Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Страница 6



 

Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля

Просмотров: 3 411
Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений.
Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются:
• глава государства, парламент, правительство;
• специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора (квазисудебные органы);
• судебные органы.
Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные) в процессе осуществления основных функций либо наряду с другими функциями, в значительной степени испытывает влияние проводимой ими полити-

ки. Этот вид конституционного контроля можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль. Для его осуществления указанные государственные органы могут создавать специальные вспомогательные органы и учреждения (комитеты, советы, комиссии и т.п.)' либо специализированные органы, подобные парламентскому институту ом-будсменов (уполномоченных по правам человека, народных защитников).
Органы конституционного надзора (квазисудебные органы) осуществляют конституционный контроль на постоянной основе. Их решения, как правило, не являются окончательными, а носят предварительный, консультативный характер (Конституционный Совет Франции, Конституционный Трибунал Польши, бывший Комитет конституционного надзора СССР, Конституционный Совет Республики Казахстан и др.).
Конституционный контроль могут осуществлять и судебные органы — как суды общей юрисдикции (включая административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды конституционного контроля — конституционные суды.
Конституционный контроль как самостоятельное направление государственной деятельности начинался собственно с проверки законов, принимаемых парламентом. Как свидетельствует мировая практика, число объектов конституционного контроля постепенно росло, и для каждого государства этот набор объектов индивидуален.
Объектами конституционного контроля, в том числе осуществляемого судебными органами, являются:
• законы, их различные разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, законы, принятые референдумом, конституционные, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными (представительными) органами;
• нормативные правовые акты органов исполнительной власти;
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
• внутригосударственные договоры (в федерациях и конфедерациях);
' Во Франции до 1958 г. таким органом был Конституционный комитет под председательством Президента республики, в Венгрии — Конституционно-правовой совет, в Швеции в настоящее время это Законодательный совет.
 

 

Принцип верховенства конституции, его действие. Охрана конституции

Просмотров: 4 814
Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство конституции в системе нормативных актов, ее прямое, непосредственное действие.
Конституция государства занимает особое место в системе законов. Она является основным (высшим) законом государства и обладает верховенством на всей его территории. Конституционная законность есть реально действующая система конституционализма, обеспечивающая полное действие конституции.
Конституционная законность означает следующее.
/. Правовой характер самой конституции как основного закона государства.
Иными словами, конституция своим содержанием (при всем его возможном разнообразии) должна выражать принципы демократии, свободы и справедливости, закреплять права и свободы человека и гражданина, прежде всего отраженные в международных стандартах и нормах, воплощать принципы (требования) правового государства.

2 Верховенство конституции в правовой системе государства, т. е. конституция имеет высшую юридическую силу.
Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные) акты, противоречащие конституции, не имеют юридической силы.
Так, согласно статье 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу... Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".
3. Принципы и нормы конституции имеют прямое действие. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать конституции. Все должностные лица независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее принципов и норм.
Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Однако если судебные или иные правоприменительные органы обнаруживают, что закон или отдельные ere положения не соответствуют Конституции, то они непосредственно применяют нормы Конституции. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"' отмечает, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, если придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации либо принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей.
 

 

Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве

Просмотров: 1 990
Государства Центральной и Восточной Европы, освободившиеся от тоталитаризма, в своих новых конституциях провозглашают приверженность общечеловеческим ценностям, мировым и европейским стандартам, закрепленным в международно-правовых документах, относительно прав и свобод человека и гражданина, идеологического и политического плюрализма, демократии, господства права и закона, конституционализма, правового государства.
Государства новой демократии рассматривают себя в качестве членов мирового сообщества, провозглашают приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, активно участвуют в формировании общеевропейского пространства, признавая стандарты Совета Европы и других европейских международных организаций и объединений. Так, статья 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации устанавливает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".
В соответствии со статьей 46 (часть 3) Конституции Российской Федерации "каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты". Это означает, в частности, что вступление Российской Федерации в Совет Европы предоставит российским гражданам возможность обращения в Европейский суд по правам человека, действующий в рамках Совета Европы, для защиты нарушенных прав и свобод в их общеевропейском понимании.
 

 

Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Просмотров: 2 021
В результате роспуска СССР на основе Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Цель создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсовет-ского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.
Статья 1 Устава СНГ содержит указание на то, что СНГ не является госу-дарством либо образованием с наднациональными полномочиями (см. также Алма-Атинскую Декларацию 1991 года)1.
В соответствии со статьей 2 Устава СНГ цель Содружества заключается в сотрудничестве в государственно-политической, социально-экономической, экологической, гуманитарной, научной, культурной, правовой, внешнеполи-тической и иных областях. Главный приоритет стран СНГ - это взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
В соответствии с Уставом СНГ к совместному ведению стран СНГ отнесены:
• обеспечение основных прав и свобод человека;
• координация внешнеполитической деятельности;
• сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транс-порта и связи, таможенной политики;
• охрана здоровья населения и окружающей среды;
• вопросы социальной и миграционной политики;
• борьба с организованной преступностью;
• сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
' Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — Минск: 1993. № 1 (9). С.17 - 29; Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств—участников Содружества Независимых Государств. 1993. № 2. С. 22.

Органами СНГ являются: Совет глав государств—участников Содружества;
Межпарламентская Ассамблея; Совет глав правительств; Совет министров ино-странных дел (СМИД); Совет министров обороны и др. Указанные органы СНГ имеют исключительно консультативные, координационные функции. Решения указанных органов СНГ принимаются с общего согласия, на основе консенсуса.
Одна из важнейших задач СНГ — содействие построению демократических правовых государств в странах-участниках, сотрудничество в сфере законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках Содружества.
Это сотрудничество, в частности, происходит путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближению национального законодательства.
В сознании народов стран СНГ все более возрастает ожидание сближения, реальной интеграции постсоветского пространства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрачности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обеспечения основных прав и свобод человека.
В странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с выбором перспективных моделей интеграции постсоветского пространства. В свое время Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым был выдвинут проект Евразийского Союза (восходящий к идее известного правозащитника А.Д.Сахарова о союзе Независимых Государств Европы и Азии в пространстве бывшего СССР). Вполне вероятным является возникновение своего рода ядра межго-сударственного образования, включающего Россию, Украину, Беларусь и Ка-захстан, как наиболее подготовленных к экономической интеграции и тесному сотрудничеству в других областях.
Однако все эти предложения не всегда и не во всем учитывают реалии сего-дняшнего дня. Как правильно было замечено, лучше осколки разбитого сосуда переплавить и отлить новый, цельный и прочный сосуд той же или иной формы, чем собирать черепки и склеивать сосуд такой же формы, но с трещинами.
 

 

Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы

Просмотров: 1 625
Конец XX века ознаменовался сломом тоталитаризма в государствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социалистических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества на принципах рыночной экономики, де-

мократических политических систем, основанных на идеологическом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, формирование конституционализма.
Государства молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью проведения глубоких конституционно-правовых реформ, включающих ряд направлений, более частных реформ:
• принятие новых конституций, существенное обновление конституционного законодательства, направленное на ликвидацию тоталитарной системы и формирование нового общественного и государственного конституционного строя;
• приведение в соответствие с новыми потребностями и новыми конституционными положениями всего текущего законодательства, ориентированное на рыночные отношения в экономике, на обеспечение функционирования институтов демократии, прав и свобод человека и гражданина и других принципов правового государства;
• создание действенного института конституционного контроля, в том числе судебного конституционного контроля;
• формирование независимой, эффективно действующей судебной власти, обеспечение действия общепризнанных демократических принципов всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, арбитражного, уголовного);
• реформирование всей системы правоохранительных и контрольных органов;
• формирование правовой культуры общества, нового правосознания граждан и должностных лиц, соответствующего принципам правового государства.
В декабре 1991 года Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. В постсоветских государствах принимаются новые конституции, другие конституционные акты, закрепляющие коренные преобразования в общественном и государственном строе этих государств.
В новых конституциях постсоветских государств воплощаются признанные в мировом сообществе демократические принципы, по существу, закрепляются основы нового конституцион

ного строя — суверенитет народа, механизм осуществления государственной власти, основанный на ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический плюрализм. многопартийность, множественность форм собственности.
Новые конституции исходят из признания человека высшей ценностью, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод, их государственной защиты, правового государства, господства права и закона. Все конституции подчеркивают прямое, непосредственное действие конституции, ее верховенство в системе правовых нормативных актов государства.
Во всех постсоветских государствах идет интенсивное обновление отраслевого законодательства — гражданского, коммерческого (предпринимательского), экологического, административного, уголовного и т.д.; наступил новый этап инкорпорации и кодификации правовых нормативных актов.
Судебная система в условиях тоталитарного режима бесконтрольно использовалась властью как инструмент проведения своей политической воли, как орудие удовлетворения своекорыстных интересов и достижения соответствующих политико-идеологических установок. Партийно-государственная элита в • любое время могла вмешаться в осуществление "правосудия" и предопределить выносимый судом приговор или решение. Суды, как и вся система юстиции, составляли важный элемент адми-нистративно-командной системы управления обществом, репрессивного механизма. Процессуальная форма, принятая в судопроизводстве, во многих случаях лишь прикрывала предре-шенность выносимых решений и приговоров. Органам правосудия приписывались цели и задачи, свойственные другим правоохранительным органам (прокуратуре и др.). Партийные инстанции постоянно предписывали судам усилить борьбу то с одним, то с другим видом преступлений, ориентировали их на активность в плане обвинительного уклона, защиты публичных интересов, диктуемые системой тоталитаризма.
Новые конституции постсоциалистических и постсоветских государств стоят на страже прав и свобод человека и гарантируют его права и свободы от произвола чиновников и преступных посягательств, поэтому они придают исключительно важное значение органам судебной власти.
Независимость судей защищается конституцией и законом. Судьи несменяемы и пользуются правом неприкосновенности (иммунитета). Финансирование судов осуществляется только из государственного бюджета, что служит дополнительной гарантией независимости судебной власти.
 

 

Судебная власть в правовом государстве

Просмотров: 2 455
В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек^и противовесов, разрешая конфликты между- ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.
Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции^ закона; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.
 

 

Развитие идей правового государства

Просмотров: 1 884
Права человека, демократия, право и закон, конституционализм, правовое государство являются фундаментальными общесоциальными и индивидуальными ценностями.
Теория и практика правового государства возникли не на пустом месте, не вдруг и не сразу, как Минерва из головы Юпитера, а в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демократию, за господство права, закона. Идеи и принципы правового государства были направлены против тирании и абсолютизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, в условиях которых царит произвол диктаторов и чиновников, насилие над личностью.
Ряд идей, которые в обобщенном виде охватываются понятием правового государства — о разделении властей, о связанности госу-дарства правом, о естественных, неотчуждаемых правах человека, — возник уже в античном мире (в древних Афинах, Риме). Аристотель, Платон, Протагор, Цицерон, Сократ, Полибий и другие мыслители античности подготавливали просветительские идеи Нового времени о правовом государстве (Т. Джефферсон, Д. Мэдисон, Дж. Лильберн, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и др.).
Ощутимый вклад в разработку идей правового государства внес немецкий философ Иммануил Кант. Государство, по мнению Канта, есть союз множества людей под господством права. "Наилучший строй тот, — писал Кант, — где власть принадлежит не людям, а законам"'. Особое значение Кант придавал конституции, конституционному закону. Там, где государство основано на конституционном праве, отвечает общей воле народа, там государство - "правомерное", в условиях которого не может быть патерналистского вмешательства государственной власти в дела личности, чем бы это ни оправдывалось. Основополагающая идея Канта заключалась в следующем: гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.
Кант полагал, что каждое лицо, независимо от его социального статуса, обладает совокупностью прирожденных прав. Ограничение личной свободы он видел в свободе других: свобода самоопределения настолько широка, насколько она совмещается со свободой других. В итоге должна быть совокупность выгод, говоря современным языком, сочетание интересов.
Способом достижения правомерного государства Кант полагал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых автономна, действует в рамках своей компетенции. Если первая из властей издает законы как власть суверенная, вторая — действует на основе законов, то судебная власть "говорит о том, что есть право". Она решает спор, выступает против антизаконных действий.
Последователи Канта, опираясь на идеи и его предшественников (Вольф, Пуффендорф, Шталь, Штейн и др.), в развернутом виде аргументировали идею правового государства (Гербер, Дайси, Еллинек, Иеринг, Лабанд, Эсмен и др.). Г. Еллинек подчеркивал, что правовым государством может считаться лишь то государство, в котором законодатель также подзаконен, как и гражданин. На основе этого положения в характеристике правового государства постепенно выкристаллизовывалась идея о конституционном контроле.
Веймарские конституционалисты отстаивали идею соответствия закона праву и выступали за создание судебной структуры, которая бы обладала правом отмены противоправных законов и подзаконных актов (распоряжений).
Концепция правового государства в России до 1917 года развивалась в том же направлении, что и на Западе, но со своей спецификой.
Революционизирующее влияние на идеи о правовом государстве, о свободе личности оказали буржуазно-демократические реформы в России середины XIX века (отмена крепостного права, земская, судебная и др.). Целая плеяда блестящих русских ученых-юристов (В.М. Гессен, А.Д. Градовский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, С.А. Му-ромцев, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, В.М. Хвостов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивала и разрабатывала различные аспекты теории правового (конституционного) государства.
Так, С.А. Котляревский в организации правового государства придает особое значение независимому деполитизированному суду, подчиняющемуся только конституции, закону. Он выступает за создание конституционного суда, имеющего право толковать закон с позиций его соответствия конституции и праву вообще. Условием эффективной деятельности суда служит доверие к нему народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, тем самым подрывает основы правового государства.
Модель правового государства постоянно развивалась. Особенно она обогатилась новым содержанием после второй мировой войны, когда наблюдался подъем демократии в результате победы над фашизмом. Идеал правового государства все более приобретал значение "государства благоденствия", социально ориентированного демократического государства, результатом чего стало международное признание и гарантирование соци-ально-экономических и культурных прав граждан (не без влияния социалистических государств).
 

Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи