Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » Понятие, сфера действия и источники международного гуманитарного права



 

Понятие, сфера действия и источники международного гуманитарного права

в разделе: Права человека Просмотров: 5 466
Международное гуманитарное право является важнейшим инструментом защиты прав человека в экстремальных условиях военных конфликтов. Наиболее распространено определение международного гуманитарного права как отрасли между¬народного права, принципы и нормы которой направлены на то, чтобы ограничить причиняемые вооруженными конфликтами страдания и бедствия путем установления недопустимых мето¬дов и средств ведения военных действий, чтобы обеспечить за¬щиту жертв войны и гражданского населения, а также устано¬вить надлежащую ответственность и неотвратимость наказа¬ния за "серьезные нарушения" гуманитарного права. Один из ведущих специалистов в данной области, видный деятель
Международного Комитета Красного Креста и председатель его Юридической комиссии профессор Жан Пикте определяет международное гуманитарное право как "важнейший раздел международного права, проникнутый духом гуманности и направленный на защиту индивида в военное время"1. Как видим, Ж. Пикте особо подчеркивает связь международного гумани¬тарного права с принципом гуманности и утверждением гума¬нитарных отношений в международном праве. Можно привес¬ти и другие определения международного гуманитарного пра¬ва, и все они без исключения в качестве генерирующего прин¬ципа указывают на гуманность и защиту в ходе вооруженных конфликтов основных прав человека, таких, как право на жизнь, физическую неприкосновенность, уважение человеческой лич¬ности, запрет пыток и насилия.
Международное гуманитарное право состоит из двух раз¬делов, именуемых "правом Гааги" и "правом Женевы". Исто¬рически первичным является "право Гааги" или "право вой¬ны" ((из ас! ЬеПит), которое устанавливает права и обязанно¬сти воюющих сторон при проведении боевых операций и ог¬раничивает методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних, а равно и неоправданных военной необходимостью человеческих жертв и разрушений. Как отмечает Ж.Пикте, уже в основных Гаагс¬ких конвенциях 1899 и 1907 гг. их создатели руководствова¬лись идеалами гуманизма и человечности. Однако, подчерки¬вает ои, их основная цель состояла главным образом в том, чтобы регулировать военные действия соразмерно военной не-обходимости и обеспечить дальнейшее существование государ¬ства2.
Новый этап в развитии международного гуманитарного права, в основу которого были положены принципы и нормы человеческого измерения, наступил после принятия Устава ООН, поставившего войну вне закона. В связи с этим гаагское право претерпело радикальные изменения. Его принципы п нормы были сориентированы на защиту жертв войны, круг которых при этом был существенно расширен. На этот же период при-ходится интенсивное развитие женевского права, рождение нор-мативной базы которого обычно связывают с Женевской кон-венцией от 22 августа 1864 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право того времени вво¬дился новый п очень важный принцип нейтральности медицин¬ского персонала, согласно которому медицинская помощь дол¬жна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий, независимо от того, па чьей стороне они воевали. Был установлен принцип соблюдения строгого равновесия между требованиями гуманности и военной необходимости. В поло¬жения этой Конвенции неоднократно (1906, 1929 гг.) вноси¬лись изменения и дополнения, однако основные принципы, не¬обходимые для защиты жизни человека, оставались в неприкос¬новенности, а процесс развития гуманитарного права становил¬ся непрерывным.
В современном виде женевское право, или собственно гу¬манитарное право состоит из четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 г.1. В целом оно представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях воору¬женных конфликтов международного и внутреннего характе¬ра. Международное гуманитарное право предоставляет защи¬ту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в бое¬вых действиях, а именно: раненые, потерпевшие кораблекруше¬ние, больные и пленные. Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбитель¬ному и унижающему их достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
По мере развития международного нормотворчества и при¬нятия новых документов в области прав человека международ¬ное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, регулирующими права человека, гарантируя индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период воору¬женных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые во¬енными действиями и защищая человека от произвола и наси¬лия.
Конкретное сопоставление этих двух отраслей — между¬народного гуманитарного права и прав человека — позволяет утверждать, что они по своим принципам и целям тесно взаи¬мосвязаны. Это принципиально важное для всей системы меж¬дународного гуманитарного права обстоятельство прямо зак¬реплено в преамбуле Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям. В нем подчеркивается, что основу гу¬манитарного права составляют принципы уважения человечес¬кой личности и защиты жертв вооруженных конфликтов. Здесь же особо оговаривается, что в случаях, не предусмотренных дей-ствующими правовыми нормами, человеческая личность оста¬ется под защитой принципов гуманности и требований обще¬ственного сознания.О взаимодействии прав человека и между¬народного гуманитарного права свидетельствует и утвердив¬шийся в международном праве запрет на применение контр¬мер (репрессалий), если они сопряжены с ущемлением основ¬ных прав человека. Венская конвенция о праве международ¬ных договоров 1969 г. (п. 5 ст. 60) не допускает прекраще¬ния или приостановления действия договорных положений, если они относятся к защите человеческой личности и содержатся в договорах гуманитарной направленности.
Следует однако отметить, что в доктрине международного гуманитарного права и в решениях Международного суда ООН принято указывать на определенные различия международно¬го гуманитарного права и права, касающегося прав человека (Нитап п§Ь(;5 1аш). В этой связи обычно обращают внимание на то, что в основу прав человека положены наиболее общие принципы, которые регулируют как на международном, так и национальном (конституционном) уровне процедуры приоста¬новления или ограничения прав человека в условиях военно¬го времени. Специфика гуманитарного права состоит в том, что его нормы о защите определенных прав человека действуют только во время войны или вооруженного конфликта и не могут быть приостановлены. Итак, указанные обстоятельства — сфера действия и объем защищаемых прав и свобод — выс¬тупают в качестве различительных признаков этих двух взаи-мосвязанных отраслей права. В этом отношении нельзя не отметить, что Женевские конвенции обеспечивают основным правам человека более эффективную защиту, нежели конвен-ции по правам человека в силу того, что первые целенаправ-ленно приспособлены к особенностям вооруженных конфлик¬тов. Подобное отличие можно проиллюстрировать на при¬мере статьи 5 Европейской конвенции о защите нрав человека и основных свобод, в которой регулируются случаи лишения свободы, однако не упоминаются такие формы, как захват во¬еннопленных, интернирование лиц по соображениям безопас¬ности. Таким образом, содержащиеся в ней положения о га¬рантиях прав человека и их ограничениях, как видно, не рас¬считаны и недостаточны в случае вооруженного конфликта. В то же время право на свободу и личную неприкосновенность по Женевским конвенциям охватывает специфические для вооруженных конфликтов аспекты: запрещается захват залож¬ников н депортация гражданского населения; устанавливают¬ся подробные правила ограничения свободы военнопленных, их использования на принудительных работах. Иными слова¬ми, в контексте гуманитарного права некоторые из основных прав человека применительно к условиям вооруженного кон-фликта в целях защиты содержат более развернутые и точные положения.
Сфера действия и применения норм международного гу-манитарного права распространяется на любые вооруженные конфликты между государствами, независимо от характера или причин возникновения конфликта. Особо следует подчеркнуть, что согласно п. 4 ст. 1 Дополнительного протокола I норм! международного гуманитарного права применяются также и случаях вооруженных конфликтов, когда народы ведут борьб^ против колониального господства и иностранной оккупации против расистских режимов в осуществление своего права п«| самоопределение.
Для защиты прав человека важное значение имеет пространение действия международного гуманитарного права
на вооруженные конфликты пемеждународного характера, ко¬торые ограничены территорией одного государства и происхо¬дят между его вооруженными силами и антиправительствен¬ными вооруженными группировками, организованными и на-ходящимися под ответственным командованием. Характерные черты нсмеждународных конфликтов определены в Дополни¬тельном протоколе П. В то же время универсальная для всех Женевских конвенций статья 2 утверждает общий для между¬народного гуманитарного права принцип, согласно которому ею нормы применяются в случае объявленной войны или лю¬бого вооруженного конфликта, даже если состояние войны уча¬стниками не признается. Это установление важно для попав¬ших в плен военнослужащих, которые и в этом случае облада¬ют статусом военнопленных и соответственно их права долж¬ны соблюдаться. Во время вооруженного конфликта на Фолк¬лендских островах британской стороной были захвачены в плен аргентинские военнослужащие. Премьер-министр Великобри¬тании М.Тэтчер заявила по этому поводу, что они не могут быть признаны военнопленными, а являются обычными заклю¬ченными, поскольку между Великобританией и Аргентиной нет объявленного состояния войны. Подобное заявление было оши¬бочным, ибо противоречило статье 2 Женевских конвенций, а^ также общим принципам международного гуманитарного пра¬ва1.
Основным источником международного гуманитарного права является обычай и именно он придает сложившимся нор¬мам общеобязательный характер. Определяя значение норм этого права в деятельности Международного трибунала для бывшей Югославии, Генеральный Секретарь ООН Бутрос Гали указал, что Трибунал должен применять нормы международно¬го гуманитарного права, которые, будучи частью обычного пра¬ва, обязательны для всех государств2.
Строго определенную позицию по вопросу о природе норм международного гуманитарного права занимает и Междуна¬родный суд ООН. В своем Консультативном заключении от
8 июля 1996 г. (п. 79) Суд исходил из того, что "нормы меж-дународного гуманитарного права должны соблюдаться всеми государствами, независимо от того, ратифицировали они кон¬венции, содержащие данные нормы, или нет"1.
Свод международного гуманитарного права, содержащий¬ся в важнейших конвенциях, кодифицирующих его, представ¬ляет собой в основном общее и обычное международное пра¬во. Суд в этой связи утверждает, что подавляющее большин¬ство из свода норм договорного права уже стали нормами обычного нрава к тому времени, когда они были кодифициро¬ваны. Основополагающие нормы гуманитарного права Меж¬дународный суд ООН называет "незыблемыми принципами международного обычного права", тем самым приближая их по статусу и значению к категории (из со^енз. Из этого в свою очередь следует: нормы и принципы международного гуманитарного права не могут быть отменены никаким дого¬вором, а если подобное произойдет, то такой договор должен считаться ничтожным. В соответствии со статьей 53 Венской конвенции по договорному праву императивные нормы (]из со^епз) "могут быть изменены только принятием впоследствии других норм общего международного права, имеющих тот же характер". Собственно идентичную смысловую нагрузку не¬сет общая для всех четырех Женевских конвенций статья 1 и п. 1 статьи 1 Дополнительного протокола I, согласно которой "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую конвенцию". Профессор международного права Женевского университета Л.Кондорелли видит основной смысл этой ста¬тьи в том, что "не существует таких оправдывающих обстоя¬тельств, ссылка на которые могла бы придать законный харак¬тер действиям, противоречащим принципам гуманитарного права"2.
Существенная особенность формирования международ-ного гуманитарного права как свода норм обычного права со-стоит в том, что они создаются не на основе практики госу-дарств в ходе вооруженного конфликта, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организа-ций1. При этом решающее значение придается признанию порт мы государствами, заявленное мнение которых по этому ново-) ду именуется ортю (ипз. Такая заявленная государством по¬зиция, которой оно придерживается или считает правомерным! руководствоваться в международных отношениях, считается! одним из источников международного гуманитарного права. Это положение было четко сформулировано в решении Меж-| дународного суда ООН по делу "Никарагуа против США",! когда Суд признал, что обычное международное право осно-| вывается на действительной практике и ортю ^ш государств. Однако в собственной практике Суд не все резолюции Геие-1 ральной Ассамблеи ООН оценивает как сложившееся оршю! ]ип5. Так, рассматривая запрос о законности угрозы ядерным оружием или его применения, Суд не признал за резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о запрете ядерного оружия качества ортю .)ит, поскольку они расходятся с прак-тикой значительного числа государств (п. 64)2. Суд пришел таким образом к выводу, что именно практика государств, а не риторика, является решающим фактором, на основании кото-1 рого определяется существование ортю ]иш. Между тем в настоящее время господствующим является мнение, что резо¬люции ООН представляют собой важный фактор формирова¬ния обычного международного права.
В защите прав человека особое значение в качестве источ¬ника международного гуманитарного права имеет оговорка Мартенса. Разработанная и сформулированная известным рус¬ским юристом и дипломатом, профессором Ф.Ф.Мартенсом, она была внесена в преамбулу четвертой Гаагской конвенции 1899 г. и 1907 г. Оговорка Мартенса гласит, что если какая-либо нор¬ма не содержится в договорном праве, гражданские лица и ком-батанты остаются под защитой и действием обычного права, за¬конов человечности и требований общественного сознания. Впоследствии оговорка Мартенса была введена в основной текст Дополнительного протокола I (статья 1) и в преамбулу Дополнитслыюго протокола П. Оговорка Мартенса в контексте защиты прав человека и в целом для международного гумани-тарного права имеет большое значение. Именно в силу этого она до снх пор занимает важное место в системе источников гуманитарного нрава. Смысл оговорки Мартенса состоит в том, что в сфере регулирования вооруженных конфликтов наряду с нормами договорного и обычного права она в качестве источ-ника такого регулирования утверждает принципы человечес¬кой гуманности и требования общественного сознания. Из это¬го следует, что при определении всей сферы применения права вооруженных конфликтов оговорка Мартенса позволяет вый¬ти за относительно жесткие рамки договорного права, обратив-шись к принципам гуманности и велениям общественной сове-сти. Из-за столь широкого диапазона оговорки Мартенса по-стоянно ведутся споры относительно того, являются ли и в ка-кой мере "законы человечности" и "веления общественной со-вести" юридически обязательными критериями при правовой оценке поведения и действий воюющих сторон, или же они пред¬ставляют собой просто нравственные установления. Приведем оценку юридического значения оговорки Мартенса, данную Американским военным трибуналом в Нюрнберге в решении по делу нацистского военного преступника Крупна в 1948 г. Трибунал указал, что оговорка Мартенса — это нечто большее, нежели благое пожелание. Она представляет собой общее по¬ложение, превращающее обычаи, установившиеся во взаимоот¬ношениях между цивилизованными нациями, законы гуманнос¬ти и требования общественного сознания в правовое мерило, применимое там и тогда, где и когда положения конвенции не охватывают конкретные случаи. Важное значение оговорки Мартенса как нормы обычного права, имеющей обязательный характер, признает и Международный суд ООП. В свою оче¬редь Комиссия международного права, разъясняя смысл ого¬ворки, особо выделяет ее защитный характер: "Во всех случа¬ях, не охватываемых конкретными международными соглаше¬ниями, на гражданское население и военнослужащих по-пре¬жнему распространяется защита и действие принципов между¬народного права, вытекающих из установившегося обычая, прин¬ципов гуманности и норм общественной морали". По мере развития и универсализации международных норм по правам че¬ловека ориентация оговорки Мартенса па принципы и законы человечности безусловно обогащает правовой потенциал гума¬нитарного права и возможности использования его механиз¬мов в целях защиты прав человека н охраны окружающей сре¬ды.скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи