Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Устав ООН и Международный Билль о правах человека -2



 

Устав ООН и Международный Билль о правах человека -2

в разделе: Права человека Просмотров: 2 704
Некоторые ученые, анализируя эту статью Пакта, пытались доказать, что данный документ не устанавливает юридических обязательств для государств-участников, а только формулиру¬ет стандарты, к достижению которых они должны стремиться1. Они утверждали, что социально-экономические права могут быть осуществлены только в течение длительного времени путем принятия программы действий2.
Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на эту статью для установления при-оритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с ры-ночной экономикой не могут говорить о недостатке ресурсов для обеспечения всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, экономическими, социальными и культурными правами.
Не случайно при разработке Пакта не получило поддерж¬ки предложение США заменить формулировку "в пределах имеющихся ресурсов" словами "в пределах ресурсов, которые могут быть использованы в этих целях". Оно было отвергнуто на том основании, что государства-участники должны предпри-нимать все возможные меры для осуществления социально-эко-номических и культурных прав.
Тем не менее долгие годы некоторые западные страны от¬рицали юридическую обязательность положении Пакта об эко¬номических, социальных и культурных правах. В 1986 г. госу¬дарственный департамент США направил ноту своим дипло¬матическим и консульским представителям за рубежом, в кото-рой предложил им исключить из представляемых ежегодно док¬ладов о правах человека в странах пребывания раздел, озаглав-ленный "Экономическая, социальная и культурная ситуация". В этой ноте, в частности, отмечалось, что США "придерживают¬ся взгляда", согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязатель-ствами. Поэтому они не включаются в понятие "международно признаваемые права человека"'.
В последние годы изменилась позиция как США, так и многих других стран. Они стали признавать юридическую обя¬зательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В 1986 г. в Лимбургском университете (Голландия) со-брались ведущие эксперты из различных стран мира для рас-смотрения вопроса о природе и степени юридических обяза-тельств, взятых государствами — участниками Пакта об эко-номических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим основным выводам:
1. Все права и свободы человека, включая социально-эко¬номические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.
2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административ¬ные, для осуществления прав, закрепленных в этом международ¬ном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каж¬дого на судебную защиту социально-экономических прав.
3. Государства — участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-эко¬номические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.
Новым подход нашел отражение в Итоговом документе Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.
Обязательным характер социально-экономических прав отмечается во многих документах ООН. Как справедливо под-черкивается, например, в исследовании ООН об осуществлении экономических, социальных и культурных прав, "Пакт пред-ставляет собой непосредственную основу для действий на меж-дународном и региональном уровнях, а также для проведения странами его норм в жизнь. Его единственным недостатком является то, что в большинстве менее развитых стран его поло-жения могут претворяться и жизнь лишь постепенно, в зависи-мости от их уровня развития, наличия ресурсов и размеров на-селения"1. Только отдельные права, перечисленные в Пакте, например право каждого создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического разви¬тия страны и должны быть предоставлены немедленно. Пакт не просто содержит пожелания или рекомендации декларативно¬го характера, но предусматривает конкретные обязательства го¬сударств-участников.
Сейчас практически всеобщее признание со стороны госу-дарств — членов ООН получило положение Пакта о том, что "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться свои-ми экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами" (пре¬амбула).
Некоторые ученые, признавая обязательный характер Пакта, утверждают, что эти права неосуществимы, а сам Пакт за годы, прошедшие после его принятия, устарел2.
Нельзя не согласиться с тем, что результаты, достигнутые международным сообществом на пути осуществления социаль¬но-экономических прав, менее впечатляющи, чем в области реа¬лизации гражданских и политических прав. Кроме США и За¬падной Европы экономический прогресс в мире в последние
годы был незначительным. Четыре азиатских "дракона" (Юж¬ная Корея, Гонконг, Тайвань п Сингапур) — скорее исключе¬ние, чем правило, хотя нельзя отрицать динамизм развития та¬ких стран, как Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Ни¬герия в Африке, Индия и Индонезия в Азии. По и там эконо¬мический прогресс не является постоянным. Такие факторы, как хозяйственная нестабильность, рост численности населения, бремя задолженности и другие, препятствуют повсеместному обеспечению социально-экономических прав. Тем не менее в многочисленных исследованиях, проведенных ООН, делается вывод, что эти права юридически обязательны и экономически осуществимы, п для их реализации государства должны разра-ботать соответствующие планы и предпринять конкретные меры'.
Отрицательное отношение многих стран к социально-эко-номическим правам в процессе разработки Пактов привело к тому, что создание разветвленной системы международного кон¬трольного механизма было предусмотрено только применитель¬но к Пакту о гражданских и политических правах.
Согласно Пакту об экономических, социальных и культур-ных правах, государства-участники должны представлять толь-ко доклады "о принимаемых ими мерах и о прогрессе па пути к достижению нрав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН" (ст. 16). Одна¬ко в этом международном договоре не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов государств.
ЭКОСОС в 1976 г. учредил специальную Рабочую груп¬пу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. без внесения каких-либо поправок в Пакт было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает теперь докла¬ды государств-у части] 1ков.
Сейчас предлагается, чтобы Комитет обсуждал н жалобы государств друг на друга о невыполнении ими обязательств, взятых по Пакту, а также петиции отдельных лиц о нарушении
их прав. Этот вопрос в течение ряда лет рассматривался в Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и за-щите меньшинств при обсуждении вопроса о реализации эко-номических, социальных и культурных прав. Специальный док-ладчик Подкомиссии по этому вопросу Д. Турк в своем окон-чательном, четвертом, докладе, представленном в 1992 г., пред¬ложил разработать и принять Дополнительный протокол к Пакту для решения этого вопроса1.
В настоящее время такой Протокол разработан, и обсуждает¬ся вопрос о его принятии Организацией Объединенных Наций.
3) Международный пакт о гражданских и политических правах.
Международный пакт о гражданских и политических пра-вах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержит широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, "находившимся в пределах его терри-тории и под его юрисдикцией", без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли па себя обязатель-ство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, "которые могут ока-заться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все люди, — подчеркивается в Пак¬те, — равны перед законом и имеют право без всякой дискри¬минации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте специ¬ально признается право лиц, принадлежащих к этническим, ре-лигиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком" (ст. 27).
Ряд положений Пакта касается вопросов, которые регули-руются также в Пакте об экономических, социальных н куль-турных правах. Это право каждого человека па свободу ассо-циации с другими, включая право создавать профсоюзы н всту-пать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав н обязанностей супругов и право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требу-ются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества н государства".
Третья часть Пакта (ст. 6 — 27) содержит конкретный пе-речень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право па жизнь (ст. 6), зап¬рещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и прппудителы 10-го труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкос¬новенность (ст. 9), право каждого покидать свою страну и воз¬вращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и рели¬гии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозг¬лашает право каждого гражданина принимать участие в веде¬нии государственных дел как непосредственно, так и через сво¬бодно выбранных представителей, голосовать и быть избран¬ным на подлинных периодических выборах, производимых па основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании н обеспечивающих свободное волеизъявление из¬бирателен; допускаться в своей стране на общих условиях ра¬венства к государственной службе (сг. 25).
Пакт о гражданских и политических правах закрепил прин-цип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны со-блюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов.
В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Пакта "во время чрезвы-чайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объяв¬ляется", государства "могут принимать меры в отступление от своих обязательств... только в такой степени, в какой это требу¬ется остротой положения, при условии, что такие меры не явля¬ются несовместимыми с их другими обязательствами но меж¬дународному праву н не влекут за собой дискриминации ис¬ключительно па основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения...". "Право отступления" не применяется, согласно п. 2 ст. 4 Пакта, к следующим фундамен¬тальным правам и свободам: к праву на жизнь (ст. 6); к запре¬щению подвергать кого-либо пыткам или жестокому, бесчело¬вечному, унижающему достоинство обращению или наказанию (ст. 7); к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния (п. 1 и 2 ст. 8); к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства (ст. 11); к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный
закон не имеет обратной силы (ст. 15); к праву каждого на признание его иравосубъектпости (ст. 16); к праву каждого на свободу мысли, совести и религии (ст. 18).
Вес эти права, как и многие другие, закрепленные в Пакте, в настоящее время приобрели характер " )И5 со^епз" и должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.
В соответствии со ст. 28 Пакта в 1976 г. был создан Коми-тет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граж-дан и обладают "высокими нравственными качествами и при-знанной компетентностью в области нрав человека". Одна из основных функций Комитета состоит в рассмотрении докладов государств-участников "о принятых ими мерах по претворе¬нию в жизнь прав, признаваемых в Пакте, н о прогрессе, достиг-нутом в использовании этих прав (п. 1 ст. 40). Эти доклады представляются в годичный срок после вступления в силу Пакта в отношении соответствующего государства и затем — каж¬дый раз, когда потребует Комитет по правам человека. Докла¬ды государств должны состоять из двух частей: в первой — общие положения, а во второй — информация по каждому из прав, закрепленных в Пакте.
Комитет изучает полученные доклады и делает замечания "общего порядка", которые он считает целесообразными (и. 4 ст. 4).
В своих общих замечаниях Комитет но нравам человека даст толкование отдельных статей Пакта, предлагает меры, ко-торые должны предприниматься государствами для их выпол-нения, выносит рекомендации относительно того, какие вопро-сы должны быть отражены в представляемых ими докладах. Практика вынесения лишь общих рекомендаций, направляемых всем государствам, значительно снижала эффективность рабо-ты Комитета. Поэтому за последние годы этот орган, не изменяя ранее принятых решении, стал включать в свой доклад Гене¬ральной Ассамблее конкретные замечания, высказываемые его членами в адрес отдельных государств в результате обсужде¬ния их докладов. Такие заключительные замечания сейчас да¬ются Комитетом по правам человека практически по каждому рассматриваемому докладу.
Эти замечания вместе со своим докладом он направляет государствам-участникам. В свою очередь каждое государство, участвующее в Пакте, может представить Комитету свои отзы-вы по его замечаниям. Ежегодно Комитет представляет Гене-ральной Ассамблее ООН через Экономический н Социальный Совет доклад о проделанной работе.
Наряду с докладами Комитет по правам человека, как и многие другие конвенционные органы, может рассматривать и жалобы участников на невыполнение тем или иным государ-ством взятых на себя обязательств. Подобные жалобы прини-маются п рассматриваются Комитетом только в том случае, если они представлены государством, сделавшим специальное заяв¬ление, депонируемое у Генерального секретаря, о признании для себя такой компетенции Комитета (ст. 41).
Таким образом, процедура рассмотрения жалоб одного го-сударства на другое носит факультативный характер.
Комитет по нравам человека, учрежденный в соответствии с Пактом о гражданских п политических нравах, правомочен рассматривать и жалобы отдельных лиц по вопросу о наруше-нии их нрав государством, под юрисдикцией которого они на-ходятся .
В настоящее время подавляющее большинство госу¬дарств — членов ООП являются участниками Пакта о граж¬данских н политических правах.
4) Факультативный протокол к Международному пак-ту о гражданских и политических правах.
При разработке Пакта о гражданских и политических пра-вах длительное время обсуждался сложный и спорный вопрос о процедуре рассмотрения жалоб отдельных лиц. При этом вносились различные предложения. Австралия, например, пред-ложила создать в рамках Пакта специальный международный суд по правам человека. Возбуждать дело могли бы не только государства, по и отдельные индивиды, группы лиц и неправи-тельственные организации; при этом все стороны в суде стави-лись бы в равное положение'.
Советский Союз и восточноевропейские страны выступали против как учреждения суда, так и создания Комитета по пра-вам человека, одной из функций которого должно было стать
рассмотрение жалоб отдельных лиц. Они считали, что статьи Пакта, относящиеся к его пмнлемснтацпп, являются вмешатель-ством во внутренние дела государств и нарушают их сувсрснн-
тсг-
В рсзуль гате обсуждения этих вопросов было решено в Пакт
о гражданских п политических нравах не включать положения о рассмотрении жалоб отдельных лиц, а решить вопрос в специ-альном договоре — Факультативном протоколе к Пакту.
Протокол был принят Генеральной Ассамблеей ООН вме-стс с Пактом 16 декабря 1996 г. Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государ-ство, под юрисдикцией которого они находятся, является участ-пиком Пакта и признало подобную компетенцию Комитета, ра-тифицировав Протокол или присоединившись к нему (ст. 1). Анонимные жалобы не рассматриваются. Авторами жалоб дол-жпы быть конкретные лица, чьи нрава, закрепленные в Пакте, нарушены. Если жертва правонарушения по каким-либо вес¬ким основаниям сама не может обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники. Рассматриваются лишь те факты и действия, ко-торые произошли после вступления в силу для данного госу-дарства как Пакта, так и Протокола. Комитет не рассматривает никаких сообщении от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутренние сред¬ства правовой защиты, и этот вопрос не обсуждается в соответ¬ствии с другой процедурой международного разбирательства или урегулирования.
Таким образом, защиту нрав человека должны обеспечи¬вать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый или беспристрастный суд, если государственные органы не обеспе-чивают эффективную правовую защиту, то индивид может не-посредственно обратиться в Комитет по правам человека. Ре¬шая вопрос о процедуре исчерпания внутренних средств защи-I ты, Комитет придаст значение критериям, выявляющим бессмыс-ленность или бесполезность обращения в судебные или адми-нистративные органы конкретного государства, когда сложив-шаяся в них правонрпмени тельная практика не оставляет никаких шансов на удовлетворение жалобы.
Если Комитет но правам человека объявляет жалобу при-емлемой, то об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев предста¬вить Комитету письменные объяснения но существу вопроса, и после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства.
За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел согни сообщении п вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государства-ми к исполнению1.
Разбор индивидуальных сообщений играет значительную роль в нмплсментацпп Пакта. Именно пх рассмотрение позво-ляет Комитету по правам человека делать выводы о соответ-ствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Ко-,, митста, приводя свое законодательство в соответствие с Пак-1 том, государство тем самым создает условия для того, чтобы! впредь подобных нарушении прав человека не совершалось. |
Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в рам-| ках Факультативного протокола показала ее эффективность! как в восстановлении нарушенных прав, так п в выявлении! несоответствия между национальными законами п практикой! их осуществления, с одной стороны, и международными норма-1 ми, с другой.
5) Второй Факультативный протокол к Международ-ному пакту о гражданских и политических правах, направ-ленный па отмену смертной казни.
Развитие межгосударственных отношении свидетельству¬ет о том, что многие вопросы, которые ранее относились в внут-ренней компетенции государств, стали подвергаться междуна-родно-правовому регулированию. К их числу относится и воп-рос смертной казни.
Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каж-дого па жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт о граждан-ских и политических правах лишь запрещал произвольно ли-шать кого-либо жизни. "В странах, которые не отменили смертной казни, — подчеркивалось в ст. 6 Пакта, — смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления к который не противоречит поста-новлениям настоящего Пакта и КопвепцшГо предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательно-го приговора, вынесенного компетентным судом". Пакт запре-щал выносить смертный приговор лишь за преступления, со-вершенные лицами моложе восемнадцати лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.
Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступле-ния является не только правовым, но п нравственно-философс-ким. Подавляющее большинство убийств совершается людьми в состоянии опьянения, хроническими алкоголиками, а также теми, кто принимал решения под влиянием ряда неожиданных факторов. Лишь небольшое число убийств планируется зара¬нее или совершается в корыстных целях, поэтому многочислен¬ные утверждения о том, что смертная казнь способна остано¬вить пли резко уменьшить преступность, ничем не обоснованы.
Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как се отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избе¬жать судебных ошибок.
В 1983 г. Совет Европы принял Протокол № 6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав чело-века и основных свобод. Статья 1 этого Протокола гласит: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть пригово¬рен к смертной казни или казней". Государства — участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодатель-стве смертную казнь за действия, "совершенные во время вой¬ны или при неизбежной угрозе войны" (ст. 2). Подавляющее большинство государств — членов Совета Европы ратифици-ровали Протокол № б к Европейской Конвенции о защите нрав человека и основных свобод и не выносят смертных пригово¬ров или не приводят их в исполнение. Парламентская Ассамб¬лея Совета Европы в своем заключении № 193 (1996 г.) по заявке России на вступление в эту организацию рекомендова¬ла, чтобы наша страна в течение одного года подписала Прото¬кол № 6 об отмене смертной казни и ратифицировала его не позднее чем через три года с момента вступления в Совет Ев¬ропы. В 1997 г. Россия подписала Протокол. Сейчас нашей
стране надо провести ряд мероприятий с тем, чтобы в срок ра-тифицировать этот документ и полностью исключить из Уго-ловного кодекса смертную казнь, предусматриваемую в нем за некоторые преступные деяния.
Принятый Советом Европы Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод оказал значительное влияние на позицию многих государств — членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООП приняла Второй Факультативный протокол к пакту о гражданских и по¬литических правах, направленных на отмену смертной казни (ре¬золюция Генеральной Ассамблеи 44/128 от 15декабря 1989 г.). Осуществление права каждого па жизнь, согласно Протоколу, не¬разрывно связано с запрещением смертной казни. Статья 1 этого документа обязывает государства-участников отменить смерт¬ную казньп не исполнять вынесенные приговоры о смертной каз¬ни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо ого¬ворки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время воины.
Контрольные функции за соблюдением государствами-уча-стниками положений Протокола возлагаются на Комитет по правам человека, созданный в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах.
Каждое государство — участник Протокола, представляя док¬лады Комитету по правам человека, обязано включать в них ин-формацию о принятых мерах по имнлементации Протокола (ст. 3). Что же касается межгосударственных и индивидуальных жалоб относительно смертной казни, то Комитет по правам человека пра¬вомочен рассматривать их только в том случае, если государство — участник Факультативного протокола к Пакту не сделает при ра^ тификации или присоединении ко Второму Факультативному протоколу специального заявления по этому вопросу.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    {tu5}
    Карта сайта.. Статьи