Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » - ч. 1 (КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ)



 

- ч. 1 (КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ)

в разделе: Юридическая литература Просмотров: 1 236
1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

 

1.1. Обращение к следователям и руководителям

следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т.п.

--------------------------------

<2> Здесь и далее под термином "следователь" подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но... Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное - начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы - он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

--------------------------------

<3> См. Приложение 1. Далее - Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать - неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, - поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т.п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

--------------------------------

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

<5> См. гл. 14.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника - это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее - занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы... В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так... Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 - 4 недели. Чему их можно научить за это время?! - скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад - в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант - студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 - 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 - 15).

2. Общественный помощник - это элита, "гвардия" молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т.п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

--------------------------------

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 - 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант - студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке "Методические материалы".

В основу "Руководства..." положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

- по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

- какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников - практикантов?

- каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

- какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

*****

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

 

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов - это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

- которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

- годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т.д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

1.3. Обращение к общественным помощникам и практикантам

Уважаемые общественные помощники и практиканты! Вы порой просто не представляете себе, как бывает загружен работой следователь, дознаватель и другие наши коллеги-правоприменители!

В существующем режиме работы, порой почти нечеловеческом по своему напряжению, даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить ошибку при составлении сложного процессуального документа (см. гл. 9, 14), забыть приобщить к делу важный материал (см. гл. 15), не взять на место происшествия нужный бланк или предмет (см. гл. 3) и т.п.

Согласитесь, все это по-человечески понятно и не означает, что специалист некомпетентен. Как известно, не ошибается тот, кто не работает. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, несложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения. Например, любому следователю необходимо регулярно систематизировать и подшивать все дела и материалы, находящиеся у него в производстве (см. гл. 2). Но времени не хватает, да и жалко. И тут на помощь можете прийти вы - наши добросовестные и умелые молодые коллеги!

А теперь представьте, насколько приятно будет практическому работнику, если вы вдумчиво, со знанием дела и корректно поможете старшему товарищу. Вы точно заслужите, быть может, не очень явную, но весьма глубокую благодарность профессионала, с удовольствием обнаружившего, что рядом с ним не просто "статист", "разносчик повесток", а подающий большие надежды молодой специалист, внимательный, знающий, работоспособный и доброжелательный, - в общем, как раз тот, кого он хотел бы видеть рядом как коллегу, соседа по кабинету. И кто знает, быть может, именно его вовремя замолвленное словечко или мотивированный рапорт будут решающими при вашем трудоустройстве. Хотите научиться оказывать квалифицированную помощь практическому работнику - читайте это пособие!

Внимание!

Перед дальнейшим изучением "Руководства..." обязательно прочитайте предыдущий параграф "Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования". Согласуйте с курирующим следователем и руководителем следственного органа все обозначенные вопросы.

Книга, которую вы держите в руках, не подменяет собой другую учебную литературу. Выходя на практику или работу в должности общественного помощника, следует прежде всего ориентироваться на учебные издания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву и другим предметам "криминального цикла", постоянно обращаться к ним в своей работе.

1.4. Где скачать и как работать с электронными приложениями

В процессе работы над данным руководством перед авторами стояла задача сделать его максимально прикладным. А для этого мало только давать советы. Нужно предоставить возможность начинающим следователям, их помощникам и практикантам здесь же применить совет на практике. А это, как правило, означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных электронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы (см. 6.7). Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.

Поэтому авторы решили подготовить и разместить в Интернете для открытого пользования электронные документы - образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.

Указанные электронные документы с высокой долей условности обозначены тремя наименованиями:

- образцы - документы, которые, по мнению авторов, составлены правильно, без ошибок и нарушений закона и потому могут служить в качестве ориентиров для обучаемых. Однако не следует забывать, что, во-первых, автор-составитель документа может ошибаться, во-вторых, в каждом регионе, населенном пункте имеются оригинальные подходы к содержанию тех или иных документов, отступление от которых отдельными правоприменителями признается ошибкой, нарушением закона. Поэтому даже образец документа, не говоря уже о примерах, следует согласовывать прежде всего с руководителем следственного органа, судьями региона;

- примеры - документы, оставленные в авторской редакции их составителей - практических работников. Они несвободны от недостатков, ошибок и даже, вероятно, нарушений закона. Однако такова реальная правоприменительная практика, и ее необходимо знать и изучать. К тому же соответствующие уголовные дела, как правило, завершались успехом стороны обвинения. Это означает, что либо вероятные ошибки и нарушения были устранены позднее, либо сторона защиты, суд не обратили на них внимание;

- антиобразцы - специально подобранные авторами документы из практики, которые содержат существенные нарушения закона. Соответствующие дела завершались поражением стороны обвинения. Антиобразцы снабжены специальными заданиями, с тем чтобы научить, как не допускать таких нарушений или устранять их вредные последствия.

Лишь один образец приведен в Приложении 2 (постановление о привлечении в качестве обвиняемого). Однако работники правоохранительных органов, общественные помощники, преподаватели и студенты вузов, кто пожелает использовать весь объем электронных приложений, могут обратиться к сайту labatr.bsu.ru, где есть ссылка "Электронные приложения к Руководству для следователя и его помощника, практиканта".

Скачав этот архив, пользователи увидят в нем следующие разделы:

1. "Приложения 1 - 16" - содержат электронные документы - реальные акты правоприменения, а иногда и задания к ним для глав пособия согласно их нумерации.

2. "Дела реальные" - содержат образцы и примеры, которые собраны в отдельные учебные уголовные дела. Они включают не все, но основные акты по исходному (реальному) делу, а потому отвечают требованиям наглядности и практичности этого специфического учебного материала.

3. "Методические материалы" - содержат различные документы по вопросам организации учебного процесса в юридических вузах и учреждениях повышения квалификации, вопросам прохождения практик и т.п.

4. "Публикации авторов" - содержат некоторые из авторских публикаций, которые авторы вправе распространять в электронном виде.

Работники правоохранительных органов, использующие данное "Руководство..." в работе, а также все желающие, прежде всего студенты, могут составлять свои проекты документов на компьютере, взяв за основу соответствующий электронный документ из электронных приложений.

Однако предупреждаем: подавляющая часть предложенных документов правоприменительной практики изложена в редакции авторов - практических работников. Составители не гарантируют отсутствия в них ошибок и нарушений закона, а иногда и намеренно их оставляют. Таким образом, ошибка, скопированная из образцов, примеров и антиобразцов, ничем не лучше собственных и любых других. Каждому из пользователей по каждому реальному документу советуем дать оценку по наличию/отсутствию в нем нарушений закона или ошибок.

Авторский коллектив постарается регулярно обновлять все названные разделы электронных приложений, улучшать качество представленных документов. Все желающие могут направлять авторскому коллективу свои примеры и образцы электронных документов по адресу: garmaeff@yandex.ru.

Убедительно просим, чтобы эти документы соответствовали следующим требованиям:

- они должны быть получены законным путем, в необходимых случаях с согласия их составителей;

- их источником должны быть уголовные дела и материалы, по которым правовые решения вступили в законную силу;

- они не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, относиться к объектам авторского права;

- по возможности в них не должно быть ошибок и нарушений закона. Если таковые имеются, необходимо сопроводить текст соответствующими сносками или примечаниями о том, в чем заключается ошибка (нарушение закона), как ее следует исправить.

Искренне надеемся, что данное руководство и электронные приложения к нему принесут реальную пользу как практическим работникам, так и обучающимся.

 

Глава

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи