Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 3398
В данном разделе предстоит рассмотреть вопрос, касающий¬ся производства экспертизы в уголовном процессе. Будут осве¬щены особенности назначения, объекты исследования, круг во¬просов, которые ставятся перед экспертом, производящим судебно-психологическую экспертизу.
Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспер¬тиза есть профессиональное психологическое исследование по¬дозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разреше¬ния дела.
Следователь должен распознавать поводы и правильно фор¬мулировать вопросы для экспертного разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию дан¬ного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уго¬ловного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.
В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем раз¬вития психологии, ее диагностических методов и процессуаль¬ными требованиями.
М.И. Еникеев [12] полагает, что многие на первый взгляд психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным иссле¬дованием.
Права и обязанности эксперта-психолога те же, что и права и обязанности всех судебных экспертов, — они определены законом (ст. ст. 81, 82, 184 УПК РСФСР). В своей познавательной деятель¬ности эксперт самостоятелен и независим (ст. 80 УПК РСФСР).
В уголовном процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости проведения экспертизы. Лицо, обла¬дающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также для оказания иной помощи.
По сравнению с гражданским судопроизводством психологи¬ческая сторона в уголовном процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственно¬сти, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно вы¬полнить задачу по отправлению правосудия.
Психологи нередко используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной помощи. Такая деятель¬ность обычно оформляется справкой, которая в последующем может быть приобщена к делу. Разновидностью оказания помо¬щи следствию может стать и такой вид деятельности, как со¬ставление «психологического портрета разыскиваемого преступ¬ника» по данным психологического анализа собранных материа¬лов уголовного дела.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сде¬лать вывод. Предметом судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие оп¬ределенные правовые последствия.
В зависимости от характера вопросов и юридического значе¬ния экспертных заключений в уголовном процессе можно выде¬лить следующие виды судебно-психологических экспертиз.
1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведе¬ние во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данный вид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуали¬зации уголовной ответственности и наказания.
2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т. е. Сильного душевного волнения в моменг совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, со¬вершенное в состоянии аффекта), ст. 113УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).
3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связан¬ным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирование своих противоправных действий несовершеннолетним с отста¬ванием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уго¬ловной ответственности.
4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего пра¬вильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.
5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по де¬лу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному. Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использова¬нием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч.1 ст. 131, ч.1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается со¬стояние, при котором потерпевшая (потерпевший) в силу физи¬ческого или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.
6. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспер¬тизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квали-фикация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и са¬моубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в ре¬зультате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответ¬ственность.
Данная классификация имеет важный практический смысл и направлена в первую очередь на определение групп вопросов, которые необходимо ставить перед экспертом при производстве экспертизы. В связи с этим приводим основные вопросы, предлагаемые для постановки на разрешение экс¬перта при производстве судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.
В теории судебной экспертизы выделяются три группы во¬просов, которые могут быть поставлены эксперту при производ¬стве экспертизы:
1) вопросы, связанные с психическими свойствами и особенно¬стями личности;
2) вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояниям человека в момент рас¬следуемого события;
3) вопросы, связанные с особенностями протекания психиче¬ских процессов у данной личности.
На разрешение эксперту может быть предложено множество вопросов, разнообразие которых зависит от особенностей рас¬сматриваемого преступления. Однако следует выделить вопросы общего характера для приведенных выше видов судебно-психологических экспертиз.
1. Какова общая психологическая характеристика испытуемого (темперамент, характер, склонности и т. д.)?
2. Какие психические свойства личности имеют ярко выра¬женный характер и могут оказывать существенное влияние на его поведение (вспыльчивость, замкнутость и т. д.)?
3. Каковы доминирующие мотивы в поведении данного лица?
4. Какой вид памяти у испытуемого является преобладаю¬щим?
5. Могло ли данное лицо, исходя из его индивидуально-психологи¬ческих особенностей, воспринять определенный звук, свет, запах, скорость движения объекта?
6. Имеются ли у испытуемого особенности, способные повли¬ять на объективность его показаний?
7. Как могло повлиять психическое состояние субъекта в мо¬мент восприятия события на правильность восприятия, запоми¬нания, воспроизведения фактов, имеющих значение для дела?
8. Могло ли лицо предвидеть последствие своих действий?
9. Мог ли обвиняемый, исходя из состояния его психики, созна¬вать значимость своих действий или руководить ими?
Вышеперечисленные вопросы являются основополагающими при производстве экспертизы. Далее при постановке вопросов эксперту следователь исходит из особенностей испытуемой лич¬ности и криминалистической ситуации.
В учебнике по юридической психологии М.И. Еникеев [12, с. 532—537] выделяет следующие поводы обязательного и необя¬зательного назначения судебно-психологических экспертиз.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Знать город рязань фотографии.
Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи