Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно
Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ



 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 6 067
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов. Как любой другой вид судебной экспертизы, она имеет конкретные цели и задачи. При этом необходимо отметить, что цели и задачи — понятия не
идентичные.
Основная цель судебной экспертизы сводится к тому, чтобы на базе определенных данных, выработанных юридической психологией или накопленных практикой, провести исследо¬вание и ответить на вопросы следователя, органа дознания или суда [5, с. 14]. Эксперт своим заключением помогает следова¬телю и суду выяснить обстоятельства дела, не вдаваясь при этом в их юридическую оценку.
Как отмечает В.В. Романов [43, с. 80], «основная цель судебно-психологической экспертизы сводится к оказанию помощи суду, органам предварительного следствия в более глубоком ис-следовании специальных вопросов психологического содержа¬ния, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, яв¬ляющимся составным элементом, входящим в предмет доказы¬вания гражданских споров, а также в исследовании психологи¬ческого содержания целого ряда юридических, правовых поня¬тий, содержащихся в законе».
М.В. Костицкий [20, с. 6—7] полагает, что целью судебно-психологической экспертизы является необходимость получения объективной, незаинтересованной оценки принятого решения, совершенного действия, выраженного направления, их настоя¬щего или перспективного качества, эффективности; способность дать объективную, беспристрастную и принципиальную оценку конфликту, спору, его предмету, решить насущные задачи с помощью психологических знаний.
Основные задачи психологической экспертизы конкретизируют¬ся в зависимости от вида экспертизы и объекта исследования. А.О. Экменчи [61] относил к задачам судебно-психологической экспертизы вопросы: психологической мотивации действий под¬судимых, потерпевших или свидетелей; установления физиологического аффекта, возможности оговора и самооговора по пси-хологическим мотивам; психологической оценки личности под¬судимого и его социальных установок; психологии несовершен¬нолетних участников процесса.
Ю.М. Грошовой [9] к задачам судебно-психологической экс¬пертизы относит установление длительности и тяжести сильного душевного волнения, исследование специфики длительного и интенсивного воздействия неблагоприятных факторов на чело¬века и проявления их в изменении его функций (физиологиче¬ских и психологических), а также определение отсталости в ум¬ственном развитии несовершеннолетнего обвиняемого вследст¬вие влияния неблагоприятных внешних факторов, выяснение субъективной возможности несовершеннолетнего правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела.
Б. Петелин [40] в ряде публикаций, посвященных психоло¬гической экспертизе, указывал, что к задачам судебно-психо¬логической экспертизы следует отнести: установление физио¬логического аффекта; определение степени умственного разви¬тия несовершеннолетнего, связанного не с душевным заболева¬нием, а с особенностями формирования его психики; установ¬ление индивидуальных особенностей познавательной деятельно¬сти участников процесса, присущих лицу форм эмоциональных реакций; оценку всей совокупности психологических особенно¬стей личности для понимания ее поведения в экстремальной обстановке; дачу общей психологической характеристики инди¬видуально-психологических особенностей, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; определение способности несовершеннолетних потерпевших и свидетелей правильно вос-принимать событие и отдельные его обстоятельства; установле¬ние склонности несовершеннолетнего к фантазированию, по¬вышенной внушаемости, индивидуальных особенностей позна¬вательных процессов такого несовершеннолетнего; определение психических свойств личности подсудимого (психически здоро¬вого) и их влияния на психологический механизм совершенного им правонарушения. Приведенный перечень задач не является исчерпывающим. Очевидно, что с развитием психологии круг задач, предназначенных для разрешения психологической экс¬пертизой, будет расширяться до пределов, установленных юри¬дическим критерием.
С учетом позиций вышеуказанных авторов попытаемся более полно представить основные задачи экспертизы.
1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.
Поводами для назначения судебно-психологической экспер¬тизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о ма¬лолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и да¬вать о них показания, основанные на оценке условий воспри¬ятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повы¬шенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимаемого раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.
2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение со¬вершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному.
Наиболее распространенными поводами для назначения су¬дебно-психологической экспертизы для решения этой задачи яв¬ляются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствии глубоких эмоциональных реакций на слу¬чившееся; предположение относительно не связанного с психиче¬скими заболеваниями отставания потерпевшей в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенно¬стях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, за¬стенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях общего воспитания (систематическое подавление родителями са¬мостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.
3. Установление способности отстающих в психическом раз¬витии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать зна¬чение своих действий и определение степени способности их руко¬водить своими действиями.
На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запу¬щенности, «детскости» поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.
4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в мо¬мент совершения противоправных действий состояния физиологи¬ческого аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и поступки.
Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отри¬цательных эмоциональных переживаний, возникновению стой¬ких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей и т. п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов по¬ведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые инте¬ресы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, го¬лоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания об¬виняемым отдельных элементов ситуации преступления
5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшест¬вовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать действительность, содержа¬ние конкретной ситуации и на способность произвольно регулиро¬вать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.
6. Установление возможности возникновения у субъекта раз¬личных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или за-трудняющим выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте и т. п.).
К поводам для назначения судебно-психологической экс¬пертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и в производстве относятся прежде всего предпо¬ложения о том, что требования ситуации превышали индиви¬дуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой, в силу утомления, вызванного действием посторонних раздражителей, сильного эмоциональ¬ного напряжения, состояния растерянности и других психо¬логических факторов.
7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предраспола¬гавшего к самоубийству.
Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если след¬ственные органы располагают сведениями о совершении опре¬деленными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении пред¬положения относительно инсценирования самоубийства.
8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости и др.), способных существенно влиять на содержание и направленность действий в определенной ситуации, в частности способствовать совершению
противоправных действий.
Выяснение субъективной стороны преступления иногда ос¬ложняется трудностями в установлении психологических моти¬вов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т. п., связи этих осо¬бенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специаль¬ных психологических знаний и методов «психологического портрета» испытуемого. Одним из первых средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое ис¬следование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что «психологический портрет» испытуемого не может быть абсо¬лютно полным, в нем обычно представлены лишь некоторые стороны психики личности.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно
    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи