Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ -2



 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ -2

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 8 015
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела орган дознания должен учитывать, относится ли данное преступление к его компетенции (ст. 151 УПК). Орган дознания обладает полномочиями по возбуждению уголовных дел, по которым предварительное следствие не обязательно; уголовные дела, по которым обязательно предварительное следствие, как правило, возбуждаются следователями. Оперативные работники возбуждают такие дела и проводят по ним неотложные следственные действия, когда необходимо пресечь преступление или когда следователь не имеет возможности немедленно приступить к расследованию, а промедление в реагировании на сообщение о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате возможности задержания преступников с поличным, получения важных доказательств.
В настоящее время в органах внутренних дел сложилась практика, когда оперативный работник, полагая, что в собранных оперативным путем материалах достаточно данных, указывающих на наличие признаков преступления, по которому предварительное следствие обязательно, докладывает об этом непосредственному начальнику.
Получив согласие на реализацию оперативных материалов, он заблаговременно предъявляет их для ознакомления следователю, который оценивает их с точки зрения достаточности имеющихся данных для возбуждения уголовного дела.
Данная практика вызвана тем, что имелось немало случаев преждевременной или необоснованной реализации оперативных материалов и, соответственно, необоснованного возбуждения уголовных дел подразделениями криминальной милиции, которые затем приходилось прекращать.
Преждевременное возбуждение уголовного дела о замаскированном преступлении, обнаруженном оперативным путем, когда в ходе оперативно-розыскной работы не были задокументированы способы совершения замаскированного преступления, местонахождение похищенного имущества, ценностей, добытых преступным путем, источники, из которых могут быть получены доказательства в ходе расследования, и т. д., нередко приводит к тому, что следователь после возбуждения уголовного дела не знает, где искать доказательства, действует «вслепую». Преступники тем временем имеют возможность принять меры к уничтожению доказательств, сокрытию следов преступления, и в результате создаются неодолимые препятствия к раскрытию преступления.
Следователь, знакомясь с оперативными материалами, призван определить, насколько собранные оперативным путем фактические данные указывают на признаки конкретного преступления и возможно ли эти данные установить в процессе расследования. Если следователь считает, что преступная деятельность лица (группы лиц) недостаточно задокументирована, то он указывает оперативному работнику на те проблемы, которые необходимо устранить в процессе доработки материалов. Разумеется, в этих случаях указания следователя касаются фактических обстоятельств, которые необходимо установить оперативным путем, а не тех оперативно-розыскных мероприятий, которые должны применяться для их установления. Объясняется это тем, что проведение оперативно-розыскных мероприятий по закону относится к исключительной компетенции органов внутренних дел, а также иных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по осуществлению ОРД (п. 1 ст. 40 УПК), и следователь не вправе регулировать эту сторону деятельности органа дознания.
Выполнив указания следователя о доработке материалов, оперативный работник при наличии признаков преступления, подследственного следователю, направляет их тому же следователю.
Оперативные работники могут направлять следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела следующие материалы, полученные при осуществлении ОРД: 1) объяснения граждан, осведомленных о преступной деятельности лица (группы лиц); 2) справки предварительных исследований предметов и документов, выполненных сведущими лицами; 3) акты негласных проверочных закупок, фотокопии документов, свидетельствующих о преступных действиях проверяемых лиц; 4) оригиналы записей телефонных и иных переговоров лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях; 5) акты инвентаризаций и документальных ревизий и т. д.
Все эти материалы, хотя они получены в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дают возможность должным образом перепроверить полученные сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и обеспечить принятие не менее обоснованного решения о возбуждении уголовного дела, чем тогда, когда заявление о преступлении поступило от гражданина или должностного лица.
В ряде случаев при реализации дел оперативного учета органом дознания, наделенным в соответствии с законом полномочиями на осуществление ОРД, принимаются меры к возникновению по ходу реализации предусмотренных законом (ст. 140 УПК) поводов для возбуждения уголовного дела (написание гражданином заявления о преступлении, склонение одного из участников преступления к явке с повинной). Соответственно, следователь будет ссылаться при возбуждении уголовного дела на один из этих поводов.
Но если таких поводов нет, а преступление обнаружено оперативным путем и орган дознания ставит перед следователем вопрос о возбуждении уголовного дела, то в этих случаях поводом к возбуждению уголовного дела должен быть рапорт оперативного работника об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК) с изложением фактических обстоятельств обнаруженного преступления.
К указанному рапорту оперативный работник должен приобщить полученные в ходе ОРД документы, которые убеждают в наличии оснований к возбуждению уголовного дела и могут в дальнейшем быть использованы в качестве доказательств. Разумеется, приобщать следует такие материалы, которые могут быть использованы в уголовном процессе без ущерба для безопасности субъектов (участников) ОРД, сохранения в тайне сведений об используемых при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятиях силах, средствах, методах ОРД (п. 26 Инструкции).
Использование результатов ОРД при производстве отдельных следственных действий. В соответствии с п. 6 Инструкции результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
При подготовке и определении наиболее целесообразных тактических приемов следственных действий могут использоваться любые фактические данные, добытые оперативным путем. Несколько иначе обстоит дело с возможностью использования их в качестве основания следственных действий. В этом качестве могут служить лишь такие результаты, источники получения которых могут быть расшифрованы и которые приобщены к материалам уголовного дела. Сведения, полученные из источников, не подлежащих расшифровке, могут быть положены в основу решения лишь в тех следственных действиях, производство которых закон не связывает с наличием процессуальных доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, допрос свидетелей и потерпевших).
Особую ценность результаты ОРД имеют при подготовке к проведению обыска. Как показывает опыт, результативность обыска определяется не только своевременностью его проведения, но и тем, правильно ли было определено место его осуществления, все ли возможные места нахождения орудий преступления, предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела, были подвергнуты обыску. Не имея об этом ориентирующей оперативно-розыскной информации, следователь неизбежно оказывается в весьма сложном положении.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены данные о возможных местах хранения разыскиваемых предметов и документов, лицах, у которых намечается обыск, в том числе сведения, характеризующие род занятий, образ жизни, особенности поведения в быту и на работе, состав семьи, отношения с соседями (что имеет важное значение для приглашения понятых) и т. д.
От получения перечисленных сведений во многом зависит результативность обыска.
В отдельных ситуациях целесообразно установить визуальное наблюдение за обыскиваемым, выяснить, есть ли у него оружие и способен ли он оказать сопротивление.
Оперативные работники могут оказать существенную помощь в сборе сведений об особенностях места производства обыска, конструктивных особенностях и условиях эксплуатации зданий (количество этажей, входов и выходов, планировка комнат и подсобных помещений и пр.).
В соответствии с ч. 3 ст. 182 УПК обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК. Поэтому целесообразно, чтобы оперативные подразделения в письменном виде представляли результаты ОРМ, дающие основания полагать, что интересующие следствие предметы, ценности, документы находятся в каком-либо жилом помещении.
Исходя из оперативных данных, необходимо предусмотреть участие специалиста-кинолога в случаях, когда в местах производства обысков могут находиться собаки крупных пород.
При подготовке допроса результаты ОРД чаще всего используются для своевременного выяснения возможной позиции допрашиваемого и ее мотивации; степени осведомленности допрашиваемого об имеющихся доказательствах; характера отношений с иными подозреваемыми (обвиняемыми); выяснения возможностей психологического контакта и использования помощи лиц, авторитетных для допрашиваемого; при выборе тактических приемов допроса подозреваемого, потерпевшего, свидетелей, постановке им дополнительных вопросов; оценке сведений, сообщаемых свидетелями и потерпевшими, а также при убежденности следователей в правильности собранных доказательств и т. д.
Использование результатов ОРД в процессе доказывания по уголовным делам. Пункт 7 Инструкции устанавливает, что результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.
Результаты ОРД, преобразуемые в доказательства, могут быть использованы для доказывания любого обстоятельства, предусмотренного ст. 73 УПК. Они не могут рассматриваться как менее ценные в сравнении с другими доказательствами.
Использование результатов ОРД не заменяет доказывания, а лишь содействует ему, так как собирание оперативно-розыскной информации лишено процедуры соблюдения тех прав и свобод человека и гражданина, которая присуща процессуальному доказыванию.
Анализ практики приводит к выводу, что полученные оперативным путем данные могут служить основой для формирования следующих видов доказательств: показаний свидетеля, вещественных доказательств и иных документов.
В ходе оперативно-розыскных мероприятий оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, может лично, непосредственно наблюдать те или иные факты, события, действия, имеющие значение для дела. Это может происходить, например, в ходе наблюдения за сбытом фальсифицированной продукции на предприятиях торговли; проверочной закупки или контролируемой поставки предметов и веществ, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен (оружие, наркотические вещества, драгоценные металлы, драгоценные камни и пр.); при оперативном внедрении в организованные группы и т. п.
Получаемые таким образом сведения могут быть введены в процесс доказывания посредством допроса в качестве свидетеля оперативного работника, составившего рапорт или справку о проведении оперативно-розыскного мероприятия, допроса граждан, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях. Таким образом, фактические данные, содержащиеся в показаниях лица, допрошенного после возбуждения уголовного дела, будут являться доказательствами по делу, а протокол его допроса – источником доказательств.
Акты, справки, рапорты, протоколы, отражающие результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий, акты о применении технических средств, нанесении на предметы, ценности и деньги различных меток и пр. представляют собой предусмотренные ст. 84 УПК «иные документы».
Указанные выше документы – носители доказательственной информации, предназначенные для передачи в следственные подразделения с целью принятия к лицам мер, предусмотренных законом, должны отвечать определенным требованиям.
Во-первых, в соответствующих документах должны быть подробно отражены все данные, необходимые для последующего определения доказательственного значения выявленных и зафиксированных фактов. В частности, в них излагаются сведения о времени, месте проведения конкретного оперативно-розыскного мероприятия, лицах, выполнивших оперативно-розыскные действия; указываются данные о применявшихся технических средствах; какие результаты при этом получены и как они зафиксированы, а также иные важные, по мнению оперативного работника, сведения, гарантирующие достоверность полученной информации.
Во-вторых, в документах не должно содержаться данных, не подлежащих разглашению, т. е. сведений, расшифровывающих негласные методы и средства оперативно-розыскной работы.
Следователь, закрепленный за конкретной разработкой, знакомится с материалами прослушивания телефонных и иных переговоров, делает пометки на тех из них, которые несут доказательственную информацию и могут быть приобщены к материалам уголовного дела. В соответствии с этими пометками оперативный работник обеспечивает сохранность подлинных звукозаписей переговоров для проведения по ним при необходимости фоноскопической экспертизы. Материалы с переговорами, имеющими доказательственное значение, могут быть использованы при допросах подозреваемых, обвиняемых или свидетелей.
Материальные (физические) носители информации (фонограммы, видеограммы, киноленты, фотоснимки), на которых запечатлена информация, могущая служить средством к обнаружению преступления, установлению фактов и обстоятельств, подлежащих доказыванию, могут быть отнесены к вещественным доказательствам. Такие предметы преобразуются в доказательства в соответствии со ст. 81–82, 176–177 УПК. Важнейшим условием использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу является их проверяемость. Уголовно-процессуальным законом предоставляются широкие возможности для выяснения процессуальным путем источника происхождения и подлинности материалов, полученных оперативным путем. С целью установления происхождения и подлинности таких материалов, допустимо, в частности, допросить в качестве свидетеля любых лиц, применявших технические средства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе оперативного работника. Важное значение в проверке полученных данных имеет назначение соответствующих судебных экспертиз (фоноскопической, технико-криминалистической и др.). Могут быть произведены обыски, выемки и осмотры документов с целью обнаружения оригиналов, подвергшихся съемке ранее в процессе ОРД, и т. д.
Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам предполагает обеспечение дополнительных возможностей для полноты и объективности по делу: выяснение необходимых направлений и пределов проверки доказательств; проверка версии о возможной необъективности ревизора, экспертов; выяснение круга свидетелей, не желающих участвовать в производстве по делу, хотя они владеют важной информацией; обеспечение сохранности предметов и документов, могущих иметь доказательственное значение, которым угрожает уничтожение заинтересованными лицами; выявление замыслов и обстоятельств, которые требуют обеспечения безопасности тех или иных участников уголовного процесса.
скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    {tu5}
    Карта сайта.. Статьи