Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
 

Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 1522
Судебно-психологическая экспертиза — один из видов судеб¬ных экспертиз и, следовательно, один из источников доказа¬тельств. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т. е. не являющиеся патологическими.
Возможности СПЭ ограничены современным уровнем разви¬тия психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями. Пределы возможностей СПЭ определяются прин¬ципом научной объективности. СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежа¬щими объективному анализу.
Надо сказать, что не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые из них могут быть изучены только в течение длительного периода или в условиях естественного эксперимента. СПЭ не компетентна ре¬шать вопросы юридического содержания: определять достовер¬ность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанав¬ливать форму вины и т. п.
Экспертиза должна выполняться современными научно-психологическими методами. Результаты экспертного исследо¬вания должны быть достоверны, верифицируемы, доступны для оценки следователем и судом.
Основной задачей СПЭ является научно обоснованная диаг¬ностика (от греч. diagnose — распознать) непатологических правозначимых психологических аномалий. Психодиагностика как область психологии начала развиваться с конца XIX в. Ее круп¬нейшими представителями были Дж. Кеттл, Ф. Гальтон и др. Большой вклад в ее развитие внес А. Бине, разработавший метод диагностики умственного развития детей (шкалу развития интелекта). В настоящее время психодиагностика располагает мно¬жеством методик, специализированных по различным направле¬ниям. В судебно-экспертной диагностике ведущая роль принад¬лежит специалистам в области психических аномалий, задержек в психическом развитии детей и следовых аффектов. Ведущим методом психодиагностики является метод тестов. Используе¬мые в целях судебно-экспертной диагностики тесты должны быть валидными и высоконадежными. Валидность — это при¬годность теста для измерения выявляемой психической характе¬ристики, его адекватность. Среди психодиагностических тестов особенно широко используются тесты интеллекта, личностные тесты и др.
Диагностика психического состояния человека выделяется среди других видов СПЭ по нескольким причинам. Во-первых, заключение эксперта-психолога имеет, как правило, квалифи¬цирующее значение при рассмотрении конкретного уголовного дела в суде. Во-вторых, диагностика состояния сама по себе яв¬ляется сложным исследованием. В-третьих, эксперт «реконст¬руирует» состояние человека по материалам дела и результатам экспериментально-психологического исследования по прошест¬вии длительного периода с момента исследуемых событий.
Методологической основой для проведения судебно-психологического исследования является широкое применение экс¬перимента, включающего метод лабораторного и метод естест¬венного эксперимента. Их различие, как явствует из названия, состоит в условиях применения.
Среди других методов экспертизы можно выделить: наблю¬дение (изучение поведенческих актов лица, его состояний и реакций в определенных ситуациях); интервьюирование; изучение материалов дела; тестирование; изучение продуктов деятельно¬сти (например, по письмам, рисункам, дневникам); ретроспек¬тивный анализ внешних признаков поведения лица.
Как можно заметить, наибольшую полноту, правильность и истинность результатов экспертизы может дать только психо¬логический эксперимент. Остальные методы экспертно-психологического исследования можно назвать вспомогательными, или дополнительными к экспериментальным.
Судебно-психологическая экспертиза психического состоя¬ния, как никакая другая, требует детального изучения материа¬лов уголовного дела, поскольку в них может содержаться ин¬формация о диагностических признаках аффекта, о которых мы поговорим ниже.
Экспертное исследование должно включать:
• анализ ситуации, приведшей к совершению противоправ¬ных действий;
• анализ устойчивых индивидуально-психологических осо¬бенностей обвиняемого (по материалам уголовного дела и данным беседы с испытуемым в процессе экспертизы, результатам экспериментально-психологического иссле¬дования);
• анализ психофизиологического состояния испытуемого в момент совершения преступления;
• анализ действий и поведения испытуемого в момент со¬вершения инкриминируемого ему деяния (целенаправлен¬ность и целесообразность, их последовательность, адекват¬ность ситуации и индивидуально-психологическим осо¬бенностям и т.п.);
• анализ поведения человека в посткриминальный период;
• анализ последующего отношения субъекта к своим проти¬воправным действиям.
Рассмотрим подробнее эти составляющие экспертного ис¬следования.
1. Анализ ситуации, приведшей к совершению противоправных действий.
Цель этого этапа исследования — установить, являлась ли ситуация аффектогенной или нет (поскольку аффектогенный характер ситуации является необходимым условием для возник¬новения аффекта), о чем будет более подробно сказано ниже. В качестве признаков аффектогенной ситуации рассматриваются:
• конфликтность;
• неожиданность;
• экстремальность;
• реальность;
• динамизм.
Если в исследуемой ситуации отмечаются все вышеназван¬ные признаки, то мы можем категорически утверждать, что она являлась аффектогенной.
2. Анализ устойчивых индивидуально-психологических особен¬ностей обвиняемого.
Данные для анализа мы можем получить из материалов 'уго¬ловного дела и из результатов экспериментально-психологичес¬кого исследования. В материалах уголовного дела необходимо обращать внимание на характеристики человека, на сведения, даваемые о нем его родными, близкими, друзьями, сослуживца¬ми. При этом важно уяснить, насколько испытуемый устойчив к стрессогенным воздействиям, как ведет себя в конфликтных си¬туациях.
При проведении экспериментально-психологического иссле¬дования следует определять типологические свойства нервной системы, устойчивые личностные особенности, характеристики эмоционально-волевой сферы, установить иерархию ценностей личности. Для диагностики указанных особенностей возможно применение опросных методов, таких, как диагностический оп¬росник Стреляу, ММР1, 16-РГ Кэттелла, опросники Айзенка, Леонгарда — Шмишека, Басса — Дарки, РТС Боухала и т. п. Из проективных информативны фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, Люшер-тест, рисуночные методы. Вряд ли можно (да и нужно ли) раз и навсегда определить набор методов экспери-ментального исследования. Ведь каждый испытуемый и каждый конкретный случай требуют индивидуального подхода, и, соот¬ветственно, набор методов можно значительно варьировать.
3. Анализ психофизиологического состояния испытуемого в мо¬мент совершения преступления (либо непосредственно перед ним).
Этот этап исследования не менее важен, чем другие, по¬скольку неблагоприятное психофизиологическое состояние субъекта бывает той «благодатной» почвой, что облегчает воз-никновение состояния физиологического аффекта. К числу та¬ких состояний могут быть отнесены соматические заболевания (в том числе хронические), нервные болезни; бессонница, хро¬ническая психическая напряженность (стресс); период менст¬руаций у женщин; алкогольное опьянение. В частности, алко¬гольное опьянение может дезорганизовать психическую дея¬тельность, что выражается в усилении субъективизации воспри¬ятия, изменении его точности и объема, нарушении процесса запоминания, эмоционально-волевой неустойчивости, расторможенности влечений и т. д.
4. Анализ действий и поведения испытуемого в момент совер¬шения инкриминируемого ему деяния и поведения в посткрими¬нальный период.
Интерес правоохранительных органов к СПЭ психологиче¬ского состояния человека в момент совершения правонаруше¬ния вызван тем, что многие тяжкие преступления, сопряженные с физическим насилием, совершаются в состоянии так называе¬мого сильного душевного волнения, вызванного неправомерны¬ми действиями потерпевшего. Если устанавливается факт нахо¬ждения человека в состоянии сильного душевного волнения в исследуемый период, то его деяние квалифицируется по ст. 107 или 113 УК РФ, что влечет за собой существенное смягчение ответственности.
Законодатель отождествляет понятия «сильное душевное волнение» и «физиологический аффект». Однако понятие «силь¬ное душевное волнение» шире, нежели понятие «физиологиче¬ский аффект», поскольку включает в себя, помимо прочего, оценку неправомерности либо противозаконности действий по¬терпевшего, что выходит за пределы компетенции СПЭ. Кроме того, как будет показано ниже, при определенных условиях ряд иных психических состояний (кроме аффекта) могут быть при-знаны сильным душевным волнением.
Физиологический аффект — это состояние, имеющее дина¬мику «эмоционального взрыва» (по образному выражению С.Л. Рубинштейна), характеризующееся кратковременностью, высокой энергетикой, оказывающее существенное дезоргани¬зующее влияние на сознание и деятельность человека и сопро¬вождающееся изменениями в деятельности двигательной, эн¬докринной, сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систе¬мы организма. По содержанию переживаний выделяются аф-фекты радости, страха, гнева, ужаса и пр. Однако в судебной и следственной практике рассматриваются аффекты гнева (реже — страха, ужаса).
Поводом для проведения СПЭ в связи с аффектом является наличие признаков крайне повышенного и внезапно возник¬шего эмоционального перевозбуждения, проявившихся в пре¬ступном действии непосредственно за противоправными дейст¬виями потерпевшего. Взрывная импульсивность, неподчинен¬ность действий сознательному контролю — основные критерии аффекта.
Состояние аффекта — это внезапно возникающее кратковре¬менное состояние крайнего психического перевозбуждения, ха¬рактеризующегося сужением сознания. Аффект возникает в ре-зультате воздействия сверхсильных раздражителей, вследствие длительного накопления травмирующих воздействий сверхсильных раздражителей или в результате длительного накопления травмирующих воздействий при отсутствии в поведенческом фонде личности адекватных способов реагирования на подобные воздействия. Аффект возникает в остроконфликтных ситуациях, при этом происходит распад сознания. Как отмечал известный психиатр П.Б. Ганнушкин, чтобы чувства взяли верх над разу¬мом, надо, чтобы разум был слаб.
Сужение сознания при аффекте связано с резким понижени¬ем способности человека сознательно руководить своими дейст¬виями. Закон, учитывая это, признает сильное душевное волне¬ние обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоя¬тельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Для определения состояния аффекта перед СПЭ ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения определенных действий в состоянии физиологического аффекта?
Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретро¬спективным анализом остаточных явлений. Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть
достаточными для:
а) анализа личностных особенностей обвиняемого;
б) определения причин возникновения аффекта;
в) реконструкции динамики развития и угасания данного со¬стояния.
Цель данного этапа заключается в выявлении так называе¬мых признаков аффекта. К ним относятся:
• внезапность возникновения состояния для самого субъекта
переживания;
• интенсивность, динамизм, кратковременность протекания состояния (как правило, речь идет о секундах либо десят¬ках секунд);
• сужение сознания, проявляющееся в том, что человек мо¬жет осознать узкий круг явлений, ближайшие цели дейст¬вий, непосредственно связанные с психотравмирующей ситуацией и с переживаемыми эмоциями;
• резкое усиление двигательной активности с признаками моторного автоматизма, что является следствием снижения самоконтроля, нарастания импульсивных тенденций;
• нарушение процессов восприятия (сужение объема, фраг¬ментарность, частичная амнезия на детали криминальной ситуации, а также на собственные действия);
• неадекватные реакции на раздражители в исследуемый пе¬риод;
• внешние признаки расстройства вегетативной нервной системы («вегетативный сдвиг»), проявляющиеся в треморе конечностей, наличии крупной дрожи, побледнении или покраснении кожных покровов, расширении зрачков, изменении голоса и т.п.;
• явления астенического синдрома (заторможенность, апатия, утомление, слабость, тошнота, сонливость) в посткрими¬нальный период.
Наличие всех перечисленных признаков (либо большинства из них) может свидетельствовать о том, что человек находился в исследуемый период в состоянии физиологического аффекта.
Согласно взглядам М.М. Коченова, условно понятия «физио¬логический аффект» и «сильное душевное волнение» можно пред¬ставить в виде двух перекрывающихся большей частью кругов. Область пересечения кругов — это то, что имеет в виду законода¬тель, толкуя понятие «сильное душевное волнение» (суть — аф¬фект). Однако не всегда физиологический аффект является осно¬ванием для квалификации деяний как совершенного в состоянии сильного душевного волнения (например, если обвиняемый сам явился инициатором конфликтной ситуации, вызвавшей ответные действия потерпевшего, что в свою очередь, обусловило аффект у обвиняемого). Вместе с тем существует ряд психических состоя¬ний, способных существенно дезорганизовать сознание и психи¬ческую деятельность человека, которые при определенных усло¬виях могут рассматриваться как сильное душевное волнение (в психологическом смысле этого понятия), К ним относятся психи¬ческая напряженность (стресс), фрустрация, растерянность и др. Однако это возможно только в случаях, когда: во-первых, сущест¬вует острая психотравмирующая ситуация; во-вторых, действия потерпевшего затрагивают личностно-значимые для обвиняемого ценности; в-третьих, несмотря на специфические динамику и со¬держание, стресс или фрустрация вызывают в исследуемой ситуа¬ции дезорганизацию психической деятельности столь значитель¬ную, что сопоставимо с влиянием аффекта в высшей точке его развития; и, наконец, в-четвертых, поведение человека в иссле¬дуемой ситуации является для него нетипичным, парадоксаль¬ным, противоречащим основным индивидуально-психологичес¬ким особенностям испытуемого.
При расследовании половых преступлений эксперту-психо¬логу могут быть поставлены вопросы, связанные с установлени¬ем или отрицанием беспомощного состояния потерпевшей (это является квалифицирующим признаком данного состава преступления). Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: болезнь, алкогольное опьянение, малолетний возраст и др. Перед судебно-психологической экспертизой в этих случаях могут быть поставлены два
вопроса:
1) находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в
состоянии беспомощности;
2) могла ли потерпевшая осознавать характер и значение со¬вершаемых с ней действий.
Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельст¬вам не означает согласия с ними, их принятия. Беспомощность — это и есть состояние, исключающее возможность сопротивле¬ния. Непонимание характера совершаемых действий может быть обусловлено рядом обстоятельств:
а) хроническим психическим заболеванием;
б) временным аномальным состоянием психики в момент совершения с потерпевшей полового акта;
в) отставанием в психическом развитии;
г) возрастными и личностными особенностями потерпевшей.
Обстоятельства первого вида устанавливаются судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой; обстоя¬тельства второго вида — комплексной судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизой; обстоятельства третьего и четвертого видов — судебно-психологической экспертизой.
Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться ком¬плексной медико-психологической экспертизой.
СПЭ может быть ограничена в отношении личностных необходимостей обвиняемого. В этих случаях ставятся вопросы о на¬личии задержания в психическом развитии обвиняемого.
5. Последующее отношение субъекта к своим противоправным
действиям.
Как правило, большинство обвиняемых сожалеют о случив¬шемся (хотя нередко говорят о том, что испытали чувство облег¬чения, разрядки, освобождения от давления, вызванного дейст¬виями потерпевшего), легко рационализируют свое поведение, отмечают возможные выходы из сложившейся ситуации, не свя¬занные с нарушением закона либо влекущие за собой значи¬тельно менее тяжкие последствия.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи