Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Устав ООН и Международный Билль о правах человека -1



 

Устав ООН и Международный Билль о правах человека -1

в разделе: Права человека Просмотров: 8 260
В ходе второй мировой войны со всей очевидностью обна-ружились недостатки в международном регулировании нрав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно ярко показали не-разрывную связь между поддержанием международного мира и безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека — с другой.
Создание ООН и принятие Устава положили начало каче-ственно новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в истории международ¬ных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по пра-вам человека.
Как известно, ООН возникла в ответ на агрессию и пре-ступления против человечности, совершенные фашизмом в годы второй мировой войны. "Специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам человека и основ¬ным свободам для всех в число целей Организации Объеди¬ненных Наций объясняется прежде всего событиями, которые произошли непосредственно перед второй мировой войной и в
ходе ее", — подчеркивается в Исследовании ООН по правам человека1.
Уже в Декларации Объединенных Наций, подписанной 1 января 1942 г. от имени 26 стран (позднее к Декларации присоединилось еще 21 государство), было заявлено о том, что "полная победа над врагами необходима для защиты жизни, свободы, независимости и... для сохранения человеческих прав и справедливости"2.
На Крымской конференции в 1945 г., принявшей решение создать всеобщую международную организацию для поддер-жания мира и безопасности, руководители Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании заявили о« своей решимости "обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды"-*.
Однако уже в процессе разработки и принятия Устава ООН выявился различный подход государств к проблеме прав и сво-бод человека. Первоначально в предложениях по созданию этой международной организации, принятых па конференции в Дум-бартон-.Оксе в сентябре 1944 г., не указывалось на нрава п сво-боды человека как на одну из главных ее целей. В п. 3 гл. 1 предварительных соглашений, явившихся основой для приня¬тия Конференцией в Сан-Франциско в 1945 г. Устава ООН, целью Организации ставилось "осуществление международно¬го сотрудничества в разрешении международных экономичес¬ких, социальных и других гуманитарных проблем""1.
Окончательная формулировка этой статьи, принятая на Кон¬ференции в Сан-Франциско, явилась результатом компромисса между делегациями США, СССР, Великобритании и Китая. Советский Союз, исходя из идеологических соображений и норм Конституции СССР 1936 г., настаивал на включении в Устав ООН перечня основных прав и свобод, в том числе права на груд и образование. Делегации ряда западных стран считали, что перечень основных прав и свобод человека, обязательных для всех государств — членов ООН, должен быть разработан позднее как специальный документ — Билль о правах челове-ка. В то же время многие не могли согласиться на включение в Устав ООН ссылок на социально-экономические права, посколь¬ку такие права не были закреплены в их законодательстве.
В результате достигнутого компромисса советская делега¬ция на Конференции в Сан-Франциско от имени четырех ве¬ликих держав (СССР, США, Великобритании, Китая) предло¬жила поправку к п. 3 ст. 1 Устава, согласно которой перед Орга¬низацией ставилась цель "осуществлять международное сотруд¬ничество в разрешении международных проблем экономичес¬кого, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основ¬ным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (выделена поправка. — В.К.У.
В такой формулировке этот пункт был принят и стал неотъемлемой частью Устава ООН.
Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощре-ние и развитие уважения к правам человека и основным свобо¬дам. Он обязывает государства развивать международное со¬трудничество в целях содействия "всеобщему уважению и со¬блюдению прав человека и основных свобод для всех, без раз-линия расы, пола, языка и религии" (п. "с" ст. 55). Таким обра¬зом, этот основополагающий международный договор закре-< пил принцип уважения и соблюдения прав человека в совре-, меином международном праве.
В рамках ООН были приняты документы и решения, в ко¬торых подчеркивается юридический характер обязательств го¬сударств соблюдать основные права и свободы человека в соот-ветствии с Уставом Организации. Так, в толкующей и развива¬ющей Устав ООН Декларации Генеральной Ассамблеи о прин¬ципах международного права, касающихся дружественных от¬ношений и сотрудничества между государствами 1970 г., под¬черкивается, что "каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод".
Основные права и свободы должны соблюдаться повсю-ду — как па территориях независимых суверенных государств, так и на колониальных территориях. Устав в этом отношении не делает каких-либо различий.
Итак, анализируя положения Устава ООН, относящиеся к правам человека, подавляющее большинство юристов-мсжду-иародпиков в настоящее время справедливо приходят к заклю-чению, что этот фундаментальный договор возлагает на госу-I дарство юридические обязательства. Однако после принятия Устава ООН и во времена холодной войны эта позиция была I далеко не единодушной. Многие западные юристы придержи-вались мнения, что в отношении прав и свобод человека п их (соблюдения Устав ООН только формулирует цели, которые [должны быть достигнуты'. Такой же позиции придерживался в (послевоенное время и Государственный департамент США, ко-|торый заявлял, что Устав ООН не налагает "юридических обя-зательств гарантировать соблюдение определенных прав чело-|вска или основных свобод без различия расы, пола, языка и [религии"2.
Противоречивую позицию занимал Советский Союз. При-|знавая юридическую обязательность положений Устава ООН, 1СССР абсолютизировал понятие государственного суверени-•тета и считал, что регулирование прав человека полностью [относится к внутренней компетенции государств. Сейчас по-добные точки зрения более не высказываются. Единодушное тризнание получил тот факт, что Устав ООН впервые в меж-дународных отношениях закрепил принцип уважения прав че-ювека и обязал государства соблюдать основные права и сво-5оды.
При разработке Устава ООН вносились, как было сказано выше, предложения дать в нем перечень основных прав и сво-бод, которые должны подлежать всеобщему уважению и соблю-дению. Однако Конференция в Сан-Франциско передала этот вопрос на обсуждение компетентных органов Организации Объединенных Наций в целях разработки Международного Билля о правах человека1.
В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учре-дил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительно Международного Билля по правам человека (ре-золюция 5(1) от 16 февраля 1946 г.).
В настоящее время Билль о правах человека включает следующие международные соглашения:
Всеобщую декларацию прав человека;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Международный пакт о гражданских и политических пра-вах;
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
второй Факультативный протокол к Международному пак¬ту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.
/) Всеобщая декларация прав человека.
Разработка Всеобщей декларации прав человека проходи¬ла в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие было ито¬гом рассмотрения и согласования различных мнений и точек зрения1.
Позиция западных держав опиралась на Французскую декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию США 1787 г. и другие законодательные акты, провозгласив¬шие естественный характер основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому с момента рождения. Эти до-кументы содержали в основном перечень гражданских и поли-тических прав. Поэтому западные страны первоначально воз-ражали против включения в разрабатываемый проект социаль-но-экономических прав.
Советская делегация, ссылаясь на Конституцию СССР 1936 г., настаивала на включении в проект широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве каждого народа и каждой нации на само¬определение, о равенстве прав каждого народа и каждой наци¬ональности в пределах государств. В то же время Советский Союз абсолютизировал принцип суверенитета государств и воз¬ражал против включения во Всеобщую декларацию таких граж-данских прав, как право каждого свободно покидать свою стра¬ну и возвращаться в нес.
При обсуждении вопроса о праве каждого человека на соб-ственность также проявились резкие различия в подходах го-сударств, принадлежащих к различным общественным систе-мам. Позиция Советского Союза определялась не только Кон-ституцией СССР 1936 г. и основными законодательными акта¬ми страны, но и идеологическими соображениями, а также так называемым классовым подходом к решению обсуждаемых проблем. Советский Союз стремился предостеречь развиваю¬щиеся страны от капиталистического пути развития, убедить все народы мира, что только социализм в состоянии обеспечить основные права и свободы человека, привести международное сообщество к миру и прогрессу.
Позиция западных стран также во многом определялась идеологическими соображениями, хотя они и не играли доми¬нирующей роли.
Советский Союз выступал против признания естественно¬го, прирожденного характера прав человека, отрицал обязан¬ность государства защищать эти естественные права. Подход СССР носил позитивистский характер, основанный на том, что свои нрава каждый человек получает исключительно от госу¬дарства, которое по своему усмотрению закрепляет их в зако¬нодательстве.
Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как "свобода", "справедливость", "принципы справедливости", "политический, экономический и социальный прогресс", "рав¬ноправие и равенство" и т. д.
Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же, как и равенства и демократии, а признание частной собственно¬сти означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства.
Несмотря на принципиально различную оценку и трактов¬ку важнейших социально-политических категорий, государства — члены ООП разработали Всеобщую декларацию нрав человека, а затем приняли ее. Каким же образом им удалось достигнуть согласия по этим вопросам? При разработке и при-нятии Всеобщей декларации, как и многих других документов в области прав человека, государства с различными обществен-ными системами сознательно не уточняли содержания многих обсуждаемых понятий и не давали им классовых определений. Эти понятия трактовались с различных позиций, однако в их определение вкладывался и общедемократический и общечело-веческий смысл, приемлемый для всех. С одной стороны, Запад считал, что социальный прогресс, права и свободы человека мож¬но обеспечить лишь на путях рыночной экономики, ее развития и укрепления, а Советский Союз исходил из необходимости ликвидации для этого капиталистического общества и построе¬ния социализма и коммунизма. С другой стороны, страны с раз¬личными общественными системами признавали, что основные права и свободы могут быть обеспечены путем развития соци¬ального прогресса в рамках существующего строя. Во многих случаях договаривающиеся стороны исходили из возможности различного толкования конкретного содержания и способов осуществления ряда прав и свобод человека.
Различные, а зачастую и прямо противоположные позиции Запада и социалистических стран при обсуждении Всеобщей дек¬ларации прав человека привели к тому, что многие статьи этого документа носят общий характер и не имеют точных границ.
В то же время отдельные статьи Всеобщей декларации
вполне конкретны и напоминают положения конституции и заЧ,
конодатсльных актов различных стран мира, поскольку, фор-^
мулируя свои предложения, многие государства фактически!
использовали нормы национальных конституций и иных зако-|
нодательных актов. |
10 декабря 1948 г. после тщательной разработки и дли-| тельного обсуждения отдельных статей Всеобщая декларация^ прав человека была принята 48 голосами государств — членов ООН при 8 воздержавшихся. Дата принятия Всеобщей декла-рации прав человека ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Выступая по мотивам голосования, пред-ставители СССР и других социалистических стран отмечали, что они при голосовании воздержались, так как принятый до-кумент нарушает суверенитет государств, не содержит ряда положений, внесенных ими, а также не гарантирует осуществ-ления основных прав и свобод.
Всеобщая декларация содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье, автором которой был извест-ный французский ученый Репе Кассен, провозгласила, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах".
Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Ге-неральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь реко-мендательный характер. В то же время при оценке юридичес¬кой силы се положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором значительную роль играет и обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве правовой нормы. Провозглашенные во Всеобщей декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавля-ющим большинством государств в качестве юридически обяза-тельных обычных или договорных норм. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и вклю¬чают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации принципы и нормы постоянно развиваются и уточняются в про-цессе заключения новых международных соглашений. Это сви-детельствует о реалистичности документа и его большом зна-чении для развития межгосударственных отношений.
Принятая в 1948 г. в качестве "стандарта, к достижению которого должны стремиться все пароды и все государства", Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко использу-ется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Как подчеркивается в одном из исследова¬ний, "не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, кото¬рые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием"'.
В таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Индия, Италия, США, Шри-Ланка, положения Декларации широко используются для толкования внутригосударственных законов, относя-щихся к правам человека. На них постоянно ссылаются суды этих стран. В ряде постановлений Конституционного Суда Рос-сии также содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав] человека в обоснование вынесенных решений.
Большинство государств рассматривают Декларацию как документ, содержащий обычные нормы международного права, подавляющее большинство которых стали "]и5 со^епз". Такое понимание Декларации особенно важно в связи с тем, что ряд стран (Куба, Китай, Индонезия, Пакистан, Саудовская Аравия и др.) не являются участниками ни Пактатэ гражданских и поли-тических правах, ни Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они обязаны руководствоваться положе-ниями Всеобщей декларации прав человека.
Приняв Всеобщую декларацию, Генеральная Ассамблея поручила Комиссии по правам человека через Экономический и Социальный Совет разработать единый пакт, охватывающий широкий перечень основных прав и свобод. На своей пятой сессии в 1951 г. Генеральная Ассамблея, рассмотрев первые 18 статей Пакта, содержащих только гражданские и полити¬ческие права, приняла резолюцию 421 (V), в которой постано¬вила "включить в Пакт о правах человека права экономичес¬кие, социальные и права в области культуры". Генеральная Ас-самблея особо подчеркнула, что гражданские, политические и социально-экономические права тесно связаны между собой и что индивид, лишенный каких-либо из этих прав, "не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассмат-ривает в качестве идеала свободного человека".
Однако США настаивали на том, чтобы Пакт был ограни-чен исключительно гражданскими и политическими правами. "США, — отмечал видный американский государственный де¬ятель Джеймс Грин, — трудно будет принять договор, содер¬жащий экономические, социальные и культурные права, посколь¬ку они выходят за рамки прав, содержащихся в Конституции Соединенных Штатов Америки"'. США при поддержке ряда других делегаций удалось добиться того, что Генеральная Ас-самблея в 1952 г. пересмотрела свое решение и приняла резо-люцию о подготовке вместо одного двух Пактов о правах человека — Пакта о гражданских и политических правах и Пакта V* об экономических, социальных и культурных правах (резолю¬ция 543 (VI) от 5 февраля 1952 г.).
'• После этого решения Организация Объединенных Наций
еще в течение многих лег обсуждала отдельные положения
;, Пактов и лишь 16 декабря 1966 г. одобрила оба соглашения
; (резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г.).
Таким образом, Международные Пакты о правах человека готовились Организацией Объединенных Наций свыше двад-„( цаги лет. Как и при разработке Всеобщей декларации, в про-ь цсссе их обсуждения ярко выявились разногласия между госу-». дарствами, принадлежащими к различным социально-экоиоми-» ческим системам.
^ Не все из предложенных прав получили закрепление в
| Пактах. Так, в связи с резким сопротивлением Советского Со-
] юза и других социалистических стран из Пактов было изъято
какое-либо упоминание о праве каждого владеть собственнос-
} тыо и о запрещении насильственного и произвольного лише-
[ ния этого права1. С другой стороны, США, опираясь на свою
Конституцию, пытались не допустить распространения обсуж-
1 даемых документов на всю территорию страны. Они исходили
I из того, что федеративное государство не может гарантировать
$ осуществление прав и свобод, закрепленных в Пактах, на тер-
|, ритории всех ее составляющих частей. Однако большинством
| голосов членов ООН в ст. 28 Пакта об экономических, соци-
^| альпых и культурных нравах и в ст. 50 Пакта о гражданских и
I* политических правах были включены положения о том, что
I Пакты "распространяются па все части федеративных государств
,|\ без каких-либо ограничений и изъятий". Принимая такое ре¬
шение, государства исходили из универсальности основных прав
и свобод человека и одинакового объема обязательств, которые
должны брать на себя государства, независимо от того, являют¬
ся ли они федеративными или унитарными.
щ, Советский Союз еще в 1973 г. ратифицировал оба Пакта о
правах человека, хотя и не выполнял их на практике, а в 1991 г ,
накануне своего распада, стал участником первого Факульта¬
тивного Протокола к Пакту о гражданских и политических
правах. Россия как правопрсемшща СССР взяла на себя обя-зательство соблюдать все международные договоры бывшего Союза. Конституция РФ 1993 г. признала естественный ха-рактер прав человека, закрепив положение о том, что "основ¬ные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" (ч. 2 ст. 17). Конституция закрепила также практически весь комплекс прав и свобод человека, со-держащихся во Всеобщей декларации и в обоих Пактах о пра-вах человека.
2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Экономические, социальные "и культурные права сравни-тельно недавно стали провозглашаться и закрепляться зако-нодательством различных стран мира и международными до-кументами. Законодательные акты и конституции, принятые в XVIII —XIX вв., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права в тот период рассматривались как побочный продукт их разви¬тия. Лишь с начала XX в. в конституциях ряда государств все больший упор делается па социалыю-эконо'мичсское пра¬во. К таким документам относятся Веймарская Конституция Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.
В начале XX в. заключаются и первые международные соглашения в этой области, регулирующие главным образом трудовые отношения. К ним прежде всего следует отнести Ста-тут Лиги Наций, а также конвенции, принятые в рамках Меж-дународной Организации Труда (МОТ).
С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в междуна-1 родно-правовой регламентации этих прав. Конкретный их пс-1 рсчень в Пакте об экономических, социальных и культурных! правах начинается с провозглашения права на труд (ст. 6),| права каждого на благоприятные ц справедливые условия тру-. \ да (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социаль¬ное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.
В процессе разработки Пакта выявилось отрицательное отношение многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, от-носящихся к его имплементации.
Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах обя-зывает государства немедленно после ратификации предоста-вить эти права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в макси мольных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, вклю-чая, в частности, принятие законодательных мер" (курсив мой. — Авт.).скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи