Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Особенности психологических способностей несовершеннолетних давать показания по делу
 

Особенности психологических способностей несовершеннолетних давать показания по делу

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 1863
Оценка способности несовершеннолетних давать показания по делу — один из наиболее сложных видов экспертных иссле¬дований. Существует точка зрения, согласно которой необходи¬мо подвергать психологическому обследованию каждого несо¬вершеннолетнего допрашиваемого, а также проводить психиа¬трическое освидетельствование даже если подросток считается психически здоровым.
Внимание, восприятие, память, мышление, речь несовер¬шеннолетнего отличаются не только количественными, но и нередко качественными параметрами. По поводу способности подростков давать показания о криминальных событиях вы¬сказываются две полярные точки зрения. Согласно одной из них несовершеннолетние не могут давать правдивые показа¬ния до 16 лет, и, следовательно, их свидетельствам не следует доверять. Другие переоценивают реальные возможности под¬ростков.
Точка зрения о недоверии сейчас подвергается аргументиро¬ванному сомнению. Существуют три проблемы, позволяющие сомневаться в этой способности несовершеннолетних:
1) склонность несовершеннолетних к фантазированию;
2) более высокая внушаемость;
3) склонность к конфабуляциям.
В.В. Гульдан, например, считает, что несовершеннолетние от 12 лет способны давать столько же информации при свободном рассказе, сколько и взрослые, и не склонны к изменению пока¬заний по наводящим вопросам.
М.М. Коченов указывает, что при качественном, правильно построенном допросе от несовершеннолетнего можно получить достаточно подробные показания даже о событиях, смысл кото-рых ему непонятен, но существует определенная специфика при оценке данных показаний следователем и судом.
М.В. Морозова дает определенный качественный и сравни¬тельный анализ характеристик способности несовершеннолет¬них к даче показаний. Такие криминальные ситуации, как убий¬ство, телесные повреждения, сексуальные правонарушения, пре¬вышение служебных полномочий, способны правильно воспри¬нимать несовершеннолетние в возрасте от 6 до 16 лет, но несо¬вершеннолетние в возрасте до 14 лет понимают только внеш¬нюю сторону происходящего, а от 14 лет — уже и внутреннюю, содержательную. Кроме того, у несовершеннолетних существуют определенные ограничения по воспроизведению полученной информации: временные и ассоциативные смещения, элементы замещения, контаминации, но в любом случае у подростков с нормальным развитием потенциальная способность давать пока¬зания полностью сохранена.
Ограничение этой способности наблюдается у подростков с какими-либо психическими аномалиями. На эту способность также влияют посткриминальная ситуация и личностные осо¬бенности подростка. М.В. Морозова [35, с.67] выделяет четыре группы факторов, совокупность которых ограничивает потен¬циальную способность и возможность несовершеннолетних к даче показаний по делу: возрастные, личностные, ситуацион¬ные и дизонтогенетические. На детей до 12 лет влияют только ситуационные (криминальные) и возрастные факторы, на под¬ростков — и личностные, и возрастные, и ситуационные (по¬сткриминальные) факторы. На несовершеннолетних с анома¬лиями психического развития влияют дизонтогенетические факторы.
В практике довольно часто несовершеннолетние изменяют показания или искажают факты, что очень затрудняет следствие по делу, поскольку несовершеннолетний не несет ответственно¬сти за дачу заведомо ложных показаний. Несовершеннолетнему приходится подробно разъяснять необходимость дачи правдивых показаний, последствия ложных показаний, повторять вопросы при допросе, задавать улавливающие вопросы, если он умыш¬ленно искажает факты, чтобы избежать ответственности или под воздействием других заинтересованных лиц. Он часто стремить¬ся играть на публику, бравируя, доказывая авторитет.
Психологи в настоящее время однозначно считают, что дан¬ные психологии не позволяют определить степень достоверно¬сти показаний, особенно у несовершеннолетних, в силу особого восприятия ими окружающего мира, когда сами они порой не могут четко отграничить реальность от фантазий. Психологиче¬ские основы допроса несовершеннолетнего подозреваемого — это специфические особенности, присущие допросу данного ли¬ца и проявляющиеся в использовании психологических законо¬мерностей его личности, процесса формирования его показаний, установления контакта с ним и воздействия на него с помощью определенной совокупности тактических приемов.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

муж на час москва
Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи