Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Организация и тактика охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел при реализации гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания



 

Организация и тактика охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел при реализации гражданами права на свободу совести и свободу вероисповедания

в разделе: Административная деятельность ОВД Просмотров: 5 344
Как уже указывалось, одной из задач милиции является охра¬на общественного порядка и обеспечение общественной безопас¬ности. Следовательно, милиция должна выполнять эту обязан¬ность и при проведении различных обрядов, совершаемых как под открытым небом, так и на территориях, прилегающим к хра¬мам и вокруг них, свободно доступным местам богослужений или религиозных собраний, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. К тому же законодательством о свободе совести и религиозных организациях установлено, что осуществление сво¬боды исповедовать религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан.
Преимущественно функции по выполнению указанной задачи осуществляют подразделения службы милиции общественной безопасности и участковые инспектора милиции.
Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности при совершении публичных богослужений и церемоний происхо¬дит, как правило, в сложных условиях и требует от сотрудников

милиции умелых и решительных действий. Эти богослужения и обряды, проводимые в условиях значительного скопления граж¬дан, внешне имеют сходство с некоторыми видами массовых ме¬роприятий, а в плане организации охраны общественного порядка очень близко примыкают к ним, хотя по своему содержанию имеют иную направленность:
— во-первых, они являются формой социального общения ве¬рующих. то есть служат способом удовлетворения их духовных потребностей, проводятся для поддержания и утверждения их религиозного мировоззрения;
— во-вторых, культовые обряды отличаются от общественно^ политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий особенностями их проведения по месту, времени, церемониаль¬ной обрядности в зависимости от вероисповедания участников и др. Порядок проведения подобных мероприятий в настоящее время регулируется нормативными актами на федеральном уровне и актами, действующими в масштабах субъектов Российской Фе¬дерации1;
— в-третьих, в ряде случаев этим мероприятиям присуща по¬вышенная степень общественной опасности. Это объясняется тем, что в толпе, собирающейся около молитвенного здания, бывает значительное количество людей в нетрезвом состоянии, которые, с одной стороны, могут в любой момент стать объектом преступ¬ления, с другой - оскорбляют верующих, пристают к гражданам, демонстрируют свое неуважение к ним, вызывая ответную реак¬цию.
Естественно, что сотрудники правоохранительных органов и
прежде всего - милиция, обеспечивая охрану свободы совести граждан, и особенно в такой сложной форме, как религиозно-массовые мероприятия, должны строго руководствоваться требо¬ваниями законности.
При организации охраны общественного порядка руководите¬лям органов внутренних дел следует учитывать также, что религи¬озные обряды, церемонии собирают значительное количество своих последователей. Кроме верующих вокруг церквей и других молитвенных зданий собираются большие толпы любопытствую-
* См., например. Распоряжение мэра Москвы от 19 августа 1997 г. № 642-РМ «О мерах по совершенствованию взаимодействия Правитель¬ства Москвы с религиозными организациями города и упорядочению деятельности псевдорелигиозных организаций».

щих граждан молодого возраста. Этот факт в ряде случаев может представлять определенную опасность. Так, с трагедии 3 июля 1990 года начался большой мусульманский праздник в Саудов¬ской Аравии. Толпы верующих, по давней традиции совершаю¬щих паломничество к святыням ислама в Мекке и в Медине, по¬пали в «пробку», которая из-за неразберихи образовалась в 500-метровом тоннеле. Многотысячную массу людей, скопивших¬ся в замкнутом пространстве, когда температура воздуха превыси¬ла 40-градусную отметку, охватила паника. Возникла давка, жерт¬вами которой стали более 1000 человек, задавленных и умерших от удушья. Сотни людей были доставлены в больницы и госпитали1.
В России православные храмы, особенно Троице-Сергиева лавра в городе Сергиев Посад, Богоявленский собор и храм Хри¬ста-Спасителя в Москве на такой праздник как Пасха тоже соби¬рают значительное количество людей. Если в нашей стране коли¬чество участвующих в таких мероприятиях исчисляется пока сот¬нями тысяч, то в мировой практике — миллионами. К примеру, на такой красочный религиозный фестиваль как «Кумбх-мела», который проводится в Индии один раз в 12 лет, собирается свыше 15 миллионов участников2. Здесь следует обратить внимание на следующую тенденцию. Если раньше в Москве к мусульманской мечети на такие праздники как курган-байрам (жертвопри¬ношение) собиралось от 15 до 20 тыс. человек (1-й день — одни мужчины, 2-й - одни женщины), то сейчас количество участни¬ков подобных мероприятий исчисляется сотнями тысяч. Пример¬но такое же количество человек насчитывается на праздновании православной Пасхи.
Нельзя не учитывать также и то, что личный состав органов внутренних дел будет действовать в условиях, отличных от тех, в которых он работает ежедневно. Эти условия наряду с отмечав-шейся повышенной общественной опасностью характеризуются и наличием возможности трансформации религиозных шествий и церемоний в групповые нарушения общественного порядка и даже выступления с целью вызвать у верующих чувства враждеб¬ности к атеистам. В этой связи перед органами внутренних дел ставятся следующие задачи:
— обеспечение строго соблюдения верующими и остальными участниками установленных правил поведения;
1 Правда, 1990, 4 июля.
2 Эхо планеты. 1989, № 27, с. 11.

— предупреждение и пресечение различных правонарушений;
наблюдение за совершением религиозных обрядов под открытым небом с целью поддержания должного общественного порядка и безопасности;
— охрана прав и законных интересов служителей культа, а также верующих и неверующих граждан;
— разъяснение законодательства о свободе совести и религи¬озных объединениях, последствий его несоблюдения;
— оказание содействия органам власти в осуществлении кон¬троля за соблюдением законодательства о свободе совести и ре¬лигиозных объединениях.
При выполнении поставленных задач по охране установлен¬ного порядка в период подготовки и проведения религиозных обрядов и религиозно-массовых мероприятий органы внутренних дел взаимодействуют с органами ФСБ, воинскими подразделе¬ниями и пограничными войсками, иными государственными ор¬ганами, общественными формированиями.
Руководители органов внутренних дел, осуществляющие под¬готовку личного состава к охране общественного порядка и обще¬ственной безопасности в условиях проведения религиозно-массовых действий, должны также помнить о своеобразии ука¬занных мероприятий по месту, времени и обрядности. Каждой конфессии, вероисповеданию присущи свои обряды со свойст-венными им особенностями и порядком проведения. Например, такой праздник как Пасха православными христианами праздну¬ется два дня и сопровождается крестным ходом вокруг церкви. В еврейских синагогах Пасха празднуется в течение недели. Пред¬ставители языческой веры собираются один раз в пять-шесть лет в определенном пункте республики Мари-Эл для совершения мировых молитвенных обрядов, к примеру, в дубовую рощу, мо¬лятся дереву, разжигают костры, режут птицу, и так на протяже¬нии нескольких дней совершают свой религиозный обряд, внеш¬не похожий на татарский сабантуй.
Организуя охрану общественного порядка в условиях религи¬озно-массовых действий, сотрудники милиции должны учитывать и такие, присущие этому виду массовых действий особенности, как своеобразие психического состояния и настрой верующих. В отличие от политических, культурно-массовых и спортивных ме¬роприятий выход населения на религиозные праздники слабо поддается планированию и урегулированию. А такие, например, обряды, как поминовение усопших, связанное с посещением

кладбищ, вообще совершаются без управляющего воздействия, самотеком, в связи с чем количество предполагаемых участников очень трудно заранее предвидеть, хотя бы приблизительно, ибо приезжают граждане из других городов и прочих населенных пунктов, в том числе и криминальный элемент, преследующий, разумеется, свои определенные цели.
Эти особые условия складываются и под воздействием таких факторов, как: характер проводимого религиозного мероприятия;
ограниченность территории, на которой оно проводится; место его проведения (например, отдаленность от центра города или близость к нему); введение определенных ограничений; скоротеч¬ность изменения оперативной обстановки; сосредоточение значи¬тельных материальных ценностей (убранство храма, денежные средства в виде различных пожертвований, вещи и предметы в автомобилях, оставленных возле молитвенных домов, особенно иностранными гражданами и др.); наличие или отсутствие транс¬портного сообщения, его интенсивность; время проведения меро¬приятия, атмосферные условия и прочее.
Отмеченные особенности требуют от органов внутренних дел повышенного внимания, целенаправленного обучения личного состава, формирования у него умений и навыков, постоянной профессиональной и психологической готовности к охране обще¬ственного порядка и обеспечения общественной безопасности в этих условиях. Наряду с профессиональной и психологической подготовкой личного состава осуществляется также большая орга¬низационная деятельность. Определяется объем необходимой ин¬формации и порядок ее сбора. С этой целью изучается специфика и порядок предстоящего мероприятия, время, место и территория, а также необходимость ее дополнительного оборудования; пред-полагаемое количество верующих; порядок и расчетное время их прибытия; обследуется место проведения религиозного мероприя¬тия с точки зрения пожарной безопасности, производство опреде¬ленных работ в этой связи и устранение недостатков, а также осуществление дополнительных мер по усилению борьбы с пре¬ступностью, другими антиобщественными проявлениями. Сбор необходимых сведений осуществляется также посредством изуче¬ния архивных материалов, имеющихся в органах внутренних дел по этим вопросам1.
1 Более подробно об этом смотри: Ловинюков АС. Административ¬но-правовая охрана свободы совести. — М., 1993.

Изучаются также особенности территории, подходы к церкви, молитвенному зданию или кладбищу, пункты остановок общест¬венного транспорта или высадки людей, стоянки личного транс¬порта. С учетом рельефа местности определяется характер и виды режимных мероприятий, месторасположение оперативного штаба, пункта управления, размещения резерва, личного состава по уча¬сткам, секторам или периметру, определяются линии разграниче¬ния, а также количество сил и средств милиции, виды служебных нарядов и оперативных групп, которые необходимо задействовать.
В правоохранительной практике чаще всего создаются сле¬дующие виды нарядов и групп.
Наряды: внешнего и внутреннего оцепления, конной мили¬ции, по охране порядка в направляющих коридорах, пешие пат¬рульные наряды, наряды в местах остановок общественного транспорта, контрольно-пропускных пунктов, оперативного ре¬зерва и др.
Группы', наблюдения и анализа информации, связи, выявления и изоляции лиц, страдающих психическими заболеваниями, пре¬дупреждения и пресечения правонарушений внутри молитвенного здания, борьбы с преступлениями по линии оперативных служб милиции, охраны и конвоирования правонарушителей, разбира¬тельства с доставленными правонарушителями, пожарной безо¬пасности, обеспечения безопасности дорожного движения, под¬вижные милицейские группы, группы оттеснения, рассечения и др.
Привлекаются также силы общественности: народные дружи¬ны, внештатные сотрудники милиции и др. Определяется порядок их взаимодействия с сотрудниками милиции. Составляется план охраны общественного порядка и другие управленческие доку¬менты.
В охране общественного порядка при проведении религиоз¬ных шествий и других ритуалов принимают участие, как правило, все службы органов внутренних дел, каждая из которых решает присущие ей специфические задачи в составе определенных на¬рядов или групп. Управление ими осуществляется так же, как и при проведении других массовых мероприятий. Однако, специ¬фика службы состоит в том, что мероприятия довольно часто на¬чинаются ночью, вечером или рано утром, что влечет за собой необходимость сокращения расстояния между нарядами, которые должны действовать в пределах видимости. В этом случае личный состав должен иметь фонарики и уметь подавать различные све¬товые сигналы и передавать определенную информацию. Кроме

того, старший наряда (группы) или отдельные сотрудники воору¬жаются приборами ночного видения.
Если возникает необходимость в применении мер принужде¬ния в виде физической силы, сотрудникам милиции следует учи¬тывать состояние и настроение верующих, проявлять к ним гу¬манность в определенных пределах, быть выдержанными и ис¬ключительно корректными, так как определенная часть фанатиче¬ски преданных вере задолго до наступления праздников начинают готовиться к нему: подолгу молятся, соблюдают посты, совершают другие обряды, доводя себя нередко до полного истощения пси¬хических и физических сил. Естественно, находясь в таком со¬стоянии, человек может не заметить, что делается вокруг, не по¬нять почему его не пропускают к церкви, кладбищу. Отсюда воз¬никают нарушения установленных ограничений, правил пропуск¬ного режима и случаи неповиновения и сопротивления предста-вителям власти.
В правоохранительной тактике имеют место случаи, когда на¬ционалистические элементы организуют выступления, призы¬вающие к межнациональной вражде. Хулиганствующие элементы, используя условия плохой видимости, свистят, бросают камни, палки в шествия верующих, стреляют из огнестрельного оружия. Нарядам милиции следует решительно пресекать подобные про¬явления, выявлять организаторов и исполнителей, документиро¬вать их действия, изымать из толпы и применять установленные законом меры, чтобы предупредить групповые нарушения обще¬ственного порядка.
Обеспечение порядка внутри церкви или молитвенного зда¬ния по устоявшейся традиции осуществляется старостами церкви. Совместно с верующими гражданами они выявляют пьяных, а также лиц, мешающих богослужению, и выдворяют их из поме¬щения. Но с некоторыми распоясавшимися хулиганами справить¬ся бывает гораздо сложнее, не говоря уже о пресечении фактов обмена валюты, сбыта драгоценных металлов, торговли наркоти¬ками. Кроме того, некоторые молодые люди отправляются, на¬пример, в мечеть для поиска невесты, а девушки, пытаясь найти жениха, надевают на себя драгоценности, представляющие собой легкую добычу для воров, использующих тесноту как при выходе из храма, так и внутри него. Практике известны также случаи ограбления церковных касс во время богослужений.
При несении службы на территории, прилегающей к церкви или молитвенному зданию, должна быть выделена специальная

группа сотрудников для выявления и изоляции лиц, страдающих душевными заболеваниями, которые, как свидетельствует практи¬ка, в значительных количествах участвуют в религиозных празд¬никах. Совместно с бродягами, попрошайками и иным декласси¬рованным элементом они выпрашивают деньги, выпечку, пас¬хальные яйца, распивают спиртные напитки, оставленные на могилах, собирают цветы, свечи и другие веши, пытаясь в даль¬нейшем сбыть их при входе на кладбище, в храм. Наряду с этим, они «веселят» любопытствующих граждан, распевают песни, юродствуют, допускают различные кощунственные, по отноше¬нию к чувствам верующих, выходки. Переходя из веселого в аг¬рессивное состояние, набрасываются на людей, совершают иные общественно опасные действия. При их изоляции возникают оп¬ределенные трудности. Верующие, к примеру, протестуют против того, чтобы их изолировали, объявляя их «божьими людьми», а хулиганствующий элемент и другие лица, находящиеся в нетрез¬вом состоянии (нельзя исключать и провокационные действия, направленные на групповые нарушения общественного порядка), возводят это в ранг нарушения свободы совести и притеснения прав верующих, начинают «освобождать» их, препятствуют дос¬тавлению к месту разбирательства или в дежурную часть1.
Действуя в таких условиях, наряду (группе) надо применять тактически правильные приемы, способы изоляции, сообразуя это с внешним окружением, настроением, реакцией людей. Следует терпеливо разъяснять им возможные последствия действий ду¬шевнобольных, моральную и этическую стороны их действий, реакцию и оценку зарубежных представителей, участвующих в данном религиозном мероприятии. При изоляции душевноболь¬ных целесообразно использовать средства транспорта, обеспечи¬вая таким образом, оперативность и быстроту действий. Этим же рекомендациям нужно следовать и при задержании лиц, употреб-ляющих наркотические вещества, приобретающих или сбываю¬щих их.
На территории, прилегающей к месту проведения религиоз¬ного мероприятия (в парке, сквере, в лесу, на остановках личного и общественного транспорта, предприятиях торговли, обществен¬ного питания и др.), могут продаваться ворованные вещи, совер¬шаться кражи из автомобилей, угоны автомобилей и мотоциклов, различные хулиганские проявления, грабежи и другие преступле-
1 См. Ловинюков А.С. Указ. соч., с. 99.

ния против личности. Следовательно, с целью их предупреждения и пресечения в эти места нужно направлять усиленные оператив¬ные группы сотрудников в штатском, преимущественно из опера¬тивных служб. На период наибольшего движения людских масс, то есть до начала религиозного мероприятия и после его оконча¬ния, необходимо предусматривать усиление патрульно-постовой службы на путях движения к церкви или иному молитвенному зданию, кладбищу.
На окраинах городов, иных населенных пунктов, на пусты¬рях, в лесопарках, на открытой местности целесообразно приме¬нять конные наряды. Они особенно эффективны на главном на¬правлении (к примеру, при движении к храму и от него). Для усиления охраны общественного порядка в период массового движения людей (входе, выходе, на путях движения к остановкам транспорта) необходимо смелее использовать маневр силами и средствами. До начала и после окончания религиозного меро¬приятия основная часть сил и средств должна использоваться на направляющих коридорах, на остановках общественного транс¬порта, у станций метро, электропоездов, что должно быть заранее предусмотрено в плане. Подтверждением вышесказанному являет¬ся практика организации охраны общественного порядка в Трои¬це Сергиевой лавре города Сергиев Посад Московской области. До 1980 года в планах охраны общественного порядка и обеспе¬чения общественной безопасности местного отдела внутренних дел в дни празднования Пасхи ночью и рано утром не предусмат¬ривались «встречи» и «проводы» верующих, любопытствующих граждан, приезжавших (уезжавших) на электропоездах. На плат¬форме, по дороге к лавре совершались кражи, происходили дра¬ки, наносились телесные повреждения различной степени тяже¬сти и т.д. После 1980 года этот «опыт» был учтен, в результате чего значительно улучшился общественный порядок, сократилось количество правонарушений.
Для обеспечения безопасности граждан, следующих к месту проведения праздника, целесообразно создавать также подвижные группы и группы отсечения. Их главная задача заключается в обеспечении беспрепятственного прохода верующих на пути сле¬дования, особенно при входе в храм и выходе из него. При этом организаторы охраны общественного порядка ни на минуту не должны забывать о том, что сосредоточение минимально возмож¬ного количества граждан на ограниченной территории — залог успешного проведения операции.

Наряды, несущие службу в составе оцепления (в отдельных случаях как внешнего, так и внутреннего) непосредственно вокруг храма или молитвенного дома, направляют свои усилия на пресе¬чение прохода граждан не имеющих пригласительных билетов, обеспечение порядка и безопасности при входе в церковь или иное молитвенное помещение и выходе их него, недопущение проникновения к месту проведения религиозного ритуала подро¬стков без сопровождения взрослых, лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, удаление из зоны оцепления нарушителей установ¬ленного порядка.
За пределами внешнего оцепления работают подвижные ми¬лицейские группы, а также оснащенные радиостанциями пешие патрульные наряды с дружинниками. Здесь они взаимодействуют с нарядами подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД, которые обеспечивают безопасность движения транспорта и пе¬шеходов, правильную организацию стоянки транспортных средств.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи