Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКСПЕРТИЗЕ



 

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ЭКСПЕРТИЗЕ

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 3 693
Статьи 78 УПК РСФСР и 74 ГПК РСФСР устанавливают общее правило, согласно которому, если возникает необходи¬мость использования специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла, то возможно привлечение экс¬перта или специалиста, т.е. лиц, обладающих такими познания¬ми. На этом основании предоставляется возможность привле¬кать психолога в качестве специалиста либо назначать судебно-психологическую экспертизу.
Специальными мы называем знания, не являющиеся обще¬известными, аккумулированными в житейском опыте каждого, способного разумно действовать человека. В данном смысле ка¬ждое научное знание — специальное. В полной мере это отно¬сится и к психологии. Более того, при проведении психологиче¬ского исследования специальными будут не только сами исполь¬зуемые знания, но и способы их применения (методики), крите¬рии выбора психологом методик в конкретном исследовании.
Следователю, судье часто приходится сталкиваться со свидете¬лями, которые не могут вспомнить важных для дела фактов, а также с обвиняемыми, дающими заведомо ложные показания и всячески старающимися запутать следствие. Во всех подобных случаях необходимы знания процесса формирования свидетель¬ских показаний, психических особенностей лжесвидетельства. Знание соответствующих психологических закономерностей мо¬жет помочь разоблачить лжесвидетельство и установить истину.
Однако для установления истины по возбужденному делу необходимо знать не только о том, какие изменения происходят в психике указанных лиц, но и уметь правильно воздействовать на них с тем, чтобы получить от них свидетельства, объективно отражающие события, ранее воспринятые ими. Для осуществле¬ния такого воздействия необходимы специальные психологиче¬ские знания. Без них нельзя определить способ воздействия, до¬биться изменения направленности психологических процессов у лиц, через которых устанавливается объективная истина. Поэто¬му необходимо привлечение специалиста — психолога.
Специальные психологические знания могут быть использо¬ваны в юрисдикции в трех формах: психологическая экспертиза;
участие специалиста-психолога; психологическая консультация.
Все эти формы схожи между собой по технологии и методи¬ческим особенностям применения специальных психологиче¬ских знаний. Различаются они по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятель¬ности психолога.
В юриспруденции наиболее активно используется судебно-психологическая экспертиза, т.е. форма применения специальных психологических знаний, когда лицо, обладающее ими, выступает в роли эксперта. Это связано с тем, что экспертиза и ее результа¬ты имеют важное юридическое значение. Заключение судебно-психологической экспертизы является самостоятельным доказа¬тельством в уголовном и гражданском процессах. Именно от ре¬зультатов экспертизы порой зависят характер и содержание при¬нимаемого полномочным лицом решения, характер и объем от¬ветственности, формы и средства воздействия на правонарушите¬ля. Психолог, выступающий в роли эксперта, несет правовую от¬ветственность за истинность, научность и объективность прове¬денного исследования, интерпретацию полученных данных и представленное заключение. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики, поэтому проводит¬ся преимущественно в отношении психически здоровых людей. Ее назначение целесообразно, если психическое здоровье направ¬ляемых на экспертизу не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической экспертизе или они могут проводиться параллельно.
В перечень проблем судебно-психологической экспертизы можно включить разрешение любых психологических вопросов, интересующих следователя, суд, орган дознания и имеющих зна¬чение для дела. Такие вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической деятельности человека и влияю¬щих на нее объективных и субъективных факторов, т.е. непосред¬ственный объект судебно-психологической экспертизы — психика конкретного человека, что представляет достаточно сложный и динамичный объект исследования. Поэтому эффективность су¬дебно-психологической экспертизы зависит от компетентности и уровня квалификации специалистов, привлекаемых в качестве экспертов-психологов.
Теория и практика психологической экспертизы носят объек¬тивный характер и отражают развитие теоретической и практиче¬ской сторон общей и юридической психологии, с одной стороны, и теории и практики юриспруденции, в частности юрисдикции, — с другой. Теоретической базой психологической экспертизы была и остается общая и юридическая психология. Методическая ее база формируется на основе поступательного движения этих и других отраслей психологии и правовой регламентации процессу¬альной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза, пред¬ставляя форму психологической практики, отражает все тенден¬ции, характерные для последней.
Теория использования специальных психологических знаний в уголовном, гражданском или административном процессах раз¬вивается в рамках теории применения специальных психологиче-ских знаний в юрисдикции, которая входит в систему юридиче¬ской психологии и в то же время тесно связана с криминалисти¬кой, криминологией, наукой уголовного и административного права, уголовного и гражданского процессов, теорией государства и права, другими отраслевыми юридическими науками.
Таким образом, из уголовного и гражданского судопроизвод¬ства вытекают следующие формы применения специального знания: лицо, обладающее специальными знаниями, выступает в процессе в роли эксперта или специалиста.
Обе формы схожи между собой по технологии, методиче¬ским особенностям применения специального знания, но разли¬чаются по юридическим особенностям, процессуальному стату¬су, полномочиям, степени самостоятельности лица, привлекае¬мого как эксперт или специалист. Именно две формы: 1) судеб¬но-психологическая экспертиза и 2) участие специалиста-психолога в суде являются основными формами использования специальных психологических познаний. Подтверждением тому служит факт, что в юридической практике накоплен значитель¬ный опыт привлечения психологов в качестве экспертов или специалистов.
В юридической литературе большинство авторов также склонны выделять указанные формы использования специаль¬ных психологических познаний, разница между которыми, как полагают, заключается в значимости для заказчика используе¬мого знаний и в статусе привлекаемых лиц. Эксперт проводит исследование и излагает свою позицию, мнение по поводу кон¬кретного обьекта исследования. Что касается специалиста, то он разъясняет, опираясь на собственные специальные знания, от¬дельные явления и факты, консультирует в отношении этих яв¬лений и фактов должностное лицо или орган, оказывает помощь в обнаружении и фиксации определенных фактов и явлений, помогает должностному лицу письменно изложить установлен¬ные обстоятельства и факты. Специалист в отличие от эксперта лишен процессуальной самостоятельности и действует под кон-тролем и по указанию полномочного лица или органа. Так, по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда в уголовном и гражданском процессах психолог принимает участие в процессуальных действиях (особенно когда они прово¬дятся с участием несовершеннолетних и малолетних лиц), дает разъяснения по поводу психологических проявлений и феноме¬нов правонарушений, поведения участников процесса, помогает с психологической точки зрения спланировать и провести про¬цессуальное действие. Участие специалиста-психолога в процес¬се носит производный и вспомогательный характер.
Имеющиеся недостатки в развитии практики привлечения в уголовный процесс специалистов-психологов могут быть в пер¬спективе ликвидированы благодаря дальнейшему росту психо¬логической подготовленности работников дознания, следовате¬лей, прокуроров, судей, адвокатов. Хотя в законе прямо не ука¬зано на необходимость привлечения специалистов-психологов к производству следственных и судебных действий, имеющиеся общие нормы привлечения специалистов, педагогов и врачей к следственным и судебным действиям с участием малолетних и несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подсудимых дают основания утверждать, что закон предоставля¬ет возможность уполномоченному органу в уголовном процессе пользоваться помощью специалиста-психолога. На наш взгляд, в перспективе участие такого специалиста в уголовном судопроиз¬водстве должно быть непосредственно предусмотрено в законе.
Участие специалиста-психолога в юрисдикции носит произ¬водный и вспомогательный характер. По требованию суда, судьи психолог принимает участие в процессуальных действиях (осо¬бенно когда они проводятся с участием несовершеннолетних лиц), дает разъяснения по поводу психологических проявлений и феноменов правонарушений, поведения участников процесса, помогает с психологической точки зрения спланировать и про¬вести процессуальные действия
Специалист приглашается для участия в судебном разбира¬тельстве в случаях, когда суду либо участникам судебного разби¬рательства при исследовании доказательств могут потребоваться специальные знания и навыки. Мнение специалиста обязатель¬но отражается в протоколе судебного заседания.
Эксперту могут быть заданы вопросы, входящие в компетен¬цию специалиста. Постановка перед специалистом вопросов, относящихся к компетенции эксперта, недопустима, его мнение не может быть приравнено к заключению эксперта.
Кроме названных выше форм использования специальных психологических познаний, в литературе встречается и третья — психологическая консультация (некоторые авторы называют ее официальная консультация, или справка).
Психологическая консультация — это разъяснение специали¬стом психологических сторон правонарушения, поведения обви¬няемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика и других лиц, их личностных особенностей, а также сущности отдельных психологических теорий и подходов, которые могут быть при¬менены на практике. Психологическая консультация может быть как устной, так и письменной. Последняя, надлежаще оформ¬ленная, может приобщаться к делу в качестве документа.
Эксперт дает психологическую консультацию в случаях, ко¬гда для ответа на поставленные полномочным органом или ли¬цом вопросы не требуется специальных экспериментов и иссле¬дований, а бывает достаточно ссылки на общие положения нау¬ки или логических выводов.
В уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном за¬конодательствах указывается, что дополнительные материалы могут быть представлены подсудимым, защитником, сторонами и другими заинтересованными лицами. Такое право предполагает возможность получения этими лицами письменной консультации у психолога. Объективный процесс использования в уголовном и гражданском процессах психологических консультаций отражает потребности практики в этой форме применения специальных психологических знаний. Вместе с тем психологические консуль¬тации не могут заменить судебно-психологическую экспертизу.
Следует отметить, что применение психологической кон¬сультации позволяет уже сегодня более полно реализовать права личности в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также базовые принципы российского гражданского и уголовного про¬цессов: состязательность, полноту, объективность расследования и судебного разбирательства, публичность и др. Безусловно, не¬обходимо не только закрепление этой формы использования специальных знаний в уголовном и гражданском процессах ак¬тами официального толкования закона, но и прямо предусмот¬реть ее в законе.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи