Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб



 

Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб

в разделе: Права человека Просмотров: 2 936
После принятия Устава ООН широко распространилась практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. По-лучая самостоятельный статус во взаимоотношениях с между-народными органами, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой доступ, предус-мотренный как универсальными, так и региональными между-народными соглашениями, стал одним из основных принци¬пов современного международного права. Это не означает, как полагают некоторые юристы-международники, легализацию вмешательства во внутренние дела государства2, а свидетель-ствует о серьезных изменениях в природе международного права.
Права индивида на обращение в международные несудеб-пыс органы было предусмотрено еще в рамках установленных Лигой Наций мандатной системы и системы защиты этнических,
религиозных и языковых меньшинств1. Однако только после второй мировой войны это право получает реальное воплоще-ние и широкое признание со стороны мирового сообщества.
Первоначально большинство государств — членов ООП негативно относились к индивидуальным жалобам, поступающим в эту Организацию. В 1959 г. ЭКОСОС в резолюции 728 (XXVIII) в очередной раз одобрил заявление Комиссии по правам человека о том, что она не имеет полномочии предпри¬нимать какие-либо действия в отношении жалоб, касающихся прав человека.
В 1965 г. Специальный комитет по вопросам о предостав-лении независимости колониальным странам и народам обра-тил внимание Комиссии но правам человека на полученные им многочисленные петиции, свидетельствующие о грубых нару-шениях нрав человека в южной части Африки. В связи с этим Комиссия по правам человека решила ежегодно рассматривать "вопрос о нарушении прав человека и основных свобод, вклю-чая политику расовой дискриминации и сегрегации и политику апартеида во всех странах, особенно в колониальных и других зависимых странах и территориях" (резолюция 8 (XXIII)). ЭКОСОС одобрил это решение Комиссии и в резолюции 1235 (ХЫ1) от 6 июня 1967 г. уполномочил се, а также Подкомис¬сию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств изучать информацию, содержащуюся в сообщениях частных лиц, "относительно грубых нарушений прав человека и основных свобод, нашедших выражение в политике апартеида, проводи¬мой в Южно-Африканской Республике и на территории Юго-Западной Африки, за которую Организация Объединенных Наций несет прямую ответственность и которая в настоящее время незаконно оккупирована правительством Южно-Афри-канской Республики, а также в политике расовой дискримина-ции, практикуемой особенно в Южной Родезии...". ЭКОСОС поручил Комиссии по правам человека после тщательного изу-чения вышеупомянутой информации представить ему доклады с рекомендациями.
Резолюция 1235 (ХЫ1) не установила процедуру и меха-низм рассмотрения индивидуальных жалоб. Решающий шаг в этом направлении был сделай решением ЭКОСОС, который
27 мая 1970 г. по рекомендации Комиссии по правам человека принял резолюцию 1503 (ХЬУШ) по вопросу о процедуре рас¬смотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод. Согласно этой резолюции Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств назна¬чает рабочую группу из пяти своих членов, которая раз в год в течение двух недель непосредственно перед сессией Подкомис¬сии рассматривает и доводит до ее сведения все сообщения, свидетельствующие о грубых и массовых нарушениях прав человека и основных свобод, наряду с ответами, получаемыми от соответствующих государств. Подкомиссия, обсудив доклад рабочей группы, может обратить внимание Комиссии по пра¬вам человека на ту или иную конкретную ситуацию, существу¬ющую в определенной стране. Комиссия, в свою очередь, может после соответствующего анализа положения дел представить ЭКОСОС доклад со своими выводами и рекомендациями. В ка¬честве альтернативы она может учредить рабочую группу экс¬пертов или назначить своего представителя для посещения того или иного государства с согласия последнего и проведения пе¬реговоров с правительством. Выводы н предложения экспер¬тов затем обсуждаются Комиссией.
Вся эта процедура является конфиденциальной до тех пор, пОка Комиссия не примет решения. Начиная с 1987 г. предсе¬датель Комиссии официально объявляет, ситуация в каких стра¬нах обсуждается на основании процедуры, предусмотренной в резолюции 1503 (ХЬУШ).
В свою очередь ЭКОСОС принимает решение опублико-вать материалы, относящиеся к нарушениям прав и свобод че¬ловека в конкретных странах'.
Все это оказывает определенное политическое воздействие на государство.
Процедура, предусмотренная резолюцией 1503 (ХЬУШ), вводилась в 1970 г. как временная, до введения в действие Фа¬культативного протокола к Пакту о гражданских и политичес¬ких правах. Протокол вступил в силу еще в марте 1976 г., од¬нако многие государства — члены ООН не являются его учас¬тниками, и потому эта процедура будет, вероятно, действовать, пока подавляющее большинство государств не присоединится
к Факультативному протоколу. Сейчас же индивидуальные жалобы рассматриваются многими конвенционными органами.
Наряду с Комитетом по нравам человека созданы и дей-ствуют контрольные органы, учрежденные в соответствии с та-кими международными соглашениями, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Функции этих органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц во многом аналогичны полномочиям Комитета по правам чело-века.
В литературе по международному нраву высказываются различные мнения об эффективности работы контрольных ор-ганов по рассмотрению жалоб отдельных лиц. Некоторые ав-торы отрицают их полезную роль1, другие подчеркивают их несомненную эффективность в системе заищты прав человека2.
Совершенно очевидно, что в современных межгосударствен¬ных отношениях значимость индивидуальных сообщений рез¬ко возрастет.
Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жа-лобы, высказывают свое мнение относительно соответствия на-циональных законов п юридической практики, действий или бездействия государственных органов международным согла-шениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных орга¬нов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные но индивидуаль¬ным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распростра-няются па все аналогичные случаи. Такой результат достигает-ся, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашения¬ми.
Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффек-тивным даже в случаях массовых и систематических наруше-ний тех или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообщения, контрольные органы вправе рекомендовать ООН применить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по правам человека н ЭКОСОС.
Наряду с системой ООН механизм обсуждения индивиду-альных жалоб функционирует и в ряде региональных органи-заций. Наиболее эффективной является европейская система защиты прав человека. Созданный на основе Европейской кон¬венции о защите прав человека н основных свобод Европейс¬кий суд по правам человека — уникальное явление в между¬народных связях. Судебное решение, принятое органом, состо¬ящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективное разбирательство дела. Такая объективность не все¬гда присуща членам различных конвенционных комитетов, мно¬гие из которых избираются из числа дипломатов и государ¬ственных деятелей н зачастую выражают интересы определен¬ных политических сил.
Особенно важными являются различия в правовых послед-I ствиях решений, выносимых судебными и несудебпымн органа-|мн, а также в порядке рассмотрения индивидуальных жалоб.
Комитет по правам человека, как и другие органы, учрсж-I денные на основании международных конвенций в области прав [человека, рассматривают и изучают в основном письменную ин-|формацию, а их решения носят исключительно рекомепдатель-[ный характер.
В судебном органе состязательный процесс включает уст-!нос и письменное судопроизводство, слушание является пуб-[личным, в нем выступают не только истец и ответчик, но и сви-(детсли, эксперты и другие лица, чьи показания могут быть по-1лезны для установления обстоятельства дела. Вынесенное Ев-шопейским судом решение (и это очень важно) носит обяза-ительный характер, является окончательным и обжалованию не {подлежит.
В процессе применяются нормы международного права. 1сполняется же решение государством в соответствии со сво-ш правом, нормы которого трансформированы или совпадают международно-правовыми обязательствами. Если лее между-[иародные нормы, содержащиеся в договоре, на основании кото¬рого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, вы-Елолияя решение суда, государство обязано включить их в свое ^законодательство или признать приоритет международных йюрм.
Более того, прецедентное право Европейского суда оказы¬вает положительное воздействие на судебную практику госу¬дарств и способствует соблюдению основных нрав и свобод человека. На наш взгляд, в будущей Хартии прав человека для XXI в. следует предусмотреть создание единого судебного орга¬на, решения которого будут обязательными не только для евро¬пейских государств.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    {tu5}
    Карта сайта.. Статьи