Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Функции контрольных органов, учрежденных международными конвенциями по правам человека



 

Функции контрольных органов, учрежденных международными конвенциями по правам человека

в разделе: Права человека Просмотров: 3 207
Наряду с деятельностью ООН все большее значение для защиты прав и свобод личности на международном уровне при-обретает функционирование конвенционных органов, учрежден¬ных па основании ряда международных соглашений по правам человека, принятых после создания ООН.
Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека, одной из главных функций кото-рых является рассмотрение докладов государств, появилась срав¬нительно недавно. До их создания, согласно решению, принято¬му ЭКОСОС в 1965 г. по рекомендации Комиссии ООН по правам человека (резолюция 624 В (XXII)), члены ООН пред¬ставляли Генеральному секретарю ООН ежегодные доклады относительно осуществления тех или иных прав.
Система представления докладов об экономических, соци-альных и культурных, а также гражданских и политических правах и свободе информации после вступления Пактов о пра-вах человека в силу была заменена новой процедурой, предус-мотренной в ряде международных договоров.
Как уже отмечалось, одним из первых контрольных орга-нов, созданных на основании международных конвенций в этой области, был Комитет по правам человека. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Функции контроля за соблюдением международных договоров наряду с ним вы-полняют еще пять органов: Комитет по расовой дискримина¬ции (1970 г.), Комитет по ликвидации дискриминации в отно¬шении женщин (1982 г.), Комитет но экономическим, соци¬альным и культурным правам (1985 г.), Комитет против пы¬ток (1988 г.), Комитет по правам ребенка (1990 г.).
Время выявило определенные недостатки и в их работе. Исходя из ограничительного толкования международных со-глашений по правам человека, эти комитеты вначале обсуждали доклады государств-участников только на основе представлен¬ной ими информации. Однако работа контрольных органов по¬казала, что государства — участники международных согла¬шений по нравам человека приукрашивают истинное положе¬ние дел и зачастую представляют необъективную информацию. Поэтому члены различных комитетов стали постепенно прихо¬дить к выводу о необходимости (в целях объективности п пол¬ноты контроля) иметь право использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.
Кроме того, десятки стран до сих пор не ратифицировали основополагающие соглашения по правам человека и поэтому не несут никаких обязательств но представлению докладов в конвенционные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднок¬ратно выражала озабоченность этим и на каждой сессии при¬нимала резолюции, настоятельно призывающие государства ра¬тифицировать Пакты о правах человека и другие основопола¬гающие документы в этой области. Практические меры для это¬го ООН почти не принимала.
Одна из причин недостаточной эффективности работы кон-венционных органов состоит в том, что международные со-глашения по правам человека наделили их правом выносить в адрес государств лишь "общие замечания" или "общие реко-мендации". Так, в п. 4 ст. 40 Пакта о гражданских и политичес¬ких правах указано, что Комитет по правам человека, рассмат¬ривая доклады государств, правомочен делать только замеча¬ния "общего порядка". Эта формула вызывает различные тол¬кования как среди членов Комитета, так и среди юристов-меж¬дународников. Правило 70 (3) Временных правил процедуры Комитета гласит: "Если на основании рассмотрения представ¬ленных государством-участником докладов и информации Ко¬митет решит, что оно не выполнило некоторых из своих обяза¬тельств, налагаемых на него в соответствии с Пактом, он может в соответствии с пунктом 4 статьи 40 Пакта сделать такие заме¬чания общего порядка, которые он сочтет целесообразным"1.
Некоторые члены Комитета считали, что в общих замечани¬ях следует выделить вопросы, представляющие интерес для ряда государств-участников, высказывания по проблемам осуществ¬ления Пакта, характеру и объему прав и свобод, предусмотрен¬ных в нем. Они выступали против оценки Комитетом осуществ¬ления тем или иным государством-участником своих обязательств по Пакту, расценивая это как вмешательство во внутренние дела1. Другие члены Комитета полагали, что толкование и практика могут идти гораздо дальше формулировок Пакта-. Однако в ходе ра¬боты Комитета предпочтение получила первая точка зрения.
В своих общих замечаниях, выносимых в соответствии с п. 4 ст. 40 Пакта, Комитет по правам человека дает толкование отдельных статей Пакта и предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. При этом он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конк-ретных государств. Так, на одной из своих сессий Комитет дал толкование принципа равенства и запрещения дискриминации (ст. 2 и 3 Пакта), права семьи на защиту со стороны общества и государства (ст. 23) и потребовал от государств-участников предпринять законодательные и иные меры для их осуществле-ния5. Лишь в последние годы Комитет, как уже отмечалось, стал выносить в адрес государств конкретные замечания.
Следует особо отметить, что масштаб деятельности конвен¬ционных органов постоянно расширяется, растет число обсуж¬даемых ими докладов, получаемой информации. При этом мно¬гие конвенционные органы дублируют работу друг друга. Так, Комитет по правам человека рассматривает такие вопросы, как запрещение дискриминации и равенство перед законом, кото¬рые обсуждаются практически всеми другими конвенционны¬ми органами. Существует параллелизм в работе конвенцион¬ных органов и различных учреждений ООН.
Пытки, практикуемые во многих странах мира, рассмат-риваются Комитетом по правам человека, Комитетом против пыток, специальным докладчиком Комиссии ООН по правам человека по вопросу о пытках, специальным докладчиком Комиссии ООН по правам человека по вопросу о казнях без над-лежащего судебного разбирательства, или произвольных каз-нях, а также Рабочей группой по произвольным задержаниям Комиссии ООН по правам человека.
Представления от государств докладов требуют не только конвенционные органы, но и ряд главных органов ООН, а так¬же специализированные учреждения Организации.
Другая важная причина невысокой эффективности рабо¬ты конвенционных органов коренится в недостаточных пол-номочиях этих органов. Трудности возникают и потому, что многие нормы по правам человека сформулированы в общих выражениях и не имеют конкретных правовых границ.
Еще одна отмеченная выше причина — государства не представляют свои доклады в срок, не отвечают на запросы о дополнительной информации, искажают статистику. Сотни раз¬личных решений, рекомендаций, замечаний, принимаемых как органами ООН, так и конвенционными органами, государства¬ми не выполняются, и контроль за их осуществлением не ведет¬ся. В то же время в рамках ООН создаются дополнительные органы, разрабатываются новые международные соглашения и факультативные протоколы.
В связи с этим не раз предлагалось объединить ряд кон-венционных органов, внести поправки в существующие между¬народные договоры, расширить источники информации и т. п.1
Всемирная Конференция по правам человека, состоявшая¬ся в 1993 г. в Вене, не приняла по этим вопросам каких-либо решений. Не предлагают ничего кардинального и рекоменда¬ции совещания председателей договорных органов, проходящие ныне на регулярной основе. Они высказываются за постоян¬ные консультации с государствами, лучшее финансирование, обеспечение документации и т. д. Однако эти меры не могут всерьез улучшить существующую систему. На наш взгляд, на¬зрела необходимость в фундаментальной реорганизации кон¬венционных органов.
Сейчас как никогда актуальна разработка Хартии прав человека для XXI в. Такое предложение уже было высказано американским профессором Бертраном Гроссом и автором
настоящего раздела1. Хартия прав человека для XXI в. долж¬на объединить все существующие международные договоры ООП в данной области, а также ввести новые нормы и принци¬пы, сложившиеся за последние годы.
Разработка и принятие такой Хартии — единственно ре-альный путь предотвратить создание новых международных' конвенционных органов, дублирование и их работе, распыление финансовых средств ООН, а также покончить с различной ин-терпретацией существующих норм и принципов по правам че-ловека. Принятие новой Хартии и создание единого органа по правам человека, работающего не от сессии к сессии, а постоян¬но, наделение его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений значительно повысят эффективность созданной системы, обеспечат лучшую защиту прав человека.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    {tu5}
    Карта сайта.. Статьи