Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Иностранное конституционное право » Высшие органы власти Польши
 

Высшие органы власти Польши

в разделе: Иностранное конституционное право Просмотров: 2259
Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Прези-дент и Совет министров, судебной - независимые суды (ст. 1). Форма правления в соответствии с Малой конституцией - сме-шанная, с сильной властью главы государства - Президента, на первый взгляд, напоминающая французскую модель (имеются и существенные отличия, проявляющиеся в порядке формирования Правительства, его взаимоотношениях с парламентом и пр.).
Парламент Польской Республики. Конституционный закон 1992 г. предусматривает двухпалатную структуру парламента. Сейм является палатой общенационального представительства. Сенат, как во многих европейских странах, является верхней палатой регионального представительства.
Срок полномочий Сейма и Сената равный - 4 года. Сейм может быть распущен на основании собственного постановления, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов или Президентом в случаях и порядке, предусмот-ренных конституционным законом. Особенностью парламента Польши является то обстоятельство, что роспуск Сейма влечет за собой одновременно и прекращение полномочий Сената. Сейм не может быть распущен во время действия чрезвычайного положения.
Закон содержит запрет для депутатов и сенаторов, членов Совета министров и других высших должностных лиц на занятие деятельностью, противоречащей их статусу, а также обязанность этих лиц перед назначением на должность и после ее освобождения представлять заявления о своем имущественном положении.
Малой конституцией предусматривается свободный мандат депутата и сенатора, которые провозглашаются представителями всей нации, не связанными наказами избирателей; последние не обладают правом отзыва депутата или сенатора. Конституционный закон гарантирует иммунитет депутатам и сенаторам: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не могут быть арестованы или задержаны соответственно без согласия Сейма и Сената, выраженного большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины от общего числа депутатов.
Индемнитет депутата и сенатора означает, что они не могут быть привлечены к ответственности за действия, вытекающие из выполнения ими своих депутатских полномочий ни в период действия мандата, ни после его истечения, если только они не причинили вред личным интересам других лиц.
Работа Сейма и Сената происходит раздельно. Палаты созываются на первое заседание Президентом в течение месяца со дня выборов. Сейм и Сенат избирают из своего состава Маршала (председателя палаты), вице-маршалов и комиссии. Срок полномочий Маршалов и вице-маршалов истекает с началом первой сессии парламента нового созыва.
Сейм и Сенат могут проводить совместные заседания под председательством Маршала Сейма, образуя при этом Нацио-нальное собрание, в следующих случаях: 1) принятие конституции; 2) принятие присяги Президентом; 3) признание факта ус-тойчивой потери способности Президентом выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья; 4) выдвиже-ние обвинений в адрес Президента.
Компетенция польского парламента - относительно определенная. Малая конституция не определяет всех сфер законода-тельной деятельности Сейма и Сената. Законодательный процесс регулируется Конституционным законом 1992 г. и регламентами палат. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту и Совету Министров. Совет Министров, внося законопроект, представляет сведения о финансовых последствиях его осуществления, а Также прилагает к нему проекты основных исполнительных актов.
Законопроекты проходят два чтения. Во время первого чтения обсуждаются общие положения законопроекта с целью его оценки в целом, решения вопроса о направлении проекта на дальнейшее рассмотрение в комиссии или отводе проекта. Во вто-ром чтении право внесения поправок в процессе рассмотрения Сеймом принадлежит авторам проекта, депутатам и Совету министров. Маршал Сейма может по собственной инициативе или по предложению правительства отклонить внесение поправки на голосование, если она не была предварительно рассмотрена комиссией.
Реальная работа над законопроектом в период между чтениями осуществляется, как правило, в двух комиссиях: комиссии, компетентной по вопросам содержания проекта, и в комиссии законодательных предположений; они готовят совместный док-лад.
Сейм и Сенат, по общему правилу, принимают законы и другие акты большинством голосов в присутствии не менее поло-вины от общего числа депутатов или сенаторов, если иное не предусмотрено конституционным законом. Закон, принятый Сеймом, передается Маршалом Сейма в Сенат. Постановление Сената, отклоняющее закон, или содержащее поправку, счита-ется принятым, если Сейм не отвергнет его абсолютным большинством голосов. Решающие законодательные полномочия, та-ким образом, принадлежат Сейму.
Законы подписывает Президент республики, который обладает правом вето. Преодолеть вето Президента Сейм может не менее чем 2/3 голосов. После повторного утверждения закона Сеймом у Президента появляется возможность обратиться в Конституционный трибунал с предложением о рассмотрении вопроса о соответствии акта основному закону. Такое обращение Президента приостанавливает вступление закона в силу. Малая конституция усилила таким образом роль Президента в законодательном процессе.
Совет министров может признать свой собственный законопроект как срочный, обосновав свою позицию.
Конституционный закон 1992 г. ввел в практику институт делегированного законодательства. Сейм может предоставить Совету министров полномочия по изданию распоряжений, имеющих силу закона, ограничивая при этом предмет их регулиро-вания и срок действия таких полномочий. При этом Совет министров не может издавать распоряжения, имеющие силу закона, по следующим вопросам: изменение конституции; выборы Президента, Сонма, Сената, а также органов территориального са-моуправления; государственный бюджет; личные, политические права и свободы граждан, а также права и обязанности, вытекающие из трудовых отношений и социального страхования; ратификация международных договоров. Президент может наложить вето на такое распоряжение. В этом случае Совет министров должен внести распоряжение, имеющее силу закона, в Сейм в качестве законопроекта.
Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства. Основными формами контроля являются: 1) устные вопросы депутатов к Председателю Совета министров или отдельным его членам; 2) интерпелляция, с которой может обратиться депутат к Председателю Совета министров или его отдельным членам; 3) следственные комиссии; 4) одобрение программы правительства, сформированного Президентом (вотум доверия или вотум недоверия); 5) выражение вотума недоверия Совету министров, отдельному министру; 6) утверждение или неутверждение проекта бюджета, подготовленного Советом министров, отчета о его исполнении; 7) образование органов парламентского контроля: Уполномоченного по гражданским правам. Верховной палаты контроля (ВПК), осуществляющей контроль хозяйственной, финансовой, организационно-административной деятельности органов государственной администрации. Верховная палата контроля под-чиняется Сейму, представляет ему результаты анализа исполнения бюджета, отчеты о своей деятельности. Председателя ВПК назначает и отзывает Сейм с согласия Сената.
15 июля 1987 г. Сеймом был принят закон об Уполномоченном по гражданским правам. Был создан парламентский инсти-тут, чья деятельность направлена на юридическое обеспечение прав и свобод граждан. Лишь в 1989 году он нашел свое кон-ституционное оформление. Уполномоченный избирается Сеймом с согласия Сената сроком на четыре года. В своей работе он обязан ограничиваться только индивидуальными делами граждан, но на практике его деятельность намного шире.
В случае нарушения прав полномочия Уполномоченного равнозначны правам прокурора. Он может рассматривать жалобы по гражданским, трудовым, уголовным, административным делам. Его полномочия позволяют ему опротестовать то или иное решение государственного органа в Высший административный суд, выступить с требованием пересмотра в порядке надзора любого вступившего в силу решения суда.
В соответствии с конституцией Сейм избирает членов Конституционного трибунала. Государственного трибунала и неко-торых других должностных лиц государства, а также Председателя Совета министров и его членов в определенных Малой конституцией случаях.
Сейм вправе принять постановление о состоянии войны исключительно в случае совершения вооруженного нападения на Республику, а также если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны против агрессии. К внешнеполитическим полномочиям парламента относится ратификация и денонсация международных договоров, касающихся границ государства, оборонительных союзов, а также договоров, требующих финансовых затрат государства или изменений в законодательстве.
Президент Республики. Учреждение института Президента в Польше явилось данью историческим традициям, реализаци-ей принципа разделения властей в государственно-правовой практике. Президент является верховным представителем госу-дарства во внутренних и международных отношениях, следит за соблюдением конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, неприкосновенности и неделимости его территории, а также соблюдения международных догово-ров. Широкие полномочия Президента характеризуют его статус как главы исполнительной власти и как главы государства.
Президент избирается сроком на 5 лет и может быть избран повторно только один раз.
Президент, как уже отмечалось, обладает значительными средствами воздействия на парламент, осуществляя право вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, а также направлять послания Сейму или Сенату, которые не подлежат обсуждению. Ему принадлежит право принятия решения о проведении референдума с согласия Сената.
В установленных законом случаях Президент может распустить парламент после выяснения мнения Маршала Сейма и Маршала Сената. Такими основаниями являются: непринятие Сеймом закона о бюджете в течение трех месяцев со дня пред-ставления его проекта в парламент; выражение недоверия Правительству в предусмотренных конституционным законом слу-чаях (ст. 62, 66), а также неизбрания Совета министров Сеймом в порядке ст. 60 Малой конституции.
Президент практически не подконтролен в своей деятельности парламенту. Полномочия парламента в отношении Прези-дента сводятся к 1) назначению выборов главы государства Маршалом Сейма; 2) принятию Национальным собранием присяги президента; 3) предъявлению обвинения президенту в нарушении конституции или законов, а также в совершении преступления (такое предъявление производится постановлением Национального Собрания большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов, что влечет за собой приостановление им своих обязанностей; к ответственности президента привлекает Государственный трибунал - ст. 50); 4) признанию Национальным собранием факта устойчивой потери способности президентом выполнять обязанности по состоянию здоровья, что является основанием для его отстранения от должности президента; 5) даче согласия на продление действия чрезвычайного положения, введенного президентом в соответствии с законодательством.
Президент Республики Польша, как глава исполнительной власти наделен широкими полномочиями по отношению к пра-вительству. Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению утверждает состав правительства, по предложению Председателя Совета министров может осуществлять изменения в составе правительства, принимает присягу и отставку Совета министров или отдельных его членов.
Председатель Совета министров информирует президента об основных направлениях деятельности правительства. Прези-дент обладает правом созывать заседания Совета министров и председательствовать на них по проблемам, имеющим особое значение для государства.
Конституционный закон предусматривает институт контрассигнатуры актов главы государства, но приказы и распоряжения Президента, изданные в пределах его дискреционных полномочий, не требуют подписания Председателем или членом Совета министров.
Значительные полномочия принадлежат Президенту, как главе государства в области внешней политики: он осуществляет общее руководство в сфере внешних сношений; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Поль-ской Республики в иностранных государствах, а также принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; ратифицирует и денонсирует международные договоры (кроме тех, которые являются предметом рассмотрения парламента).
Президент осуществляет значительные военные полномочия, а также в сфере внешней и внутренней безопасности, создавая в этих целях консультативный орган - Совет Национальной Безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. По согласованию с министром национальной обороны назначает и освобождает от должности начальника генерального штаба Войска Польского; и других высших военных должностных лиц. На период войны Президент назначает главнокомандующего вооруженными силами.
Чрезвычайно важными представляются полномочия Президента республики по введению в стране военного положения в случае внешней угрозы, объявлению состояния войны в случае совершения вооруженного нападения на страну, либо если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии в период, когда Сейм не заседает, а также введению чрезвычайного положения в случае угрозы внутренней безопасности государства или стихийного бедствия на части либо на всей территории страны сроком до 3 месяцев.
Как глава государства. Президент Польши обладает правом назначения или участия в назначении на важнейшие государственные посты: он предлагает Сейму кандидатуру Председателя национального польского банка; назначает судей по предложению Всепольского совета правосудия; назначает и отзывает председателя Высшего административного суда и председателей Верховного суда; назначает Председателя Совета министров, может назначать государственных министров для его представительства в парламенте при решении вопросов, связанных с осуществлением полномочий президента, и некоторых других высших должностных лиц.
Президент республики выполняет и другие, традиционные для главы государства, полномочия: решает вопросы приема и выхода из гражданства; осуществляет право помилования и прочее. Президент при осуществлении своих полномочий издает приказы и распоряжения.
В случае, если пост Президента свободен, до времени вступления в должность нового Президента, а также, если глава государства временно не может выполнять свои обязанности, его замещают Маршал Сейма, а если и он не может исполнять этих полномочий, - Маршал Сената.
Совет министров Польши (правительство) осуществляет внутреннюю и внешнюю политику республики. Конституцион-ный закон определяет компетенцию Совета министров достаточно подробно. Правительство обеспечивает исполнение зако-нов; издает распоряжения, имеющие силу закона; руководит, координирует и контролирует работу всех других органов госу-дарственной администрации, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность; охраняет на основании законов интере-сы государственной казны; разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а также после их утверждения Сеймом руководит их исполнением; осуществляет в пределах и формах, определенных конституционным законом и другими законами, надзор за территориальным самоуправлением и иными формами самоуправления; развивает отношения и заключает договоры с правительствами других государств и международными организациями; обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства (ст. 52 Малой конституции). Совет министров издает распоряжения и постановления.
Малая конституция чрезвычайно подробно регламентирует порядок формирования правительства. Как отмечалось ранее, Председателя Совета министров назначает Президент, который утверждает и его состав в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма нового созыва. Но назначенный Президентом Совет министров должен получить вотум доверия Сейма. В случае несформирования правительства в указанном порядке Сейм в течение 21 дня должен избрать правительство. Если Сейм не выполнит этого. Президент формирует правительство в установленном порядке. Если в результате и этой процедуры Правительство сформировано не будет, право избрания Совета министров переходит к Сейму. В случае получения очередного отрицательного результата Президент распускает Сейм или назначает Совет министров сроком на 6 месяцев, в течение которого Сейм должен принять решение о доверии правительству (служебное правительство). Если такое постановление о доверии не будет принято или Совету министров будет выражен вотум недоверия. Президент распускает Сейм.
Принятие Сеймом постановления о вотуме недоверия абсолютным большинством голосов может сопровождаться избрани-ем Председателя Совета министров и его членов самим представительным органом власти (конструктивный вотум недоверия). В случае, если такое избрание не происходит. Президент принимает отставку Правительства или распускает Сейм. Особенно-стью является право Сейма принимать постановления о вотуме недоверия отдельному министру, что является основанием для его отставки.
Конституционный закон 1992 г. установил, что представителем правительства в воеводстве является воевода, который од-новременно является органом правительственной администрации.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи