Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ в уголовном процессе
 

Поводы факультативного (необязательного) назначения СПЭ в уголовном процессе

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 2649
Наряду с рассмотренными четырьмя группами поводов обя¬зательного назначения СПЭ М.И. Еникеев [12, с. 535—537] вы¬деляет три группы факультативных (необязательных) поводов назначения СПЭ.
I. Установление авторства письменного документа по психоло¬гическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза). Письменные документы являются одним из объектов исследова¬ния в судопроизводстве. Может быть назначена не только почерковедческая, но и психолого-лингвистическая экспертиза.
Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» данного лица, признаки его личностных речевых особенностей.
Экспертиза таких признаков осуществляется экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами). В процессе исследования выявляются позиции, ориентации, до-минирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические осо¬бенности (характер содержания текста, его лексические и стилистико-конструктивные особенности, социальные, возрастные, национальные, региональные признаки).
В речи проявляется уникальный, индивидуальный своеоб¬разный комплекс психических особенностей индивида — вер¬бальный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы не только об авторстве пись¬менного документа, но и об авторстве речи, записанной на маг¬нитную пленку.
II. Установление непатологического психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству. В соответствии с уго¬ловным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность (ст. 110 УК РФ).
Основными признаками состава этого преступления являют¬ся: зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого);
жестокое обращение с ним; систематическое унижение челове¬ческого достоинства потерпевшего, а также систематическая травля, клевета.
Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизнедеятельности человека, при котором травмирующие пси¬хику обстоятельства по своей силе превосходят даже самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения.
Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей остроконфликтных психических состояний: на фоне глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения, или в результате внезапно воз¬никшего аффекта, фрустации, связанных с личностно-аварийной ситуацией.
Суицид может быть вызван и длительным накоплением от¬рицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жиз¬ни, в результате психопатизации личности (в этих случаях на¬значается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).
Изучение психического состояния личности в случаях за¬вершенного самоубийства крайне затруднено. Оно оценивается в комплексе имеющихся по делу обстоятельств.
III. Расследование происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, вод¬но-транспортных происшествий, аварий на производстве). Резю¬мируя основные поводы назначения судебно-психологической экспертизы, автор выделил следующие обстоятельства, являю¬щиеся основанием для назначения и проведения психологиче¬ской экспертизы при вменяемости обвиняемого (подозреваемо¬го), свидетеля, потерпевшего:
• отставание в уровне психического развития от возрастной нормы;
• перенесенные или имеющиеся психические заболевания и состояния;
• перенесенные или наличные соматические заболевания, особенно инфекционные, хронические или неизлечимые;
• присутствие в чертах личности особенностей, свидетельст¬вующих об особой неуравновешенности, эмоциональности или афессивности, странностях в таких психических про-цессах, как восприятие, воображение, внимание, запоми¬нание или воспроизведение, мышление;
• асоциальное поведение потерпевшего, провоцирующее на совершение преступления; наличие отдельных признаков, предполагающих возможность сильного душевного волне¬ния правонарушителя;
• непонимание или ненадлежащая оценка социальной и нравственной сущности и значимости своих действий;
• сомнения в правдивости, исходя из личности свидетеля и потерпевшего и характера ситуации, данных показаний;
• несоответствие установленных мотивов преступления ха¬рактеру содеянного;
• сомнение в подлинном авторстве письменного текста;
• сомнение в мотивах самоубийства, инсценировки само¬убийства.
Указанные обстоятельства являются объективными, т. е. су¬ществующими реально и вне зависимости от субъекта правоох¬ранительной деятельности. Однако они должны быть восприня¬ты этим субъектом (следователем, прокурором, судьей и др.), проанализированы и оценены именно как основания для назна¬чения экспертизы. Здесь сказываются уровень теоретических знаний, личный, профессиональный и жизненный опыт субъек¬та правоохранительной деятельности, позволяющие определить адекватность действий личности характеру ситуации.
Кроме того, можно выделить следующие поводы к назначению психологической экспертизы:
• необычность и причудливость мотивации поведения обви¬няемого, свидетеля, потерпевшего;
• резкое отличие поведения этих лиц от традиционного по¬ведения представителей данной возрастной и половой группы;
• несоответствие характера поведения целям и мотивам пре¬ступления, ситуации;
• «духовная глухота» правонарушителя, свидетеля или по¬терпевшего;
• явно неблагоприятные условия окружающей среды, в ко¬торой длительное время находился правонарушитель (осо¬бенно несовершеннолетний);
• резко выраженные характерологические особенности объ¬екта (чрезмерная вялость или активность, замкнутость или эйфория, застенчивость или бесстыдство и др.);
• необычность поведения субъекта в момент совершения преступления, странности во внешнем облике, мимике, жестикуляции, пантомимике, телодвижениях;
• данные, свидетельствующие об аккумуляции эмоциональ¬ных возбуждений или переживаний, и др.
При наличии указанных обстоятельств в соответствии с по¬рядком, установленным ст. 189 УПК РСФСР, следователь, а со¬гласно ст. 288 УПК РСФСР — суд, руководствуясь ст. ст. 78, 79, УПК РСФСР в отношении совершеннолетнего и ст. 392 УПК РСФСР в отношении несовершеннолетнего, назначают судебно-психологическую экспертизу.
Следователь или суд, назначившие судебно-психологическую экспертизу, ставят цель получить максимально исчерпывающие сведения по интересующим их вопросам. В этой связи возникает проблема пределов и возможностей судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе. Исходя из возможностей пси¬хологической науки и существующей в уголовном процессе практической потребности в специальном психологическом зна¬нии судебно-психологическая экспертиза в этом виде производ¬ства может устанавливать:
• способность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего пра¬вильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания в меру сво¬их индивидуально-психологических и возрастных особен¬ностей, состояния умственного развития;
• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или других эмоциональных состояний, способных существенно влиять на его сознание и поступки;
• способность потерпевших от половых преступлений пра¬вильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими за¬болеваниями, полностью осознавать и отдавать себе отчет в совершаемых действиях и возможность руководить ими;
• возможность возникновения различных психических явле¬ний, препятствующих нормальному осуществлению про¬фессиональных функций (в авиации, автомобильном и же¬лезнодорожном транспорте, в работе оператора АСУ на производстве и др.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.
М.В. Костицкий указывает, что «судебно-психологическая экспертиза может также устанавливать влияние перенесенных или наличных психических и соматических заболеваний и со¬стояний на индивидуально-психологические особенности лич¬ности и проявление этих особенностей в совершенном преступ¬лении или показаниях, данных по поводу совершенного престу¬пления; авторство исследуемого письменного текста» [20, с. 83].
Кроме психологических особенностей личности, проявив¬шихся в связи с совершенным преступлением, судебно-психологическая экспертиза может устанавливать психологиче¬скую сторону самого события преступления, прежде всего — психического отношения лица к совершаемому им преступле¬нию, его мотивы и цели, потребности и уровень притязаний и их проявление в совершенном преступлении. В качестве обоб¬щения еще раз перечислим их:
7. Определение способности обвиняемого, свидетеля, потер¬певшего правильно воспринимать имеющие значение для дела об¬стоятельства и давать о них правильные показания. В данном случае речь идет об определении субъективных особенностей восприятия, запоминания, сохранения и воспроизводства информации у обвиняемых, свидетелей и потерпевших. Обычно у следователя и суда не возникает потребности в экспертном ус¬тановлении таких особенностей; противоречия между показа¬ниями отдельных лиц и другими собранными по делу доказа¬тельствами устраняются, как правило, процессуальными или тактическими средствами. Если это невозможно, то прибегают к помощи экспертов.
Оценка следователем, судом или экспертом показаний обви¬няемых, свидетелей и потерпевших предполагает учет особенно¬стей процессов их формирования, в который входят: получение, накопление и обработка информации; ее запечатление и перера¬ботка; воспроизведение, словесное оформление и передача.
СПЭ может установить специфику каждого из названных этапов, влияние его на конечный результат — информацию, пе¬реданную следователю и суду. Так, способность правильно вос¬принимать имеющие значение для дела обстоятельства может сочетаться с неспособностью их сохранить; правильность запечатления информации — с неадекватным ее вербальным оформ¬лением и т. п. В отдельных случаях экспертиза может установить принципиальную способность либо неспособность обвиняемого, свидетеля, потерпевшего правильно воспринимать те или иные обстоятельства и давать о них показания.
На объеме и полноте запоминаемой обвиняемым, свидете¬лем, потерпевшим информации сказываются: понимание проис¬ходящего, эмоциональная реакция, время восприятия события, состояние здоровья и др. В воспроизведении информации отра¬жаются не только моменты, значимые для запоминания, но и уровень культуры, образованность, социальная ориентирован¬ность, отношение к расследованию, обвиняемому, потерпевше¬му и др. Особенно ярко это проявляется в показаниях несовер¬шеннолетних и малолетних свидетелей и потерпевших в виде склонности к фантазированию, конформизма, невозможности словесно четко и полно воспроизвести наблюдаемое. При оцен¬ке показаний этих лиц суду и следователю нужна помощь пси¬хологов, способных ответить на вопросы: мог ли обвиняемый, потерпевший, свидетель правильно воспринимать важные для дела обстоятельства; может ли он давать правильные показания по делу; обладает ли повышенной склонностью к фантазирова¬нию; имеются ли у него признаки повышенной внушаемости;
обладает ли данное лицо абсолютной или сниженной чувстви¬тельностью анализаторов, чтобы воспринимать конкретные об¬стоятельства, события и т.д.
Судебно-психологическая экспертиза, проводимая с целью установления способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания, не является экспертизой достоверности показаний. Вопрос о досто¬верности или недостоверности показаний решается судом и сле¬дователем.
2. Определение наличия или отсутствия у лица физиологиче¬ского аффекта и иных эмоциональных состояний в момент совер¬шения им преступления. В психологии и психиатрии выделяют, как отмечалось, аффекты трех видов: физиологические, физио¬логические на патологической основе и патологические. Пато¬логический аффект — это эмоциональный взрыв, при котором человек не в состоянии управлять своими действиями и давать себе отчет в собственных поступках вследствие того, что его сознанием овладевает какая-нибудь одна сильно эмоционально окрашенная идея (например, невыносимая обида, непоправимое горе). В этом случае конечная двигательная реакция определяет¬ся только этой идеей, а не является результатом всего содержа¬ния сознания. При патологическом аффекте наступает помраче¬ние сознания с последующей амнезией всего или почти всего, что имело место.
Физиологический аффект — это эмоциональная вспышка, сопровождающая различные эмоциональные переживания и дезорганизующая сознательный контроль субъекта над своими действиями. Для данного аффекта в связи с его быстротой, си¬лой возникновения и кратковременностью протекания харак¬терны существенное ограничение интеллектуальных и волевых процессов, сужение сознания, нарушение целостного воспри¬ятия окружающего. Физиологический аффект может возник¬нуть как у человека с нормальным развитием психических процессов и явлений, так и у лиц с отклонениями от нормы в психическом развитии, например у психопатов, неврастеников и др. В первом случае мы будем иметь дело с простым физио¬логическим аффектом, во втором — с физиологическим аф¬фектом, возникшим на патологической почве (психопатия, неврастения и др.).
Физиологический аффект должна устанавливать психологиче¬ская экспертиза, а патологический и физиологический аффект на патологической основе — комплексная психолого-психиатрическая. Чтобы установить, имел ли место аффект, и определить его вид, следователь или суд могут прибегнуть к помощи судебно-психологической экспертизы (простой или комплексной).
3. Определение способности потерпевших от половых преступле¬ний правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий. Как показала практика, судебно-психологическая экспертиза может иметь чрезвычайно важное значение в делах о сексуальных преступлениях. Так, в ст. 117 УК РСФСР 1960 г. ука¬зывалось, что изнасилованием является не только половое сно¬шение с применением физического насилия или угрозы, но и ис¬пользование беспомощного состояния потерпевшей. В соответст¬вии с постановлением пленума Верховного Суда СССР от 25 мар¬та 1964 г. «О судебной практике об изнасиловании» беспомощным состоянием следует считать физические недостатки, малолетний возраст, расстройство душевной деятельности и иные болезнен¬ные состояния, в силу которых потерпевшая не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному, который понимал, что потер¬певшая находится в беспомощном состоянии.
Непонимание характера совершаемых действий может иметь место:
1) вследствие хронического психического заболевания и бо¬лезненного состояния психики в момент совершения с потер¬певшей полового акта (если эта болезнь или болезненное со¬стояние препятствовали ей понимать происходящее);
2) в силу возрастных особенностей потерпевшей;
3) при отставании в психическом развитии (дебильность в нижних границах, педагогическая запущенность и др.).
В первом случае непонимание потерпевшей сексуальных действий следует устанавливать с помощью психиатрической экспертизы, при наличии дебильности — с помощью комплекс¬ной психолого-психиатрической экспертизы. Педагогическая запущенность потерпевшей устанавливается с помощью судебно-психологической экспертизы
Невозможность оказания сопротивления насильнику может быть связана с непониманием сущности преступного посягатель¬ства, с частичным или- полным неосознанием происходящего. Кроме того, препятствием для оказания сопротивления насильни¬ку, кроме физических моментов (физическая слабость, соматиче¬ская болезнь и др.), могут выступать и психологические факторы (страх, стресс, фрустрация, постаффективное состояние и др.).
Вопросы о возможности оказания сопротивления насильни¬ку также могут быть поставлены на разрешение судебно-психологической, или комплексной психолого-психиатрической, или медико-психологической экспертизы.
Проведение психологической экспертизы необходимо и для установления беспомощности потерпевшей в момент соверше¬ния преступления. Беспомощность определяют по объективным и субъективным показателям. Объективные показатели — это малолетний возраст потерпевшей (до 14 лет), перенесенные или наличные психические и соматические заболевания, мешающие ей понять происходящее и оказать сопротивление, другие пси¬хические и физические состояния. Для установления этих объ¬ективных особенностей может быть проведен ряд экспертиз, в том числе и судебно-психологическая (в данном случае речь идет о комплексных психолого-психиатрических и медико-психологических экспертизах), с помощью которой можно уста¬новить, как перенесенные или наличные физические или пси¬хические заболевания сказались на возможности потерпевшей понимать совершаемые с нею деяния. Психолого-психиат¬рическая экспертиза должна проводиться в отношении лиц, пе¬ренесших психические болезни или болеющих психическими болезнями, а также в отношении лиц с диагнозом олигофрения на стадии дебильности.
Специальные психологические знания могут быть использо¬ваны и по другим, кроме изнасилования, категориям дел. В ча¬стности, с помощью комплексной медико-психологической экс-пертизы должна устанавливаться половая зрелость потерпевшей. В соответствии с действующими Правилами судебно-медицинской акушерско-гинекологической экспертизы определяющими показателями половой зрелости являются биологические при¬знаки организма, свидетельствующие о готовности к функции материнства. Отмененные Правила 1934 г. включали, кроме биологических, и психологические признаки половой зрелости (достижение должной степени умственного развития, способно¬сти к воспитанию детей), и это, на наш взгляд, было правильно.
Применение лишь биологических критериев определения половой зрелости ведет к тому, что в случаях, когда несовер¬шеннолетняя потерпевшая по своему умственному развитию не могла полностью понимать характер и значение совершаемых с ней действий, действия виновного квалифицировались как из¬насилование, совершенное с использованием беспомощного со¬стояния потерпевшей.
Представляется, что здесь понятие «беспомощное состояние» толкуется расширительно; указанное состояние включает в себя неспособность, невозможность руководить своим сознанием и поведением, мобилизовать физические и психические усилия для преодоления препятствий, осуществления целенаправленной деятельности. При таком подходе только невменяемая потер¬певшая заведомо является находящейся в «беспомощном со¬стоянии». В случаях половых сношений с лицами, не достигши¬ми 18 лет и не полностью понимающими характер, значение и последствия совершаемых с ними действий, такие лица на осно¬вании комплексной медико-психологической экспертизы должны признаваться не достигшими половой зрелости, а виновные — отвечать по ст. 131 УК РФ.
4. Определение способности несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психиче¬скими заболеваниями, полностью осознавать и отдавать себе от¬чет в своих действиях. Как известно, нести уголовную ответст¬венность может лишь лицо, достигшее установленного в законе возраста. Определяя возрастную градацию, законодатель исходит из того, что, достигнув указанного возраста, лицо в достаточной мере может сознавать характер своих действий, предвидеть их результаты и руководить ими. Невозможность осознавать свои действия или невозможность руководить ими является основа¬нием для признания лица невменяемым и непривлечения его за совершенное к уголовной ответственности. Однако между по¬лярными состояниями вменяемости и невменяемости имеется ряд промежуточных состояний, особенно характерных для несо¬вершеннолетних, где наряду с нормальным развитием личности могут иметь место процессы акселерации или ретардации, опре¬деляющие ускоренное или замедленное физическое и психиче¬ское развитие личности, т.е. отклонение от нормы в ту или иную сторону.
Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание им объективного содержания собст¬венного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведе¬ния с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали. Способность руководить соб¬ственными действиями выражается в возможности свободно вы¬бирать цели действий, способы, с помощью которых они дос¬тигаются. Способность полностью осознавать характер и значе¬ние своих действий, возможность руководить ими приобретается человеком в процессе достижения им высокого уровня интел¬лектуального развития, зрелости личности и одновременно яв¬ляется показателем состояния психического развития.
Задержка психического развития несовершеннолетних может проявляться на уровне общего развития, оценки себя, своих действий и других людей, формирования отношений с ними и др. Это может иметь важное значение, иногда решающее, и в связи с конкретными проявлениями или направленностью лич¬ности, в частности при склонности к аффективному поведению. Имеют место случаи, когда суд или следователь наряду с вопро¬сом об общем уровне психического развития ставит перед экс¬пертами вопрос (если речь идет о посягательстве на личность), не имел ли место в момент совершения преступления физиоло¬гический аффект, и если да, то не проявилось ли в нем отстава¬ние психического развития.
Судебно-психологическая экспертиза помогает также устра¬нить возможные сомнения в решении вопроса об отставании уровня психического развития несовершеннолетнего или вскрыть симуляцию с его стороны.
5. Установление возможности возникновения различных психи¬ческих явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций. С развитием научно-технической ре¬волюции происходят коренные изменения, связанные с приме¬нением новых материалов и использованием процессов приро¬ды, с одной стороны, и дифференциацией, систематизацией труда, усложнением техники — с другой. Усложнение процесса труда может в ряде случаев стать причиной или условием, спо¬собствующим совершению противоправных деяний. В таких случаях назначается психолого-техническая экспертиза, с помо¬щью которой устанавливаются физические возможности кон¬кретного человека в экстремальных ситуациях, психофизиологи¬ческие особенности индивида, как-то: особенности восприятия, памяти, мышления, тип высшей нервной деятельности, функ¬циональные состояния (утомление, эмоциональная напряжен¬ность и др.).
6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предраспола¬гающего к самоубийству. Покушение на лишение жизни самого себя по действующему уголовному законодательству ответствен¬ности не влечет. Однако лица, виновные в доведении до само¬убийства, в соответствии со ст. 110 УК РФ несут уголовную ответ-ственность. Главными признаками наличия состава преступления являются в данном случае элементы объективной стороны деяния, отображенные на уровне психики лица, совершившего самоубий¬ство. В законе в качестве объективных показателей выделены: угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человече¬ского достоинства.
В заключение следует заметить, что современное развитие уголовного права делает необходимым применение в рамках уголовного процесса данных, полученных с помощью судебно-психологической экспертизы. В силу того что экспертное иссле¬дование оказывает существенную помощь при производстве предварительного следствия и отправлении правосудия, хочется надеяться, что это направление экспертологии будет развиваться и далее, содействуя исполнению принципов уголовных отраслей права.
Как показывает практика, чаще всего судебно-психологические экспертизы назначались при расследовании преступле¬ний против жизни и здоровья личности. В отдельных случаях эта экспертиза проводилась при расследовании некоторых воин¬ских преступлений, а также самоубийств. Наибольшая потреб¬ность в помощи эксперта-психолога возникала при расследова¬нии изнасилований.
При вынесении постановления о назначении судебно-психологической экспертизы суд должен определить круг вопро¬сов, которые должен разрешить эксперт. Такие вопросы выте¬кают из частного предмета специального исследования. В уголовно-процессуальном законодательстве указано, что вопросы, •поставленные перед экспертом, и его заключение не могут вы¬ходить за пределы специальных познаний эксперта.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи