Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Психологические особенности несовершеннолетнего, имеющие значение для уголовного судопроизводства
 

Психологические особенности несовершеннолетнего, имеющие значение для уголовного судопроизводства

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 1492
Многие авторы — исследователи данной проблемы отмечают многообразие психологических особенностей несовершеннолет¬них. Д.М. Лосев [30, с. 164—165] предлагает в процессе уголов¬ного судопроизводства учитывать:
1) общие психофизические особенности несовершеннолет¬него в возрасте 14—17 лет;
2) типологические черты психологии личности несовершен¬нолетнего правонарушителя;
3) типологические особенности психологии, связанные с процессуальным положением несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого);
4) личностные свойства несовершеннолетнего обвиняемого.
Н.Ш. Сафин [45, с. 16] выделяет три группы особенностей: возрастную, процессуальную и социально-психологическую ха¬рактеристики личности несовершеннолетнего обвиняемого. По¬следняя группа, в свою очередь, содержит особенности: общие (типологические) черты несовершеннолетнего, индивидуальные (черты восприятия) и единичные (особенности микросреды). По мнению этого автора, нельзя судить о личности несовершенно¬летнего подозреваемого на основании его слов.
Подростковый возраст — время глубоких внутренних пере¬живаний, происходящих на фоне межличностных конфликтов, физиологических изменений. В целом для данного периода ха¬рактерна эмоциональная насыщенность. Нравственные ориен¬тиры, установки еще не выработались, общественные стереоти¬пы поведения не усвоились, собственное место в обществе, своя роль не уяснены.
Подростку присуща категоричность суждений (белое или черное), как правило, нет полутонов, полуоттенков и в то же время характерны приниженная оценка многих ценностей, не¬осознание значимости, полезности даже самого себя.
Подростки склонны к аффектам, которые у них более быст¬ротечны и внезапны, чем у взрослых, но более устойчивы, чем у детей.
Особенность правонарушений несовершеннолетних — частая их немотивированность, внезапность возникновения умысла. Психологическую основу антиобщественного поведения несо¬вершеннолетних составляют поверхностные и искаженные нрав¬ственные и правовые представления и взгляды, отсутствие чет¬ких жизненных планов, ограниченность интересов, внутренняя противоречивость интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств личности правонарушителя.
В качественных особенностях несовершеннолетнего как уча¬стника процесса нужно учитывать следующие процессы.
Акселерация — ускоренное психофизиологическое развитие нынешних поколений по отношению к предшествующим. Об¬щее развитие молодежи, индивидуальное ускорение развития отдельных подростков (включает не только ускорение полового созревания, но и физиологического и физического), психологи¬ческая дисгармония влечет резкую неуравновешенность нервной системы и чувств несовершеннолетнего, вызывает особые реак¬ции и сказывается на особенностях характера.
Определенный уровень интеллектуального развития несо¬вершеннолетнего всегда является индивидуальным, но иногда в зависимости от условий жизни психическое развитие молодого человека не соответствует его возрасту. Задержка психофизио¬логического развития, его несоответствие фактическому возрасту несовершеннолетнего называется инфантилизмом.
Возрастные особенности нередко выступают в качестве ката¬лизатора конфликтности в сложных объективных условиях. Жизненный опыт несовершеннолетнего намного беднее, поло¬вая зрелость наступает раньше физической, психологической и социальной, т.е. наблюдается значительный разрыв между об¬щей и половой зрелостью.
Кроме вышеперечисленного, нужно учитывать: особые ин¬тересы подростков, интимно-личностные отношения между ними, отличающиеся увлеченностью друг другом; четкую на¬правленность личности подростка, в основе которой лежит до¬минирующая система мотивов (мотивация), поглощающая и определяющая все иные мотивы; противоречивость чувств под¬ростка, повышенную возбудимость. Как, например, считает М.Р. Гинзбург [7, с. 22], подростковый период — период само¬стандартизации, включения своего «я» в конкретные роли, в силу чего потребность в обретении чувства идентичности на¬столько остра, что несовершеннолетний может решить эту проблему, став делинквентом, лишь бы не остаться без иден¬тичности.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

купить мебель в москве, кровать.
Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи