Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних
 

Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 1304
В основе методологии судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних заложены следующие базовые понятия, на которых строятся исследования эксперта:
1. «Психологический возраст» — определенный период раз¬вития личности несовершеннолетних, охватывающий хроноло¬гические промежутки времени и ограниченный критическими точками. Анализ начинается с выяснения критического периода.
2. Учет всей совокупности личностных и интеллектуальных особенностей, взятых в единстве и динамике с ситуацией соци¬ального развития. Комплексный подход означает: изучение всей истории развития несовершеннолетнего плюс результаты психо¬метрических исследований, представляющих качественный ха¬рактер личностных особенностей.
Диагностика возрастного периода еще не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетних руководить своими действиями и полноте их сознания. Рефлексия и саморегуляция могут оказаться достаточными в простых ситуациях, а в более сложных они будут неполными. Экспертная оценка вы¬полняется с учетом внешних (сложность ситуации) и внутрен¬них (динамическое состояние личности) условий совершения инкриминируемых деяний.
Экспертные данные используются при общей оценке осо¬бенностей психики несовершеннолетних и при анализе кон¬кретной мотивации подростка в момент совершения инкрими¬нируемого ему деяния. Это могут быть такие особенности, как хорошая общая осведомленность, способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации дея¬тельности, целенаправленность поведения, способность к учету социальных норм, социализированность интересов и ценностей, адекватная реакция на судебно-следственную ситуацию.
В то же время некоторые психологи приводят данные об ог¬раниченном запасе общих сведений и знаний, конкретности мышления, бедности и примитивности интересов, несформированности морально-этических норм поведения, асоциальности установок. Такая разноречивость сведений об особенностях и уровне развития интеллекта и личности подростков, обнаружи¬вающих способность к адекватному осознанию и произвольной регуляции и контролю своих действий, показывает, что основ¬ное внимание при судебно-экспертном исследовании необходи¬мо обращать не на результаты тестирования, а на анализ моти¬вации правонарушения и социально-правовой диагностики в целом.
У вменяемых несовершеннолетних обвиняемых выявляются сохранность структуры мотивации, целенаправленность крими¬нального поведения, понимание противоправности и наказуемо¬сти содеянного, полный контроль своих поступков.
Клинические критерии ограниченной способности несовер¬шеннолетнего обвиняемого к осознанной регуляции своего по¬ведения в криминальной ситуации сводятся, при всем многооб¬разии их вариантов в зависимости от вида психического рас¬стройства, к частичной задержке интеллектуального и эмоцио¬нально-волевого развития, парциальной критичности, ограни¬ченной способности к опосредованию действий, психосексуаль¬ному инфантилизму, неустойчивости социальной адаптации, регредиентному характеру психопатических проявлений. Клини¬ческие данные характеризуют в первую очередь сохранность по¬тенциальной способности подростков к осознанию и контролю своего поведения. Психологические критерии применяются уже при анализе конкретной мотивации правонарушения в интере¬сующий суд и следствие период.
Существуют три типа нарушений мотивации:
1) преобладание игровой мотивации поведения при совер¬шении правонарушения с расстройствами прогноза возможных последствий своих поступков и их адекватной оценки;
2) некритичное подражание действиям референтной под¬ростковой группы, которая у внушаемых и конформных под¬ростков может выражаться в имитации образцов поведения членов референтной группы или непосредственном подчине¬нии указаниям авторитетных для них людей без достаточного прогноза результатов, а у эмоционально неустойчивых несо¬вершеннолетних, склонных к дезорганизации при фрустрирующих воздействиях, — в совершении правонарушения под воздействием прямых угроз членов асоциальной подростко¬вой группы;
3) недостаточная опосредованность действий с импульсивно¬стью поступков, с нарушением процесса принятия решения при столкновении интеллектуально и личностно незрелых подрост¬ков со сложными ситуациями, предъявляющими повышенные требования к их психическим возможностям.
План исследования и методики.
1. Изучение интеллектуальной сферы — патопсихологические методики исследования памяти, внимания, мышления, процессов опосредования, обобщения, способности устанавли¬вать логические связи.
2. Общая осведомленность, ориентация в практической сфе¬ре, в специальных областях — серии специальных вопросов и проективных ситуаций.
3. Характерологические свойства:
• особенности эмоционального реагирования (тесты, опрос¬ники);
• мотивационная сфера;
• свойства подчиняемости, внушаемости;
• способность к волевым усилиям.
4. Осведомленность в вопросах нравственных норм — обсуж¬дение поступков и ситуаций.
5. Анализ содержания действий подростка в криминальной ситуации, поскольку действия являются, с одной стороны, ре¬зультатом, а с другой — показателем психического развития. Объективная сторона отражается в материалах дела, а субъек¬тивная выясняется в процессе направленного расспроса.
6. В какой мере можно предвидеть результат, последствия, способность подростка прогнозировать, логически рассуждать, мыслить, наличие у него опыта (принятие мер предосторожно¬сти; в какой мере выбранные средства соответствовали достиже¬нию цели).
В отношении несовершеннолетних обвиняемых может быть назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ). Для верного решения вопросов, постав¬ленных перед КСППЭ следователем или судом, важное значе¬ние на первом этапе анализа имеет правильное определение со¬ответствия уровня развития несовершеннолетнего окончанию подросткового возраста и (или) началу ранней юности. Рубеж, разделяющий их, в значительной мере условен. До недавнего времени было принято рассматривать подростковый период как интервал между 11 и 15—16 годами.
Согласно последним данным подростковый возраст опреде¬лен в промежутке между 11—12 и 14—15 годами. Это приблизи¬тельно соответствует границам возраста уголовной ответственно¬сти в российском праве: 14 годам — за наиболее тяжкие престу¬пления, 16 годам — за остальные. К этому времени при нор¬мальном 'возрастном развитии окончательно формируются абст¬рактное мышление, способность к проведению формальных логических операций, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира. Возникает воз¬можность осознания и оценки своих поступков и поведения ок¬ружающих. Качественно и резко изменяется содержание мотивационной сферы, появляется ориентация на участие в социаль¬но значимых сферах деятельности, планирование долгосрочных перспектив. Уменьшается элемент ситуативности поведения, формируется способность к сознательной регуляции поведения сообразно социальным нормам.
Чрезвычайно важное значение при этом имеет становление самосознания, образа «я», способности к адекватной самооцен¬ке. Созревание этих основных психологических новообразова¬ний подросткового возраста знаменует подлинное «рождение личности» (А.Н. Леонтьев). Несформированность их у подрост¬ков и юношей 14—16 лет, проявление черт, характерных для бо¬лее ранних этапов и возрастных периодов, свидетельствуют о задержке психического развития.
Вследствие того что самосознание подростка есть то лично¬стное новообразование, которое определяет специфику всего возрастного периода, диагностика завершенности созревания личности должна основываться именно на анализе самосознания и сознания. Наибольшее значение для решения вопроса, полностью ли несовершеннолетний обвиняемый осознавал зна¬чение своих действий и в какой мере мог руководить ими, имеет оценка степени зрелости морального и правового сознания. Именно эти личностные структуры являются основными регуля¬торами нормосообразного поведения. В качестве личностных составляющих морального сознания к концу подросткового пе¬риода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, от¬ветственности, стыда, чести, достоинства, совести.
В чувстве долга фиксируется превращение моральной нормы в установку и позицию субъекта. В этом случае общая мораль¬ная формула «все должны» преобразуется в сознании несовер¬шеннолетнего в убеждение «я должен».
В чувстве ответственности очерчиваются границы мораль¬ного долга в. зависимости от реальной способности субъекта осуществлять должное в наличных обстоятельствах. Ответствен¬ность представляет собой форму контроля морального сознания за деятельностью субъекта либо с позиций общества, либо с по¬зиций личности.
Интеграция этих моральных оценок осуществляется крити¬кой, являющейся основанием личностного выбора. Поэтому степень развитости у обвиняемого морального уровня критично¬сти не только характеризует его способность к адекватной смы¬словой оценке, осознанию своих действий, но и дает представ¬ление о свободе его личностного выбора, способности избирать определенную линию поведения, т.е. о мере руководства подэкспертным своими действиями.
Чувство стыда является оценкой несовершеннолетним обви¬няемым своих действий, поведения на основании возможности предположить, какова будет реакция других. Развитость чувства стыда, следовательно, свидетельствует о сохранности адекват¬ного социального прогноза, понимании общественного значения своего поведения. Чувство достоинства характеризует представ¬ление несовершеннолетнего обвиняемого об идеале человека. Достоинство является формой самоконтроля личности, основой ее требовательности к себе самой, не позволяющей по своей во¬ле «совершать поступки ниже своего достоинства».
Наиболее важным чувством морального сознания и самосоз¬нания несовершеннолетнего обвиняемого является совесть. Раз¬витость этого нравственного чувства в наибольшей степени ха-рактеризует способность лица к моральному самоконтролю, предполагает смысловую дифференцированность усвоенных об¬щественных норм.
Сформированность морального и правового сознания подро¬стка является мерилом интериоризации им наиболее важных со¬циальных норм, критерием успешности его социализации, доста¬точной развитости внутреннего (совесть) и внешнего (стыд) кон¬троля, что создает психологические (личностные) предпосылки его ответственности.
Реализация преступных действий всегда есть реализация конкретно-ситуационных мотивов, сознательных актуальных целей личности. Сохранность полноты осознания и произволь¬ности их выбора — субъективная предпосылка вины и ответст¬венности субъекта преступления. В связи с этим для полноты суждения о способности несовершеннолетнего обвиняемого полностью сознавать значение своих действий и мере руково¬дства ими анализ морального сознания подростка должен быть дополнен анализом его целеполагания и целедостижения, пси¬хологическая структура и механизмы которых были описаны выше. Предпосылкой их эффективного функционирования во многом служит достаточная развитость мыслительной деятель¬ности, интеллекта.
Когнитивная дифференцированность личности, высокий уровень операциональных ее возможностей в существенной мере определяют глубину раскрытия важнейших сторон ситуации, выбор адекватных путей и средств ее преобразования, адекват¬ный учет внутренних ресурсов и собственных качеств (когни¬тивная самооценка).
В заключение хотелось бы отметить, что взрослый и несо¬вершеннолетний обвиняемые - качественно различные субъек¬ты судопроизводства, вопреки мнению некоторых авторов, по¬лагающих, что несовершеннолетний есть уменьшенная модель взрослого обвиняемого. Следовательно, для успешного хода рас¬следования следователю необходимо иметь хотя бы элементар¬ные представления о психологических особенностях данного субъекта, чтобы правильно строить следственные действия и правильно оценивать их результаты. Это, несомненно, требует помощи специалистов и экспертов-психологов.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи