Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » » 16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ,



 

16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ,

в разделе: Юридическая литература / - ч. 17 (УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ) Просмотров: 2 624

16. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ,

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА

(вместо послесловия)

Эта глава написана как бы вдогонку, уже после окончания работы над "Руководством...", и в его стилистические рамки она явно не вписывается - это, скорее, Послесловие! Здесь авторам хотелось бы высказаться, быть может, по самому важному - стратегическому вопросу, вопросу мотивации и целеполагания студента-практиканта и общественного помощника. Перед ним, как человеком практичным, обязательно встанет вопрос: а зачем так серьезно и основательно относиться к производственной (ознакомительной, преддипломной) практике, а тем более становиться добровольно и бесплатно общественным помощником следователя? Ведь это громадные затраты времени и сил умного, энергичного и притом весьма занятого молодого человека! Пожалуй, здесь нужны особые пояснения.

Как верно отмечено в Предисловии, Указ Президента РФ от 26.05.2009 N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" вновь напомнил юридическому сообществу о необходимости "...увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования...". Научная общественность давно бьет тревогу по поводу катастрофического снижения качества обучения. Так, прав А.С. Подшибякин, говоря о том, что в юридическом образовании нарушается системность, которая должна обеспечиваться четкой структурно-логической схемой прохождения учебных дисциплин, базирующейся на четкой системе права <108>.

--------------------------------

<108> Подшибякин А.С. О проблемах юридического образования
(мнимых и реальных) // Юридическое образование и наука. 2008. N 4. С. 15.

Итак, практически во всех вузах страны имеются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к вопросам деятельности студентов, в том числе общественных помощников, в рамках прохождения практики и использования ее результатов в учебной и научной работе. Эта тенденция порождает ряд весьма неблагоприятных последствий.

Работодатели всей страны (суды, прокуратура, органы МВД, Министерства юстиции и другие) часто отмечают, что рядовой выпускник любого юридического вуза страны, приступая к работе по специальности, чаще всего имеет лишь самые общие представления о реальной практике работы организации-работодателя, корпоративной политике и этике, документообороте. Выпускник-юрист зачастую испытывает затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках: как вести деловую переписку, составить протокол, постановление, приговор или иной правоприменительный акт; как помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права; как оптимальным путем пройти официальные процедуры, преодолеть бюрократические препоны.

Только послевузовский, часто многолетний опыт работы позволяет молодому юристу сократить значительный разрыв между теорией и практикой. По принципу маятника через несколько лет бывший выпускник ощущает уже другой дисбаланс, когда не основанная на законе практика (а это очень распространено в России) вступает в противоречие с теорией. И тогда победа первой становится почти нормой и приводит к систематическим нарушениям прав и законных интересов граждан, общества и государства.

Нельзя сказать, что действующие в России образовательные технологии в области юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Так, образовательный процесс в лучших юридических вузах всегда опирался и опирается на эффективное применение ознакомительной, производственной, преддипломной практики, прикладных, в том числе игровых, методов обучения <109>, работу юридических клиник и кружков. Активно используются компьютерные классы и электронные библиотеки, в них размещены такие справочные правовые системы, как "КонсультантПлюс", "Гарант" и другие (далее - СПС). Эти дидактические средства в определенной мере устраняют имеющийся дисбаланс между теоретической и прикладной составляющими обучения. Тем не менее общероссийская тенденция такова: вузовские образовательные технологии сильны своими теоретическими и методическими составляющими, но несколько оторваны от практики.

--------------------------------

<109> Так, в ряде вузов, в том числе в тех, где работают авторы этих строк, по многим предметам проводятся деловые игры, имитирующие состязательный процесс в судах; на семинарах используются реальные, то есть "на бумаге", уголовные и гражданские дела прошлых лет; проводятся спецкурсы по методике составления процессуальных документов и т.п.

В целях корректировки этого перекоса в системе высшего юридического образования в ряде юридических вузов в учебный процесс внедряется уникальная инновационная, практически ориентированная технология обучения будущих и действующих юристов. Сущностью разработки, системообразующим ядром предлагаемой технологии обучения является создание, постоянное пополнение и совершенствование мультимедийной информационно-обучающей системы (далее - информационная система, или МИОС). Она развивается на основе уже сформированной и постоянно модернизируемой электронной базы данных правоприменительной (судебной и иной) практики по гражданским и уголовным делам регионов Сибири, Дальнего Востока и всей России.

Информационная система в настоящий момент занимает более 2 Гб и включает свыше 300000 реальных правоприменительных актов по конкретным делам: приговоров, иных решений судов, обвинительных заключений, постановлений, протоколов, а также методических материалов - памяток, комментариев, алгоритмов, программ, подготовленных судами, прокуратурами и другими правоохранительными органами всей страны по реальным делам <110>.

--------------------------------

<110> Электронные приложения к данному руководству, размещенные на сайте labatr.bsu.ru, являются частью МИОС. Автор разработки - Ю.П. Гармаев.

При этом МИОС постоянно расширяется как по количеству имеющихся документов и методических рекомендаций по их применению, так и в направлении увеличения числа охватываемых отраслей права. Безусловно, само по себе накопление информации и расширение МИОС является не целью, а средством, условием продвижения инновационной образовательной технологии. Основное ее содержание - это система оригинальных методов обучения юристов.

В наиболее общем плане сущность этих инновационных технологий заключается в том, что при проведении лекционных, практических и иных занятий обучение осуществляется посредством анализа и обработки студентами электронных (мультимедийных) копий отдельных документов и полных материалов реальных уголовных, гражданских и иных дел (подборок документов по правилам, действующим на практике), специфическим образом отредактированных, обезличенных, снабженных тестами и иными заданиями, адаптированными для различных задач образовательной технологии. Студенты изучают эти реальные документы и дела, а затем:

- выполняют задания, связанные с прогнозированием, предупреждением, выявлением и устранением типичных ошибок и нарушений закона со стороны правоприменителей;

- готовят собственные варианты документов на основе дополнительной, измененной или уточненной преподавателем информации;

- организуют и проводят деловые игры, имитирующие практические ситуации, судебные процессы, иные процедуры, и др. <111>

--------------------------------

<111> Более подробно о сущности и особенностях применения МИОС см. на сайте labatr.bsu.ru, электронные приложения к данному пособию, папка "Методические материалы".

Как одну из составляющих инновационной технологии обучения рассмотрим особенности процесса подготовки курсовых и дипломных работ студентами-юристами.

Как известно, одной из основных задач их написания является проверка уровня освоения практических навыков, умения работать не только с нормативно-правовыми актами, специальной литературой, статистическими и иными источниками, но и с материалами следственной, судебной практики по уголовным делам, практики работы в гражданском, административном, конституционном и ином судопроизводстве.

В каждом юридическом вузе имеются методические пособия по написанию дипломных и курсовых работ. В них комплексно рассматриваются все вопросы: от выбора темы и составления плана до процедуры защиты <112>. Изучение таких работ показало, что в них большое внимание уделяется особенностям работы студента со специальной литературой и законодательством. В целом такой подход следует признать традиционным и проверенным. Но все же в большинстве изданий необоснованно мало внимания уделяется тому, как студент может и должен использовать результаты пройденных им практик, а также работы постоянным общественным помощником в той или иной организации.

--------------------------------

<112> Пособия на эту тему, изданные в САПЭУ и БГУ, можно скачать на сайте labatr.bsu.ru, электронные приложения к данному пособию, папка "Методические материалы".

К сожалению, очень часто приходится видеть примеры того, как студент, даже весьма способный, из года в год произвольно, как-то хаотично выбирает темы курсовых. Затем на пятом курсе он определяет тему дипломного сочинения, никак не связанную ни с ранее проделанной работой, ни с будущей профессиональной деятельностью. Очень часто и прохождение практик происходит в режиме "удовлетворения общего любопытства", а не ради углубленного изучения будущей профессии. В итоге к окончанию вуза при таком подходе к практике и квалификационным работам студент, не будучи мотивированным и подготовленным к конкретному виду профессиональной деятельности, имея даже диплом с отличием, не может найти себе работу. В лучшем случае такой выпускник трудоустраивается туда, где возьмут без стажа... Во многом поэтому не приходится удивляться выводам о низком качестве юридического образования при избытке юристов и недостатке профессионалов <113>.

--------------------------------

<113> Заседание правления ассоциации юристов России (редакционный материал) // Юридический мир. 2006. N 12. С. 6.

 

скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи