Добавить в Избранное   Сделать Стартовой  
 
   
Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3361)
Анонсы статей
Уголовно-процессуальные документы » Основы судебно-психологической экспертизы » ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

в разделе: Основы судебно-психологической экспертизы Просмотров: 568
В Кодексе об административных правонарушениях эксперти¬за выделена как самостоятельный источник доказательств (ст. ст. 231, 252 КоАП РСФСР). Законодатель закрепил возмож¬ность привлечения компетентными органами или должностным лицом по делам об административных правонарушениях лиц, обладающих специальными знаниями, для разрешения специ¬альных вопросов.
Административный процесс охватывает широкую сферу дея¬тельности, связанную с разрешением разнообразных вопросов управленческого, исполнительно-распорядительного, индивиду¬ального характера.
С возрастанием сложности процессуального производства и его значения для реализации законодательных предписаний в деле обеспечения порядка управления, общественного порядка, безопас¬ности и т.п. повышается ответственность за принимаемые компе¬тентными органами и должностными лицами решения. Возникает насущная потребность привлечения в процесс административных правонарушений лиц, обладающих глубокими профессиональными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.
В специальной литературе вопрос об использовании специальных познаний в административной юрисдикции поднимался неоднократ¬но. В отдельных нормативных актах, действующих до принятия ко¬дексов об административных правонарушениях, указывалось на воз¬можность использования специальных знаний и привлечения экс¬пертов для разрешения специальных вопросов. В некоторых случаях в Нормативных актах говорилось о необходимости использования специальных знаний, но термин «экспертиза» не употреблялся.
В кодексах об административных правонарушениях экспер¬тиза выделена как самостоятельный источник доказательств. Законодатель закрепил возможность привлечения компетентным органом или должностным лицом по делам об административ¬ных правонарушениях лиц, обладающих специальными знания¬ми, для разрешения специальных вопросов.
Согласно ст. 252 КоАП РСФСР при рассмотрении дел, вы¬текающих из административных правонарушений, орган (дол¬жностное лицо), в производстве которого находится дело, в случаях возникновения потребности в специальных познаниях назначает эксперта. Об этом должно быть вынесено соответст¬вующее постановление, которое в отличие от гражданского и уголовного процессов выносит не суд, а орган (должностное лицо), уполномоченный на это законом. Таким образом, речь идет о любой стадии административного судопроизводства, т.е. о назначении эксперта при возбуждении дела, в процессе его подготовки к рассмотрению и в ходе самого рассмотрения дела.
Вопросы, предлагаемые эксперту для исследования тех или иных фактических данных, документов и т.п., должны быть конкретными, а перечень их — полным. Объекты, представляе¬мые на экспертизу, должны быть пригодными для экспертного
исследования.
Экспертом может быть как сотрудник экспертного учрежде¬ния, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к экспертному ис¬следованию. Эксперт обязан явиться по вызову соответствующего органа (должностного лица) и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. В ст. 252 КоАП не преду¬смотрена ответственность за отказ эксперта от дачи заключения или за заведомо ложное заключение. Очевидно, это связано с тем, что экспертиза крайне редко ранее применялась по делам об ад¬министративных правонарушениях. В настоящее время с введени¬ем новых составов проступков, возможно, потребуется значитель¬ный объем экспертных исследований. Возникает и вопрос о том, как реально обеспечить обязанность эксперта являться по вызову органа (должностного лица), ведущего производство по делу об административном правонарушении.
Наряду с обязанностями эксперт наделен и определенными
правами:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предме¬ту экспертизы;
2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнитель¬ных материалов, необходимых для дачи заключения;
3) с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
4) присутствовать при рассмотрении дела.
Надо отметить, что эксперт может отказаться от дачи заклю¬чения, если представленные ему материалы недостаточны и если он не обладает необходимыми знаниями для проведения кон¬кретной экспертизы.
Ст. 252 КоАП РСФСР обходит молчанием вопрос о форме за¬ключения эксперта. По аналогии со ст. 77 ГПК РСФСР заключе¬ние эксперта должно быть изложено в письменной форме и со¬держать подробное описание проведенных исследований, а также сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на по¬ставленные перед экспертом вопросы.
Можно предположить, что заключение эксперта для субъекта административной юрисдикции не обязательно, но в постанов¬лении по делу об административном правонарушении несогла¬сие с заключением эксперта должно быть мотивировано.
По мнению Е.В. Крыгина, проведение экспертизы для по¬лучения заключения специалистов по интересующему вопро¬су возможно и в других видах административного производ¬ства. Применение психологического знания может стать не¬обходимым в сфере нормотворческой деятельности, связан-ной с вопросами государственного управления, и производст¬ве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их содержанием являются межличностные отношения, отно¬шения гражданина и организации, вопросы психологического климата. В производстве по делам о поощрениях в сфере го¬сударственного управления компетентные органы и должно¬стные лица могли бы более правильно определять формы и средства поощрительного воздействия на отдельных граждан с учетом их психологических и социально-психологических характеристик. Может использоваться специальное психоло¬гическое знание в административном процессе при примене¬нии норм трудового, земельного и финансового права. Экс¬перты-психологи в этих случаях могут оказать помощь пол¬номочному органу или должностному лицу в определении и раскрытии содержания субъективных аспектов возникшего правоотношения.
Для проведения психологической экспертизы при рассмот¬рении дел об административных правонарушениях нет никаких ограничений. Она может назначаться при: возникновении у полномочного должностного лица или органа сомнений в со¬ответствии психического развития человека его возрасту, в по¬нимании субъектом правонарушения и надлежащей социаль¬ной и нравственной оценке им своих действий; перенесенных или наличных временных или хронических тяжелых соматиче¬ских или психических заболеваниях правонарушителя, потер¬певшего, свидетеля; наличии в чертах личности особенностей, свидетельствующих об особой неуравновешенности, эмоцио¬нальности, агрессивности, странностях в процессах воспри¬ятия, воображения, мышления, запоминания, воспроизведе¬ния. Психологическая экспертиза может назначаться и в дру¬гих случаях в отношении правонарушителя, потерпевшего, свидетеля.
Применение психологического (экспертного) знания может стать необходимым в сфере нормотворческой деятельности, свя¬занной с вопросами государственного управления. Участие экс-пертов-психологов возможно и в производстве по предложениям и заявлениям, жалобам и спорам, если их содержанием являют¬ся межличностные отношения, отношения гражданина и орга¬низации, вопросы психологического климата, действия системы «человек — машина» и др. [20, с. 106—109].
В производстве по делам о поощрениях в сфере государст¬венного управления компетентные органы и должностные лица могли бы более правильно определять формы и средства поощ¬рительного воздействия на отдельных граждан и трудовые кол¬лективы с учетом их психологических и социально-психологи¬ческих характеристик.
Специальное психологическое знание может использо¬ваться в административном процессе при применении норм трудового, земельного и финансового права. Эксперты-психо¬логи в этих случаях могут оказать помощь полномочному ор¬гану или должностному лицу в определении и раскрытии со-держания субъективных аспектов возникшего правоотноше¬ния, в том числе деликта, урегулированного указанными от¬раслями права.
Итак, психологическая экспертиза может иметь широкое применение в производстве по делам об административных пра¬вонарушениях. Для ее проведения при рассмотрении подобных дел нет никаких препятствий. В кодексах об административных правонарушениях среди других доказательств указывается и за¬ключение эксперта.

 (голосов: 0)


 
Другие новости по теме:



 
Разное
Дополнительно

Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи