Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Этапы проведения психодиагностического исследования
 

Этапы проведения психодиагностического исследования

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 4657
В работе эксперта-психолога можно выделить такие этапы:
• ознакомление с материалами дела;
• изучение специальной литературы по предполагаемому направлению экспертизы;
• предварительное исследование испытуемого;
• обработка полученных результатов и их интерпретация;
• составление заключения экспертизы;
• дача заключения на следствии и в суде.
Основные этапы психологического исследования при произ¬водстве судебно-психологической и комплексных с нею экспер¬тиз можно представить в виде следующей обобщенной схемы (по Ф.С. Сафуанову [46, с. 21]).
1. Четкое уяснение фабулы дела. Эксперт-психолог реконст¬руирует временную последовательность событий, используя все имеющиеся в деле показания (обвиняемого, свидетеля, потер¬певшего), материалы выхода на место происшествия и следст¬венных экспериментов, а также данные судебных экспертиз.
2. Психологический анализ индивидуально-психологических особенностей подэкспертного по уголовному делу и приобщен¬ным к нему материалам.
3. Психологический анализ динамики психического состоя¬ния и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.
4. Проведение клинико-психологической беседы и экспери¬ментально-психологического исследования с одновременным наблюдением подэкспертного.
5. Сопоставительный анализ данных психологического изу¬чения уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результа¬тов экспериментального исследования.
6. Анализ взаимодействия личности подэкспертного с юри¬дически значимой ситуацией: исследование особенностей отра¬жения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуа¬ции, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения — с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических рас¬стройств.
7. Составление заключения с формулировкой экспертных выводов (ответы на вопросы судебно-следственных органов).
На первом этапе эксперт-психолог для установления психи¬ческого состояния лица по делу должен выяснить следующие фактические данные: страдало ли такое лицо душевными забо¬леваниями раньше; состоит ли оно на учете в психоневрологи¬ческом диспансере, и если да, то с каким диагнозом; как долго лицо состоит на этом учете; помещалось ли оно ранее на лече¬ние в психиатрическую больницу; проводилась ли ранее в от¬ношении данного лица судебно-психологическая экспертиза, и если да, то в связи с чем. Выясняются и другие обстоятельства, характеризующие состояние здоровья подэкспертного лица, его поведение дома или в общественных местах.
Эксперту-психологу следует также четко выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения судебно-психологической экспертизы, причем всегда надо помнить, что СПЭ по поводу умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого может быть назначена только после проведения судебно-психиатрической экспертизы и при наличии в поведе¬нии лица отдельных психических проявлений, свидетельствую¬щих о возможности его отставания в психическом развитии. При этом низкая успеваемость не является показателем отстава¬ния в психическом развитии несовершеннолетнего.
Напомним, что признаками отставания в психическом разви¬тии несовершеннолетнего являются:
• инфантильность поведения и мышления, неспособность к самостоятельным умозаключениям;
• несоответствие мотивов содержанию и целям действий;
• нарушение в целенаправленности и критичности поведения;
• неспособность к социальной коррекции поведения. Перед СПЭ нельзя ставить вопросы:
• нормальному уровню развития какого возраста соответст¬вует фактическое развитие данного лица?
• отличается ли принципиально психическое развитие умст¬венно отсталого несовершеннолетнего от нормального?
При постановке перед СПЭ вопросов, связанных с выявле¬нием способности лица правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, следователь (судья) должен знать возмож¬ности СПЭ в этой области. Экспертиза может установить инди¬видуальные особенности психики, цветоощущений, объем вос¬приятия, особенности звуковысотного различия и т. д.
Способность давать правильные показания связана не только с индивидуальными особенностями ощущений и восприятия. Широкий диапазон индивидуальных различий имеют и память, и мышление, и воображение человека, такие особенности лич¬ности, как внушаемость, склонность к фантазированию.
Резко индивидуализирован и процесс узнавания. Люди с по¬вышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к раз¬личным внушаемым дополнениям к своим представлениям.
В компетенцию СПЭ не входит установление влияния кон¬кретных условий на возможности восприятия.
Перед экспертизой должны быть поставлены вопросы, свя¬занные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела, например: обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажений передаваемой им информа¬ции и т. п.
Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагности¬кой ложности показаний (например, опознал человек в действи¬тельности предъявленный объект или не опознал, соответствуют ли его показания реальным событиям?). СПЭ не является экс¬пертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следовате¬ля (но при этом, конечно, он должен обладать соответствующи¬ми психологическими знаниями).
Критерии потенциальных возможностей эксперта-психолога вытекают из предмета судебно-психологической экспертизы. Общий предмет в психологии раскрывают через элементы психиче¬ской деятельности человека (свойства, процессы, закономерно¬сти), характеристика и экспертная оценка которых имеют значе¬ние для установления объективной истины по делу. Общий пред¬мет психологической экспертизы трансформируется в частный, конкретизируясь в определенную экспертную задачу, а именно:
• определение состояний аффекта (интенсивность, длитель¬ность и механизм такого состояния);
• определение состояния переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии;
• определение уровня умственного развития человека, в том числе его способности осознавать значение своих действий;
• оценка психологической зрелости олигофренов, роли пе¬дагогической запущенности у психопатических личностей, объяснения мотивов неадекватного защитного поведения подсудимых с признаками психической аномальности;
• установление способности несовершеннолетнего в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими.
Объектом судебно-психологической экспертизы, т. е. источ¬ником, из которого эксперт черпает сведения об устанавливае¬мых им фактах, является психика исследуемого лица.
В качестве одного из критериев классификации судебно-психологической экспертизы можно избрать процессуальный статус испытуемого лица. По такому признаку можно выделить экспертизу свидетелей и потерпевших и экспертизу подозревае¬мых и обвиняемых. Подобная классификация обусловливается разницей как в правовом положении испытуемых, так и в раз¬решаемых вопросах.
Основываясь на практике, можно отметить, что чаще всего экспертному исследованию подвергаются свойства личности и психические состояния испытуемого.
Каждый из этих видов экспертиз, в свою очередь, делится на несколько разновидностей. Критерием разграничения эксперти¬зы первого вида целесообразно избрать личность испытуемого. По этому признаку экспертизы делятся на экспертизу несовер¬шеннолетних лиц; экспертизу лиц, страдающих сенсорными не¬достатками (глухие, слепые и т.д.), и экспертизу совершенно¬летних лиц с целью установления особенностей восприятия или оценочных суждений, запоминания, воспроизведения запом¬ненного, а также их психических свойств.
В основу классификации разновидностей экспертиз второго вида — психических состояний — следует положить характеристику устанавливаемого состояния испытуемого. Эта экспертиза связана с установлением физиологического аффекта, состояния стресса, вызванного экстремальными условиями, в которых происходило исследуемое событие, или с конфликтной ситуаци¬ей, в которой находился в это время испытуемый.
В постановлении пленума Верховного Суда СССР №1 от 16 марта 1971 г. «О судебно-психологической экспертизе по уго¬ловным делам» сказано, что в необходимых случаях, когда уста-новление того или иного обстоятельства невозможно путем про¬ведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы ком¬петенции одного эксперта или комиссии экспертов, может быть назначено проведение ряда исследований, осуществляемых не¬сколькими экспертами на основе использования различных спе¬циальных знаний. В данном случае речь идет о комплексной экспертизе, составной частью которой может быть и судебно-психологическая экспертиза.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи