Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних
 

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 2344
До введения в действие нового УК РФ судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого регули¬ровалась ст. 392 УПК РСФСР, где указывалось, что «при нали¬чии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявле¬но.. , «мог ли он полностью сознавать значение своих дейст¬вий». В постановлениях пленумов Верховного Суда СССР № 1 от 16 марта 1968 г. и № 6 от 3 декабря 1976 г. добавляется и так называемый «волевой» критерий: судебно-следственные ор¬ганы должны выяснять, мог ли несовершеннолетний не только сознавать значение своих действий, но и руководить ими и в какой мере.
Очевидно, что приведенная формулировка изначально была ориентирована только на проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, поскольку упомянуты только те формы умственной отсталости, которые не связаны с психи¬ческими расстройствами. Фактически имелась в виду задержка психического развития, обусловленная социальной или педаго¬гической запущенностью.
Однако на практике таких случаев оказалось очень мало, по¬скольку подавляющее большинство выявляемых форм недоста¬точности интеллектуального и личностного развития у подрост¬ков связано с теми или иными видами психической патологии:
психическим и психофизическим инфантилизмом, органиче¬скими поражениями головного мозга, олигофренией и др. Именно поэтому освидетельствование несовершеннолетних об¬виняемых стало в основном проводиться в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Данное обстоятельство не противоречило и подзаконным ак¬там. В постановлении пленума Верховного Суда СССР от 3 де¬кабря 1976 г. понятие «умственная отсталость» приводится без уточнения его генезиса, не ограничивается только теми форма¬ми, которые не связаны с душевным заболеванием. Более того, в последних разработках многие авторы предлагают в рамках пси¬холого-психиатрической экспертизы выявлять не только уровень психического развития, но и отклонения в психическом разви¬тии, препятствующие подэкспертному в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими.
В соответствии с УК РФ, действующим с 1 января 1997 г., юридическое значение судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) претерпело существенные изменения.
Несовершеннолетними по существующему законодательству считаются лица, не достигшие 18 лет. Возраст, с которого насту¬пает уголовная ответственность, определен 16 годами (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Однако за наиболее тяжкие преступления, например за убийство, изнасилование, кражу, разбой, грабеж, терроризм и др., к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
В УК РФ совершенно четко разграничиваются две формы отставания и отклонения в психическом развитии — связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с ко¬торого наступает уголовная ответственность, «но вследствие от¬ставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития, обу¬словленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных дейст¬вий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуля¬цию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности.
Другие правовые последствия наступают у несовершеннолет¬них, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонений в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, т.е. у подростков с олигофренией, инфантилиз¬мом, органическим поражением головного мозга, психопатией и другими формами психической патологии. В этом случае они подпадают под действие ст. 22 УК РФ: во-первых, они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические рас¬стройства учитываются судом при определении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Такое двоякое юридическое значение экспертизы несовер¬шеннолетних, предопределяющее различные, даже противопо¬ложные правовые последствия в зависимости от заключения су¬дебных экспертов-психологов и психиатров, делает необходи¬мым решение ряда вопросов, задаваемых экспертам судебно-следственными органами. Следует подчеркнуть, что необходи¬мость выяснения наличия или отсутствия психических рас¬стройств у несовершеннолетнего обвиняемого для решения экс¬пертных вопросов предопределяет предпочтительность назначе¬ния не однородных судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертиз, а комплексной судебной психолого-пси-хиатрической экспертизы.
Таким образом, от определения психического состояния не¬совершеннолетнего, уровня его интеллектуального и умствен¬ного развития, т.е. во многом от заключения экспертов-психоло¬гов, зависит, будет ли вообще несовершеннолетний привлечен к уголовной ответственности, и если да, то понесет ли он уголов¬ное наказание, какой вид и размер наказания или другая прину¬дительная мера медицинского или воспитательного характера ему полагается.
УПК РСФСР, учитывая возрастные психологические крите¬рии, содержит специальный раздел 7, регламентирующий производство по делам о преступлениях, совершенных несовершен¬нолетними. Кодекс содержит ряд норм, обеспечивающих особые гарантии прав несовершеннолетних, наличие которых связано с принципами гуманизма и справедливости (обязательное участие защитника, прокурора, коллегиальность рассмотрения дел дан¬ной категории, закрытость судебного заседания, участие в до¬просах педагогов и психологов). Кроме того, несовершеннолет¬ний как участник уголовного процесса может и не являться об¬виняемым, подозреваемым, а выступать в роли свидетеля или потерпевшего. В таком случае суду и органу, ведущему произ¬водство по делу, важно знать о способности несовершеннолет¬него давать правдивые показания, т. е. правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.
Как правило, в отношении несовершеннолетнего обязатель¬но проведение экспертизы (ст. 79 УПК РСФСР), в особенности при необходимости установления возраста обвиняемого. В уго¬ловном праве считается, что лицо достигло соответствующего возраста не в день своего рождения, а в следующие за днем ро¬ждения сутки. Если возраст несовершеннолетнего установлен на основании выводов психологической экспертизы, то днем рож¬дения считается последний день года рождения, установленного этой экспертизой. Если экспертизой устанавливается макси¬мальное и минимальное количество лет, то суд принимает за год рождения минимальный год.
Среди обстоятельств, подлежащих установлению по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, должны устанавливаться кроме общих следующие обстоятельства:
• точно год, месяц и число рождения;
• условия жизни и воспитания;
• причины и условия способствующие совершению престу¬пления.
Уголовное право содержит специальный раздел 5, закреп¬ляющий особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, возможность освобождения от ответствен¬ности и наказания, замены наказания другими принудительны¬ми мерами медицинского и воспитательного характера и т. д.
В отношении несовершеннолетнего, как отмечает Ф.С. Сафуанов, возможны четыре ситуации, определяющие его право¬вой статус как обвиняемого:
• признание его невменяемым на основании комплексной психолого-психиатрической экспертизы и освобождение от уголовной ответственности (наказания) по ст. 21 УК РФ;
• признание его на основании этой же экспертизы вменяе¬мым вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, и освобождение от уголовной ответственности по ч. 3 ст. 20 УК РФ;
• признание его полностью вменяемым и способным осоз¬навать характер и последствия совершаемых им действий и руководить ими как в момент совершения преступления, так и в момент привлечения его к ответственности с уче¬том возраста, поскольку несовершеннолетие по ст. 61 УК РФ является обстоятельством, смягчающим наказание;
• признание его вменяемым, но имеющим определенное психическое расстройство, которое в момент совершения преступления ограничивало способность к волевой регуля¬ции несовершеннолетним своей деятельности, и освобож¬дение от уголовной ответственности по ст. 22 УК РФ;
• распространение статуса несовершеннолетнего на лицо, достигшее 18-летнего возраста и не достигшее 20-летнего возраста в исключительных случаях, связанных с особен¬ностями социально-психологического развития личности (возрастная инфантильность или другие обстоятельства).

 (голосов: 2)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи