и размеры подразделений зависят от численности группы, характера, масштабов, локализации совершенных преступлений и других обстоятельств. Обобщение практики позволяет выделитъ типичные структурные подразделения следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы: руководство; штаб; информационный центр; криминалистическая группа; отдельные следственные группы (подгруппы); группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах.
На руководителя специализированной следственной группы возлагается общее руководство и контроль за ходом расследования, его организационное обеспечение, принятие основных процессуальных решений. При значительных размерах следственной группы ее руководитель назначает себе заместителя по организационным вопросам.
Штаб выполняет разнообразные функции по руководству, координации и обеспечению деятельности следственной группы, сбору и анализу различной информации, учету, контролю.
Информационный центр занимается сбором информации о совершенных преступлениях и о действиях следственной группы, ее обработкой, введением в память компьютера, обобщением и анализом; оказывает следователям помощь в раскрытии преступлений, организует направление статистических карточек.
Криминалистическая группа помогает следователям в применении научно-технических средств при осмотре мест происшествий, в работе со следами и вещественными доказательствами, при назначении и проведении экспертиз, использовании видеозаписи и по иным подобным вопросам.
С целью наиболее целесообразного управления расследованием руководитель образует в составе специализированной следственной группы отдельные следственные группы (подгруппы). За основу при этом берут обычно предметный, территориальный или персональный признаки. Образованные таким образом группы расследуют соответственно преступления какого-то одного вида (поджоги, погромы, убийства, изнасилования и т. д.) либо всех видов, но совершенные на отдельной территории (города, поселка, района) или объекте (предприятии, военном городке, элеваторе и т. д.), или преступления, совершенные какой-то категорией лиц (организаторами и подстрекателями, религиозными деятелями, студентами, работниками милиции, военнослужащими).
В задачи группы по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах входит оказание судебным органам организационной помощи в проведении судебных процессов. Она выражается в розыске эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечении их явки в суд, предоставлении видеотехники для просмотра во время судебного следствия приобщенных к делу видеокассет и т. д.
В заключение подчеркнем, что обеспечить квалифицированное расследование преступлений в чрезвычайных условиях могут только специальные следственные подразделения оперативного реагирования, представляющие собой штатные структуры центрального подчинения с постоянным составом следователей, обладающих опытом работы в экстремальных условиях, прошедших необходимую подготовку и имеющих особое криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи