Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ



 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

в разделе: Административная деятельность ОВД Просмотров: 16 186
В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел решают возложенные на них задачи как в обыч¬ных, так и в особых условиях. Особые условия охраны общест¬венного порядка и безопасности представляют собой возникаю¬щую при определенных обстоятельствах повышенную по степени опасности для жизни и здоровья людей, сохранности материаль¬ных и культурных ценностей обстановку, которая требует от ор¬ганов внутренних дел принятия специальных мер правового и организационного характера. Указанные обстоятельства детерми¬нируются возникновением различных чрезвычайных ситуаций. В условиях мирного времени к ним относятся: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, техногенные и экологические катастрофы, социальные конфликты, а также проведение крупных массовых
мероприятий.
В настоящее время различные массовые мероприятия являют¬ся одной из популярных форм общественной активности и досуга населения и удовлетворяют потребности личности в непосредст¬венном приобщении к политической жизни, достижениям спорта, культуры, искусства. Реализация конституционных прав и свобод граждан в условиях демократии в значительной мере связана с их активным участием в различных массовых мероприятиях, прово¬димых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными и иными организациями.

Массовые мероприятия, как правило, доступны большому ко¬личеству граждан и проводятся на улицах, площадях, в общест¬венных зданиях, концертных залах, на спортивно-зрелищных со-оружениях, специальных трассах и в других общественных местах городов и населенных пунктов.
На практике все массовые мероприятия условно подразделя¬ются на общественно-политические, культурно-массовые, спор¬тивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зри¬телей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам. Рассмотрим осо¬бенности их организации и проведения.
К общественно-политическим мероприятиям относятся де¬монстрации, митинги, шествия, съезды политических партий и общественных организаций, выборы депутатов различных уров¬ней, президента страны и др. Этому виду массовых мероприятий присущи, как правило, высокий уровень организации, качествен¬ная однородность состава участников, необходимое финансирова¬ние и техническая и рекламная поддержка. Для граждан, поддер¬живающих различные партии, движения и принимающих участие в подобных мероприятиях, характерны общность интересов в дос¬тижении поставленных целей, а также относительная схожесть мотивов и стереотипов поведения. В подобных мероприятиях уча¬ствуют представители различных государственных органов и об¬щественных организаций, их совместная деятельность опосредст¬вуется устойчивыми коллективными интересами и межличност¬ными взаимосвязями. Они, как правило, лояльно относятся к действующему законодательству и установленным правилам пове¬дения в общественных местах, хотя имеются и исключения.
В Москве существует несколько популярных мест проведения указанных массовых мероприятий, где могут собираться предста¬вители различных политических партий, течений и общественных организаций. По данным ГУВД Москвы, при проведении различ¬ных митингов, исходя из плотности толпы 2—3 человека на квад¬ратный метр, около Парка культуры могут собираться 7—8 тыс., на Пушкинской площади - 2—3 тыс., на Манежной площади до ее реконструкции собиралось более 50 тыс. человек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», принятым с целью урегулирования рассматриваемых общественных отношений, в настоящее время предусмотрен уведомительный порядок информирования властей о намерениях организаторов провести то или иное массовое мероприятие (вместо существовавшего ра¬нее разрешительного порядка). Соответствующий орган исполни¬тельной власти местного самоуправления после рассмотрения поданного в официальном порядке уведомления может санкцио¬нировать проведение подобных мероприятий либо отклонить его, обосновав мотивы отказа, а также предложить альтернативные варианты.
Особую группу общественно-политических мероприятий, серьезно осложняющих охрану общественного порядка, составля¬ют несанкционированные собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации. Они образуют состав административного правона¬рушения, предусмотренного ст.1661 Кодекса РСФСР об админи¬стративных правонарушениях. А в некоторых случаях указанные правонарушения трансформируются в преступления, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии со ст.31 действующей Конституции Россий¬ской Федерации граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование. Одновременно в ст. 13 Основного Закона прямо запрещаются соз¬дание и деятельность общественных объединений, цели или дей¬ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание воору¬женных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио¬нальной и религиозной розни. В современных условиях резкого ухудшения социального климата в стране, на фоне повсеместного игнорирования существующих правовых норм, надлежащий госу¬дарственный контроль за проведением подобных массовых акций приобретает особое значение.
В соответствии со ст.1661 Кодекса об административных пра¬вонарушениях в РСФСР административная ответственность пре¬дусматривается за воспрепятствование организации или проведе¬нию собраний, митингов, шествий, демонстраций, пикетирования либо иного публичного мероприятия, проводимого в соответствии с законом. Кроме того, ответственность предусматривается еще по двум составам указанной статьи. Остановимся на них более под¬робно. Во-первых, — это нарушение порядка организации собра¬ний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Во-вторых, — это нарушение порядка проведения указанных мероприятий. Объ-
ектом посягательства данных правонарушений являются общест¬венный порядок и безопасность, права и законные интересы гра¬ждан, нормальная деятельность предприятий, учреждений и орга¬низаций.
Порядок организации собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в Российской Федерации заключается в следую¬щем.
1. В обязательном предварительном обращении (не менее чем за 10 дней) в соответствующий орган исполнительной власти с письменным уведомлением о проведении того или иного полити¬ческого акта. При этом должны быть соблюдены два условия. Лица, подписывающие заявление, должны достигнуть 18-летнего возраста и выступать от имени официально зарегистрированной партии, общественного движения или организации.
2. В получении письменного согласия соответствующего ор¬гана исполнительной власти (администрации) местного само¬управления на проведение мероприятия, указанного в заявлении.
3. В случае официального мотивированного отказа соответст¬вующего органа на проведение мероприятия — в обращении в вышестоящий орган исполнительной власти либо в суд.
К организаторской деятельности могут быть отнесены также разработка программы мероприятия, назначение выступающих, подготовка листовок, плакатов лозунгов и другой печатной про¬дукции, принятие мер по техническому обеспечению мероприя¬тия, организация сбора участников, письменное обращение в компетентную инстанцию с просьбой санкционировать проведе¬ние соответствующего массового мероприятия.
Организаторами признаются лица как уполномоченные заре¬гистрированными в установленном порядке партиями, общест¬венными движениями и коллективами на организацию проведе¬ния того или иного мероприятия, от имени которых они обраща¬ются в компетентный орган, так и лица, представляющие интере¬сы объединений и организаций, но не вступающие в официаль¬ные отношения с органами власти. Следовательно, организаторы привлекаются к ответственности не только за игнорирование за¬прета на проведение конкретного общественно-политического мероприятия, но и в тех случаях, когда они, вообще не информи¬руя орган местного самоуправления, предпринимают организацион¬ные меры по подготовке и проведению указанных мероприятий.
Вторым составом рассматриваемого правонарушения является нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных
шествий и демонстраций. Данный проступок может быть совер¬шен путем несоблюдения обозначенных в заявлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, количества участников мероприятия, нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия, злостного непови¬новения участниками мероприятия законным распоряжениям представителей органов государственной власти, а также ношения участниками мероприятия оружия и иных предметов, могущих причинить ущерб людям и собственности.
Активными участниками несанкционированных массовых ме¬роприятий, как правило, совершаются публичные выступления, выкрикивание и демонстрация лозунгов, распространение листо¬вок и иных информационных материалов, проведение пропаган-дистской работы среди собравшихся, документирование при по¬мощи фото- и видеосъемки действий милиции и представителей других правоохранительных органов, противодействие их закон¬ным требованиям.
К административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых политических мероприятий могут привле¬каться только непосредственные участники указанных акций. Обязательным условием отнесения их к субъектам данного право¬нарушения является факт игнорирования ими неоднократных требований милиции покинуть место проведения мероприятия.
Распространенной ошибкой милиции, на которую обращают внимание прокуратура и суды путем вынесения протестов и част¬ных определений, является, например, привлечение к админист¬ративной ответственности по ст.1661 КоАП РСФСР отдельных граждан, хотя и пикетирующих с плакатами в общественных мес¬тах, но выражающих свои личные требования, так как подобные действия не охватываются диспозицией указанной статьи. Непра¬вомерным будет и задержание группы граждан, идущих на не¬санкционированное массовое мероприятие на подступах к месту его проведения.
Следующим распространенным видом массовых мероприятий являются культурно-массовые мероприятия. К ним относятся:
выставки, вернисажи, народные гулянья, театрализованные пред¬ставления, фестивали, ярмарки, концерты и др. С точки зрения охраны общественного порядка, для указанных мероприятий при¬сущи различные формы поведения людей, складывающиеся в условиях произвольно формирующихся общностей граждан, стре¬мящихся удовлетворить свои культурные, эмоциональные и духовные потребности. Однако несмотря на неоднородность соста¬ва, различия в образовании, возрасте, наличие различных интере¬сов и устремлений, в целом поведение лиц, посещающих упомя¬нутые мероприятия, укладывается в общепринятые нормы.
Вместе с тем следует отметить, что на поведение отдельных групп граждан, посещающих некоторые культурно-массовые ме¬роприятия, влияют факторы фанатической любви к своим эстрад¬ным кумирам, доходящей до экстаза, а также условия анонимно¬сти в толпе, что снижает степень ответственности за совершенные поступки. Особенно ярко это проявляется в манере поведения подростков - поклонников рок-музыки на концертах звезд отече¬ственной и зарубежной эстрады, проводимых в больших концерт¬ных залах'и на спортивно-зрелищных сооружениях. Правонару¬шения, совершаемые рок-фанатами в указанных общественных местах, часто носят групповой характер и негативно влияют на состояние общественного порядка.
Спортивно-зрелищные мероприятия традиционно являются одной из популярных форм массового досуга населения в нашей стране. В зависимости от масштаба и степени значимости они классифицируются как международные, всероссийские, област¬ные, городские и местные. По массовости посещения и степени влияния на состояние общественного порядка наибольшую слож¬ность для его охраны представляет проведение спортивных игр, таких, как футбол, хоккей и др. Эти спортивно-зрелищные меро¬приятия проводятся, как правило, на стадионах и других спор¬тивных сооружениях. Характерной чертой рассматриваемых мас¬совых мероприятий является присутствие на футбольных и хок¬кейных матчах определенного контингента спортивных болель¬щиков, так называемых фанатов, принадлежащих к различным спортивным клубам. Как правило, их поведение характеризуется пристрастным отношением к своей команде, доходящим до фана¬тизма. В Москве, например, существуют спортивные общества болельщиков команд «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Торпедо» и других популярных клубов. К сожалению, отдельные противобор¬ствующие группировки болельщиков в ходе проведения спортив¬ных матчей совершают серьезные правонарушения, создают кон¬фликтные ситуации, нарушают правила поведения посетителей спортивных сооружений. Иногда это приводит к трагедиям.
В качестве примера можно привести трагический случай, ко¬торый произошел в октябре 1982 г. на стадионе Лужники в Моск¬ве. Во время футбольного матча на кубок Европейских Чемпио-

нов между командами «Спартак» (Москва) и «Харлем» (Гол¬ландия) в результате давки, возникшей при активном участии фанатов «Спартака», погибло 67 человек и более 300 получили различные серьезные травмы. Это чрезвычайное происшествие произошло, как показало проведенное расследование, из-за не¬скольких причин. Во-первых, по вине администрации стадиона, которая нарушила действующие правила проведения подобных мероприятий, а во-вторых, — из-за нераспорядительности мили¬ции, а также из-за хулиганского поведения болельщиков, многие из которых были в нетрезвом состоянии, грубо нарушали общест¬венный порядок и вели себя агрессивно.
Подобные случаи как у нас в стране, так и за рубежом носят не единичный характер. Поэтому организаторы различных зре¬лищных массовых мероприятий совместно с милицией обязаны усиливать меры по охране общественного порядка и безопасности во время их проведения с целью контроля за соблюдением бо¬лельщиками установленных правил поведения.
Нормы поведения посетителей спортивно-зрелищных соору¬жений во время различных спортивных состязаний, рок-концертов и других массовых мероприятий регламентируются типовыми правилами, которые действуют на спортсооружениях Москвы и других городов.
Так, посетители имеют право:
— входить на территорию и помещения спорт-сооружений при проведении платных зрелищных мероприятий только при нали¬чии билетов или документов, дающих право на вход;
— занимать места, указанные в билетах и пропусках;
— приносить и использовать спортивную и иную атрибутику, не представляющую опасности и не мешающую остальным зрите¬лям;
— посещать с детьми до 16 лет спортивные и иные зрелищные мероприятия, заканчивающиеся не позднее 20 час. 30 мин., а в дни школьных каникул — 21 час. 30 мин.
Посетители обязаны:
— вести себя уважительно по отношению к участникам сорев¬нований и иных зрелищных мероприятий, зрителям, судьям, тре¬нерам, администрации и другим должностным лицам, ответствен¬ным за поддержание общественного порядка и безопасности на спортивно-зрелищных мероприятиях;
— не допускать действий, могущих создать опасность для ок¬ружающих и привести к созданию экстремальных ситуаций;

— проявлять организованность при выходе со спортивно-зрелищных сооружений по окончании массового мероприятия;
— подчиняться предупреждениям и требованиям администра¬ции спортсооружений, милиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка.
Посетителям запрещается:
— проносить огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые, ядовитые, сильно пахнущие и наркотические вещества, а также колющие и режущие предметы, чемоданы, большие портфели, сумки и иные предметы, мешающие нормальному проведению
мероприятия;
— находиться во время проведения спортивных и иных зре¬лищных мероприятий на лестницах или люках, выбегать на поле или сцену, а также создавать помехи передвижению зрителей ли-бо участникам;
— распивать спиртные напитки или появляться на стадионах в
пьяном виде;
— допускать выкрики, скандировать лозунги, унижающие че¬ловеческое достоинство;
— выбрасывать на поле или трибуны различные предметы, могущие причинить ущерб жизни и здоровью других людей.
Лица, не соблюдающие установленные правила, на спортсо-оружения не допускаются либо удаляются с них. В зависимости от характера правонарушения администрация спортсооружения может ограничиться предупреждением или передать нарушителя в милицию для принятия мер административного воздействия. Ма¬териальный ущерб, причиненный спортсооружению, взыскивает¬ся с виновных через суд в установленном законом порядке.
В последние годы значительно возрос интерес населения к религии. Это стало возможным благодаря демократическим пре¬образованиям в стране. Массовые религиозные мероприятия, к которым относятся всевозможные праздники различных церков¬ных конфессий, обряды и богослужения, проводятся, как прави¬ло, в соответствующих храмах в условиях большого скопления верующих и просто любопытных. В настоящее время в связи с изменением государственной политики по отношению к церкви строятся новые и возрождаются старые храмы, и ряды верующих постоянно пополняются. Среди них имеются секты, деятельность которых носит антиобщественный характер и представляет опас¬ность для окружающих. К таким сектам относятся известные «Белое братство», «Аум Сенрике», сектанты «Муна» и др. Они

вербуют свою паству среди молодежи, растлевающе действуют на души людей, проповедуют сатанизм, а иногда и прямо совершают преступления и террористические акты.
Это нередко влияет на состояние общественного порядка в местах проведения подобных мероприятий и осложняет опера¬тивную обстановку, что в свою очередь требует от органов внут¬ренних дел принятия специальных мер по надлежащей охране общественного порядка и безопасности, умения действовать в специфических условиях быстро и эффективно, нейтрализовать возникающие эксцессы.
В ходе проведения различных массовых мероприятий между их участниками, зрителями и субъектами охраны общественного порядка складываются специфические общественные отношения, которые, будучи урегулированы правовыми нормами, составляют содержание общественного порядка в местах их организации в обычных условиях. В тех случаях, когда нормальный ход проведе¬ния массового мероприятия нарушается наступлением какого-либо чрезвычайного происшествия или обстоятельства, охрана общественного порядка и безопасности трансформируется в ре¬жим условий охраны при чрезвычайных ситуациях.
Иными словами, общественный порядок при нормальном хо¬де массовых мероприятий характеризуется как совокупность каче¬ственно определенных общественных отношений, складывающих¬ся в местах их проведения, установление и развитие которых соз¬дает гражданам возможности для реализации своих конституци¬онных прав и свобод, с одной стороны, и обеспечения внешних условий для гармонического сочетания государственных, группо¬вых и личных интересов при соблюдении требований безопасно¬сти, уважения чести и достоинства личности, — с другой.
Под возникновением экстремальных ситуаций в ходе прове¬дения массовых мероприятий, применительно к общественному порядку, следует понимать резкое изменение качественного со¬стояния охраняемых общественных отношений, носящее, как правило, локальный и краткосрочный характер, что требует от органов внутренних дел и других субъектов правовой охраны принятия экстремальных мер по устранению возникшей чрезвы¬чайной обстановки.
Правовой основой, регламентирующей порядок проведения массовых мероприятий в нашей стране, являются Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, законы «О милиции», «О чрезвычайном положении»,

«О безопасности», а также иные законодательные и подзаконные акты, определяющие порядок проведения митингов, уличных ше¬ствий и демонстраций, спортивно-зрелищных и других мероприя¬тий. Ответственность за совершение административных правона¬рушений, составляющих наибольший удельный вес среди всех деликтов, совершаемых при проведении массовых мероприятий, предусмотрена в Кодексе РСФСР об административных правона-рушениях.
Одним из основных требований, предъявляемых к проведе¬нию массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию и поддержа¬ние общественного порядка при проведении массовых мероприя¬тий, в соответствии с действующим законодательством являются
органы внутренних дел.
Именно на них возложены задачи по разработке плана охра¬ны общественного порядка и безопасности при проведении кон¬кретного массового мероприятия, подготовка и расстановка необ¬ходимых сил и средств, организация и координация взаимодейст¬вия со всеми государственными органами и общественными орга¬низациями, участвующими в охране общественного порядка и непосредственно в проведении массового мероприятия, контроль за обстановкой, осуществление административного надзора, пре¬дупреждение и пресечение преступлений и правонарушений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к
ответственности.
Особенности охраны общественного порядка при проведении
массовых мероприятий характеризуются рядом специфических черт. К основным из них относятся:
— характер проводимого мероприятия;
— скопление большого количества людей на ограниченной
территории (условия толпы);
— динамика и скоротечность происходящих событий;
— быстрое изменение оперативной обстановки;
— специфический контингент присутствующих лиц (пред¬ставители оппозиционных партий либо соперничающих блоков, агрессивно настроенные группировки болельщиков, принадлежа¬щих к различным командам, рок-фэны, лица в нетрезвом состоя¬нии и др.);

— особенности расположения спортивно-зрелищных и иных объектов проведения массовых мероприятий;
— необходимость приостанавливать работу некоторых пред¬приятий и изменять движение городского транспорта на время проведения массового мероприятия;
— обязательный учет погодных условий на момент проведения мероприятия и др.
Вышеперечисленные факторы учитываются при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обусловливают выбор приемов и методов дея¬тельности милиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм.
Так, при проведении массовых шествий, демонстраций и ми¬тингов различными партиями, движениями и другими организа¬циями работники милиции обязаны проверить, имеется ли у ор¬ганизаторов санкция органов власти на проведение конкретной акции, согласованы ли цели, место и время проведения меро¬приятия с администрацией района (города) или иной инстанцией, не нарушается ли порядок их проведения. В случае нарушения установленных правил проведения подобных мероприятий, а так¬же совершения серьезных правонарушений со стороны их участ¬ников милиция имеет право прекратить проведение мероприятия, а виновных привлечь к установленной ответственности.
На правонарушителей по ст.1661 КоАП РСФСР уполномо¬ченные должностные лица милиции (дежурный, участковый ин¬спектор и др.) составляют административный протокол. К прото¬колу должны быть приобщены вещественные доказательства из числа атрибутов проводившегося мероприятия, например лозунги, листовки, рукописные списки участников, другие документы, а также использовавшиеся технические средства.
В случаях, когда организаторы либо участники совершили не¬сколько административных правонарушений, рассмотрение кото¬рых относится к компетенции различных органов, по каждому факту совершенного проступка милиция составляет отдельный протокол и направляет их для рассмотрения по подведомственно¬сти.
Дела о правонарушениях, предусмотренных указанной стать¬ей, рассматриваются народным судьей единолично в течение трех суток с момента совершения правонарушения.

При проведении спортивно-зрелищных мероприятий, осо¬бенно футбольных и хоккейных матчей, основные силы и средст¬ва милиции, задействованные на охрану общественного порядка, главным образом направлены на регулирование поведения бо¬лельщиков и обеспечение безопасности зрителей. Проводится общая и индивидуальная профилактическая и разъяснительная работа среди зрителей, устанавливается особый административ¬ный надзор за активными фанатами, принимаются меры по ра¬зобщению соперничающих группировок болельщиков, применя¬ется комплекс мер по обеспечению безопасности присутствую¬щих, таких, как проверка надежности конструкций и систем жиз¬необеспечения спортсооружений, организуется посадка массы людей на общественный транспорт и т.д.
В ходе проведения культурно-массовых мероприятий, осо¬бенно на рок-концертах, повышенное внимание при охране об¬щественного порядка уделяется предотвращению беспорядочного скопления зрителей в проходах, на лестницах концертного зала или спортивного сооружения, где проводится выступление арти¬стов; милиция следит также за тем, чтобы зрители не вскакивали со своих мест, и пресекает попытки отдельных групп музыкаль-ных фанатов прорваться на сцену или за кулисы. Повышенное внимание на подобных концертах уделяется соблюдению проти¬вопожарной безопасности, так как в среде музыкальных фанатов модно в темном зале зажигать открытый огонь (зажигалки, свечи, бенгальские огни и др.) и размахивать в такт музыке.
Специфика охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в отличие от обычных условий требует введения определенного режима ограничений, поскольку обыч¬ными методами обеспечить надлежащий порядок невозможно. В некоторых случаях приходится проводить оцепление зоны прове¬дения мероприятия, удалять из нее лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, например, при проведении фут-больного матча на стадионе, спортивной эстафеты на улицах го¬рода. В зону оцепления не допускаются лица, имеющие громозд¬кий багаж. Перекрывается движение транспорта или изменяется направление его маршрутов. В необходимых случаях приостанав¬ливается проведение дорожных и некоторых других видов работ.
Названные виды ограничений вводятся органами внутренних дел по согласованию с органами местного самоуправления. Вве¬дение ограничений должно быть обоснованным, соразмерным и вызываться их действительной необходимостью.

Важной особенностью деятельности органов внутренних дел в рассматриваемых условиях является их тесное взаимодействие с организаторами проведения массовых мероприятий. Таковыми обычно выступают государственные и общественные организа¬ции, политические партии, спортивные, культурные, профсоюз¬ные и другие организации, по плану которых проводятся различ¬ные массовые мероприятия. При проведении крупных комплекс¬ных мероприятий, таких, как Олимпийские игры, спартакиады, фестивали, создаются организационные комитеты и оперативные штабы для разработки планов охраны общественного порядка и безопасности, координации деятельности всех заинтересованных участников и контроля за исполнением.
В состав оперативного штаба обычно входят: начальник и его заместители; оперативный дежурный; группа управления силами и средствами; группа информации и анализа; оперативно-следственная группа; представители ОМОН, ГИБДД приглашают¬ся представители скорой помощи и местной администрации.
Взаимодействие органов внутренних дел с другими заинтере¬сованными организациями заключается в согласовании совмест¬ной деятельности по времени, месту и цели. Такое взаимодейст¬вие включает в себя обмен информацией о характере планируе¬мого мероприятия, о предлагаемом количестве участников и зри¬телей, о месте и времени его проведения, изучение психологиче¬ского климата среди участников массового мероприятия (агрессивные установки, конфликтные намерения и т.п.). Также совместно обследуются сооружения и иные объекты, где планиру¬ется проведение массового мероприятия, производится рекогнос¬цировка местности.
Взаимодействие при проведении массовых мероприятий но¬сит не только внешний характер, но и осуществляется непосред¬ственно внутри органов внутренних дел. Оно координируется и контролируется штабом милиции и в целом заключается в сле¬дующем:
— в едином понимании всеми нарядами и службами, задейст¬вованными в обеспечении общественного порядка, общей задачи и своих функциональных обязанностей по ее реализации;
— постоянном знании оперативной обстановки и ее измене¬ний;
— наличии бесперебойной связи и постоянном обмене опера¬тивной информацией;

— знании и правильном применении установленных команд и сигналов;
— своевременном оказании взаимной помощи;
— эффективном осуществлении маневра силами и средствами;
— корректном осуществлении правоприменительной деятель¬ности.
Главными задачами органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий являются: создание нормальных условий для организации массовых мероприятий в местах их проведения;
обеспечение безопасности для участников и зрителей; предупреж¬дение и пресечение преступлений и правонарушений; оказание необходимого содействия организаторам проведения массовых мероприятий в рамках предоставленной компетенции; поддержа¬ние надлежащего порядка на прилегающей территории.
Охрана общественного порядка и безопасности при проведе¬нии массового мероприятия осуществляется при помощи обыч¬ных и специальных нарядов. К первым относятся посты, патрули, автопатрули, патрульные группы; ко вторым ~ милицейские це¬почки (коридоры), посты охраны объектов, группы сопровожде¬ния, контрольно-пропускные пункты, посты наблюдения, засло¬ны, посты по надзору за движением, резерв.
Тактика деятельности, задачи и основные функции нарядов органов внутренних дел в условиях проведения массовых меро¬приятий наиболее полно определены в Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности.
Охрану общественного порядка и безопасности при проведе¬нии различных массовых мероприятий в зависимости от их мас¬штаба и значения организуют МВД России, ГУВД Москвы и Санкт-Петербурга, МВД республик в составе Российской Федера¬ции, УВД краев, областей, а также районные и городские органы внутренних дел.
К участию в этой ответственной работе привлекаются практи¬чески все основные службы органов внутренних дел. К ним отно¬сятся: служба охраны общественного порядка, службы уголовного розыска и борьбы с экономическими преступлениями, служба по делам несовершеннолетних, ГИБДД, Госпожнадзора, спецмед-служба и др. Каждая из упомянутых служб призвана решать спе¬цифические, присущие ей одной задачи, однако решение главной задачи — охраны общественного порядка и безопасности при про¬ведении массовых мероприятий — возлагается на службу охраны общественного порядка. Все остальные службы на период проведения массового мероприятия находятся в ее оперативном подчи¬нении.
Важнейшим условием успешного проведения любого массо¬вого мероприятия является разработка планов охраны обществен¬ного порядка и безопасности. Для проведения различных массо¬вых мероприятий службой охраны общественного порядка разра¬батываются типовые и индивидуальные планы. При систематиче¬ски повторяющихся мероприятиях, таких, как футбол, хоккей, проводимых на определенных стадионах и во дворцах спорта, демонстрациях и митингах, организуемых различными партиями и общественными организациями (например. Пушкинская пло¬щадь в Москве), как правило, составляются типовые планы охра¬ны общественного порядка. Для массового мероприятия, нося¬щего разовый характер, разрабатывается индивидуальный план.
Разработка плана начинается с получения исходной инфор¬мации, ее анализа с учетом опыта проведения аналогичных меро¬приятий, рекогносцировки местности, обследования объектов проведения мероприятия, изучение маршрутов движения и путей подхода к остановкам общественного транспорта, установления рабочих контактов с организаторами массового мероприятия и представителями местной власти.
Как уже отмечалось, в охране общественного порядка и безо¬пасности принимают участие многие службы и подразделения внутренних дел. Основная нагрузка и ответственность ложится на службы охраны общественного порядка, ГИБДД и Госпожнадзо-ра. На практике это нашло отражение в структуре рассматривае¬мых планов. Первый раздел посвящен мероприятиям по линии службы ООП, второй — по линии службы ГИБДД, а третий отво-дится мероприятиям по линии пожарной безопасности. Кроме того, в плане обязательно предусматривается постановка опера¬тивных задач для других задействованных служб и подразделений
ОВД.
В целом план должен предусматривать: содержание меро¬приятий, время и место его проведения, состав и количество уча¬стников и зрителей, оптимальный расчет сил и средств ОВД, т.е. количество и виды нарядов, а также иных сил и средств, задейст¬вованных на мероприятии, границы оцепления, количество зон, секторов, участков, расположение пунктов управления, нормы выделения сил и средств от соответствующих подразделений, за¬крепление ответственных лиц за конкретными участками и объек¬тами и постановку задач перед ними, порядок введения режимов

ограничений, организацию пропускного режима, маневр силами и средствами, порядок организации связи и взаимодействия, прове¬дение комплекса противопожарных мероприятий, организацию материально-технического и медицинского обеспечения.
После утверждения плана охраны общественного порядка и безопасности по проведению конкретного массового мероприятия соответствующим начальником органа внутренних дел он приоб¬ретает силу приказа и является обязательным для исполнения всеми задействованными службами и подразделениями.
Деятельность органов внутренних дел по непосредственному обеспечению порядка и безопасности при проведении массового мероприятия условно подразделяется на три основных этапа:
подготовительный, исполнительный и заключительный.
На подготовительном этапе организуется подготовка личного состава и технических средств к несению службы, проводится окончательное обследование территории и объектов совместно с организаторами и соответствующей администрацией и устраняют¬ся выявленные недостатки; проводится служебный инструктаж нарядов и должностных лиц, уточняются их задачи и обязанности при проведении мероприятия, осуществляются тренировки и ре¬петиции действий нарядов в экстремальных условиях на закреп¬ленных за ними участках, организуется надежное взаимодействие всех заинтересованных служб и организаций.
Исполнительный этап охватывает время с момента начала осуществления задействованными силами и средствами своих обязанностей по охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия и продолжается до его окончания. В указанный период организуется служба и управле¬ние нарядами, производится удаление из зоны оцепления лиц, не имеющих отношения к проводимому мероприятию, вводятся пре¬дусмотренные планом ограничения движения транспорта и пеше¬ходов, организуется пропускной режим на КПП и турникетах, реализуются меры административного предупреждения пресече¬ния и взыскания, предусмотренные действующим законодательст¬вом, задерживаются или удаляются граждане, нарушившие уста¬новленные правила, производится разбор правонарушений в ком¬натах для задержанных, осуществляется маневр силами и средст-вами, используется резерв, штабом постоянно контролируется исполнение приказов и команд, осуществляется взаимодействие всех заинтересованных представителей.

Заключительный этап начинается с момента окончания меро¬приятия и заканчивается после осуществления эвакуации и по¬садки основной массы людей на общественный транспорт. На этом этапе снимаются введенные режимные ограничения, в пол¬ном объеме возобновляется прерванная работа транспорта и от¬дельных предприятий, свертываются силы и средства, подводятся итоги службы и дается общая ее оценка. В случае выявления серьезных обстоятельств, могущих влиять на безопасность людей в будущем, при проведении подобных мероприятий готовится и направляется соответствующая информация местным властям и организаторам массовых мероприятий.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи