Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Иностранное конституционное право » Политическая система Польши
 

Политическая система Польши

в разделе: Иностранное конституционное право Просмотров: 2590
Политическая система имеет сложную, нестабильную институциональную структуру, что характерно для стран Восточной и Центральной Европы, переживающих переходный период.
Политические партии, в соответствии со ст. 4 конституции, образуются на основе принципов добровольности и равенства прав граждан в целях оказания влияния демократическими методами на формирование политики государства. Порядок созда-ния, регистрации, правовые основы деятельности политических партий регулируются законом о политических партиях от 28 июля 1990 г. Политической партией, на основании этого закона, признается общественная организация, выступающая под оп-ределенным названием, ставящая себе цепью участие в публичной жизни, прежде всего, оказание влияния на формирование политики государства и осуществление власти. Право на объединение в политические партии имеют право граждане, достиг-шие 18 пет. Регистрацию вновь создаваемой партии осуществляет варшавский воеводский суд на основании заявления, при наличии в нем подписей не менее 15 членов.
Регистрация партий является открытой. Создание объединений и участие в объединениях, цепь или деятельность которых посягает на политический или социальный строй, либо правопорядок Польской Республики запрещаются. О несоответствии целей или деятельности политической партии конституции решение принимает Конституционный трибунал. Последний, на основании представления варшавского воеводского суда либо министерства юстиции, дает заключение о противоречии цепей или деятельности политической партии конституции, при этом он может рекомендовать внести в определенный срок соответ-ствующие изменения в устав или программу партии. Если же деятельность партии направлена на изменение конституцион-ного строя ПР, или партия является организацией, использующей методы насилия в политической жизни, то министр юстиции выступает в Конституционном трибунале с предложением о запрете ее деятельности.
В соответствии с законом средства партии складываются из членских взносов, даров, имущества, полученного в порядке наследования по завещанию, доходов от имущества партии и хозяйственной деятельности , а также общественных пожертвований. Доходы от хозяйственной деятельности освобождаются от налогов в части, используемой на уставные цели партии.
Политические партии не могут пользоваться какой-либо деловой поддержкой или финансовой помощью иностранных гра-ждан и юридических лиц, образованных иностранцами. (Доходы, получаемые в нарушение такого запрета, взыскиваются в государственную казну.) Источники финансирования партии являются открытыми.
В настоящее время в Польше действует более 200 партий, большинство которых имеют близкие политические позиции. Основным барометром политического веса, роли партии в общественной жизни являются выборы (парламентские или прези-дентские). Состоявшиеся в сентябре 1993 г. внеочередные выборы в парламент (в 1994 г. - в советы гмин) выявили 6 основных ведущих политических сил современной Польши .
Наибольшее число голосов избирателей набрал Союз демократических левых сил, получивший поддержку 20,5 процента польского электората. В состав этого блока входят Социал-демократия Польской Республики (образована в 1990 г. на базе Польской Объединенной Рабочей партии). Союз свободы, Всепольское соглашение профсоюзов и другие группировки социал-демократической и коммунистической ориентации (всего их 17). Эта левая коалиция выступает за социально ориентируемую рыночную экономику. На президентских выборах 1995 г. лидер Социал-демократии Польской Республики А.Квасьневский в первом туре набрал 35,11 процентов голосов избирателей, а во втором - 51,72 процента, став таким образом главой польского государства.
Второй по численности парламентской партией является Польская крестьянская партия (15,4 процента голосов избира-телей). Программные положения ПКП опираются на исторические традиции людовцев, одного из главных общественных дви-жений межвоенной Польши. СДЛС и ПКП имеют в настоящее время в Сейме более 2/3 мандатов, что свидетельствует о реаль-ной победе левых сил. Правда, этот успех не столь стабилен, поскольку его определяют не столько приверженность поляков социал-демократическим ценностям, сколько протест избирателей, направленный против проблем и трудностей переходного периода (экономические проблемы, безработица, достигшая 3 млн. человек) и некоторые другие факторы.
Другие партии, получившие поддержку избирателей, это политические организации, образовавшиеся в результате раскопа профсоюза "Солидарность", общественно-политической организации, возникшей в августе 1980 г. С введением военного по-ложения в Польше 13 декабря 1981 г. легальная деятельность "Солидарности" была прекращена.
В феврале-апреле 1989 г. в Польше состоялись заседания "круглого стола", в которых приняли участие представители ПОРП, "Солидарности", Всепольского соглашения профсоюзов. Польского католического союза. Общества светских католи-ков “ПАКС", епископата католической церкви. Одним из первых решений "круглого стола" явилась легализация "Солидарно-сти". На состоявшихся в том же году парламентских выборах “Солидарность" одержала убедительную победу; один из ее ли-деров, Т.Мазовецкий возглавил правительство, которое начало проводить глубокие экономические преобразования в стране. Это общественно-политическое объединение консолидировало в себе в конце 80-х годов все реформистские, демократические силы страны и сыграло решающую роль в дальнейшем социально-экономическом и политическом развитии Польши.
Демократическая уния (ДУ) вышла из "Солидарности" и оформилась как политическая партия после президентских вы-боров 1990 г. (ее возглавил Т.Мазовецкий). Эта правая партия на парламентских выборах 1993 г. получила поддержку 10,5 процента голосов избирателей. ДУ выступает за последовательный переход к рыночной экономике, ускорение приватизации государственной собственности.
Союз труда (СТ) - "новые левые", выходцы из "Солидарности", тяготеют к западным социал-демократическим, рабочим партиям (получили 7,3 процента голосов избирателей). СТ - маленькая партия, разделяет принципы, которыми в 1980-1981 гг. руководствовалась "Солидарность" (социальное равенство, социальная справедливость, активная социальная политика госу-дарства). Эта партия выступает против программы приватизации.
Конфедерация независимой Польши (КНП) - партия националистического типа сформировалась в конце 70-х годов; дей-ствовала до 1989 г. как нелегальная организация. КНП оказывала поддержку "Солидарности" в начале 80-х годов, а также по-сле ее легализации в 1989 г. На парламентских выборах 1993 г. ее поддержали 5,8 процента избирателей.
Накануне выборов 1993 г. президент Польши Л.Валенса образовал Беспартийный блок в поддержку реформ, но за него, как и другие правые партии, проголосовала небольшая доля поляков, лишь 5,4 процента.
Правые католические партии не смогли преодолеть заградительный пункт, т.е. не набрали минимального числа голосов из-бирателей, необходимого для участия в распределении мандатов. При этом необходимо отметить, что 35 процентов электората поддержали партии и избирательные блоки, которые не были допущены к распределению мандатов. Это свидетельствует о том, что в Польше существует множество политических партий, которые не осознали еще необходимости консолидации усилий в предвыборной борьбе. Это обстоятельство во многом способствовало победе левых сил на парламентских выборах 1993 г. .
Огромное влияние на развитие польского государства, функционирование политической системы оказывает католическая церковь. Авторитет польской католической церкви опирается на ее исторические заслуги по сохранению культурного, полити-ческого наследия, поддержанию национального духа, единения поляков, их самосознания как нации. В последние годы "со-циалистической" Польши церковь воспринималась как воплощение польского патриотизма. Свобода в польской политической культуре часто воспринимается как нечто, относящееся скорее к нации, нежели к отдельному гражданину. Поэтому в Польше слияние религиозных верований с концепцией свободы и национальной независимости - явление уникальное и весьма значи-тельное.
Около 90 процентов поляков считают себя верующими. Избрание кардинала К.Войтылы, архиепископа Кракова, на пап-ский престол (он принял имя Иоанна Павла II) в октябре 1978 г. оказало значительное позитивное влияние на авторитет поль-ской католической церкви.
Католическая церковь в период с сентября 1980 г. вплоть до настоящего времени оказывает большую моральную поддерж-ку “Солидарности", признав ее выразителем и защитником национальных, гражданских интересов поляков. 8 сентября 1994 г. "Солидарность" официально представила в конституционную комиссию свой проект основного закона. При разработке этого проекта лидеры "Солидарности" консультировались с представителями римско-католической церкви, которые поддержали его, разрешив активистам "Солидарности" собирать подписи после богослужений. С 1990 г. участие церкви в жизни государства активизировалось. По решению правительства в государственных школах введено религиозное обучение (по выбору). На всех государственных зданиях в Польше появились религиозные символы, а на всех официальных церемониях теперь присутствуют священнослужители. В армии и на флоте введены должности капелланов. Текст присяги Президента Польши в соответствии с Конституционным законом 1992 года может быть дополнен словами: "Да поможет мне Бог".
Правительство Польской Республики в 1993 г. подписало конкордат с Ватиканом, определяющий отношения церкви с го-сударством. В соответствии с этим документом оба института выступают как равные, они независимы друг от друга и само-стоятельны. Слово "отделение" более не употребляется . В июне 1994 г. польский парламент принял решение отложить рати-фикацию конкордата с Римом до принятия новой конституции. В соответствии с постановлением, принятым по этому вопросу, создан специальный комитет для подготовки проекта закона о ратификации конкордата.
На политическую жизнь Польши оказывают большое влияние профсоюзы. В соответствии с действующей конституцией профсоюзы являются организацией, участвующей в формировании и реализации задач социально-экономического развития страны; профессиональные союзы представляют интересы и права трудящихся, являются школен гражданской активности и вовлечения в строительство гражданского общества. При характеристике политических партий уже упоминался профсоюз "Солидарность". Эта организация имела социально-политический характер. После крушения социализма "Солидарность" раскололась на несколько политических партий. В настоящее время сохраняется собственно профсоюз "Солидарность", главной задачей который видит социальную защиту трудящихся. Сегодняшнее положение "Солидарности" не сопоставимо с тем местом, которое она занимала в начале реформ.
С 1984 г. в стране действует новое профсоюзное объединение - Всепольское соглашение профсоюзов, которое объединяет более 130 федераций и организаций, численность которых составляет около 7 миллионов членов. Главной целью их деятельности является защита прав и охрана общественно-профессиональных, социальных, культурных интересов, а также охрана здоровья, труда рабочих, пенсионеров и членов их семей; заключение соглашений с правительством и предпринимателями, предусматривающих социальные гарантии для трудящихся, контроль за их исполнением. В соответствии с законом от 7 апреля 1989 г. об изменении закона о профсоюзах на предприятиях могут функционировать несколько профсоюзных организаций.
На социально-экономическую ситуацию в стране, функционирование политической системы большое воздействие оказы-вают средства массовой информации. В Польской Республике издается несколько сотен газет, журналов политическими пар-тиями, организациями, движениями. Наиболее известными и значительными из них являются газеты "Жечьпоспопита" (орган правительства), где публикуется информация о работе Сейма, Сената, других высших органов государства, тексты законов, постановлений Совета министров (у нас именуется "Речь Посполита"); "Газета выборча" - орган "Солидарности". ПОРП до 1990 г. издавала газету "Трибуна Люду", которая с 1990 года стала выходить под названием "Трибуна" как орган СДРП. Существуют и католические издания, например, краковский еженедельник "Тыгодник повшехны".
В 1984 г. был принят закон о прессе, в котором закрепляются задачи прессы, регулируются отношения, связанные с выхо-дом различных периодических изданий, определяются права и обязанности лиц, занимающихся журналистикой. Законом от 11 апреля 1990 г. был отменен закон о контроле за публикациями и зрелищами, упразднены органы, осуществляющие такой контроль, т.е. цензура была запрещена, были внесены изменения в закон о прессе. В соответствии со статьей 1 новой редакции закона о прессе "пресса пользуется свободой выражения мнения и осуществляет право граждан на добросовестную информацию, гласность общественной жизни, а также право контроля и общественной критики". Издателем может быть юридическое лицо, физическое лицо или другая организационная единица, хотя и не имеющая статуса юридического лица. В 1990 г. разрешительный порядок на издательскую деятельность был заменен регистрационным. Регистрация проводится общим воеводским судом.
В 1992 г. в конституцию было внесено дополнение, предусматривающее учреждение Всепольского совета по радиовеща-нию и телевидению (ВСРТ), который призван обеспечить свободу слова, реализацию права граждан на информацию, а также общественные интересы на радиовещании и телевидении. В соответствии с законом о ВСРТ членов этого органа назначают парламент и президент: 4 - Сейм, 2 - Сенат, 3 - Президент; председателя Совета - Президент по соглашению с его членами. Со-вет обладает широким кругом полномочий, в том числе правом выдачи лицензий новым радио- и телевизионным станциям сроком от 3 до 7 лет для радиостанций и от 3 до 10 лет для ТВ. Обеспечивая общественные интересы. Совет может принимать различные меры воздействия за нарушение Закона о СМИ: устное порицание, штраф, а, в исключительных случаях, невозоб-новление или отмена лицензии на вещание. Закон о средствах массовой информации 1993 г. распространяет свое действие на все радио- и телестанции. Его положения определяют квоты вещания, которые призваны защищать польскую продукцию от экспорта с запада; ограничивают количество разрешенной рекламы; программы, "неподходящие для детей", не могут транслироваться в определенное время. Наиболее интересным представляет запрет на трансляцию всех программ, представляющих угрозу государству или оскорбляющих "христианские ценности".

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи