Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно


Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
» » ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ -1



 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ -1

в разделе: Руководство по расследованию преступлений Просмотров: 5 233

Раскрытие любого преступления – процесс диалектический, протекающий в исключительно сложной, богатой самыми неожиданными ситуациями обстановке.
Обеспечивая полноту раскрытия при расследовании любого преступления, следователь использует весь комплекс уголовно-процессуальных мер.
При осуществлении предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и в порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ст. 38 УПК).
Значение оперативно-розыскной, как правило, негласной деятельности, в раскрытии преступлений трудно переоценить. В последние годы в России все большее распространение получают совершаемые организованными группами заранее спланированные, подготовленные и тщательно замаскированные преступления, что делает их расследование особенно сложным. Оперативно-розыскная информация, своевременно переданная следователю, придает ему уверенность в правоте логических версионных построений, позволяет своевременно изменить направление усилий по установлению обстоятельств совершенного преступления. Ценность оперативно-розыскной информации заключается в том, что ее источниками являются, как правило, лица, исчерпывающим образом осведомленные о преступном событии или о связанных с ним обстоятельствах, причастные к преступлениям или ставшие их очевидцами. Это могут быть как граждане, содействующие органам, осуществляющим ОРД, так и граждане, поддерживающие тесные отношения с ними и сообщающие им сведения, имеющие важное значение для обеспечения надлежащего расследования.
Значимость оперативно-розыскной информации значительно повышается в ситуации, когда сотрудник оперативного подразделения, работающий в тесном контакте со следователем, получает и, главное, своевременно передает в его распоряжение оперативные данные, характеризующие не только обстоятельства расследуемого события, но и указывающие на то, где могут быть обнаружены носители доказательственной информации.
Особая ценность подобного рода сведений определяется тем, что, реализуя их, следователь получает возможность процессуальным путем установить и зафиксировать наличие неизвестных ранее документов и предметов, использованных лицами, обоснованно подозреваемыми в подготовке или совершении преступлений, либо служащих средством сокрытия или маскировки последних.
Использование оперативно-розыскных возможностей в интересах расследования преступлений имеет твердую правовую основу. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. ФЗ от 30 декабря 1999 г.)* обязывает органы, осуществляющие ОРД, исполнять в пределах своей компетенции письменные поручения следователя, органа дознания, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятыми ими к производству (п. 2 ст. 14). Это требование означает не что иное, как возложение на оперативно-розыскные органы обязанности отыскания данных, обеспечивающих успешное решение следователем задач доказывания.
* Далее по тексту – ФЗ об ОРД.

Нормативное системное изложение взглядов законодателя на использование результатов ОРД в уголовном процессе содержится в ст. 11 ФЗ об ОРД. В частности, ч. 2 ст. 11 Закона устанавливает, что результаты ОРД могут выступать поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств.
Для правильного понимания и применения законодательства об использовании результатов ОРД в расследовании преступлений существенное значение имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ, в частности: постановление от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции Российской Федерации»; постановление от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации», а также приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; совместная Инструкция органов, осуществляющих ОРД, от 13 мая 1998 г. «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» (далее – Инструкция).
В соответствии с п. 1 Инструкции под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В случаях проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).
Органу дознания, следователю, прокурору или в суд предоставляются те результаты ОРД, которые могут: 1) служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; 2) быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; 3) использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Результаты ОРД могут предоставляться по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении отдельных поручений органов дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с п. 21 Инструкции при отсутствии возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя, указанию прокурора или определению суда по находящимся в их производстве уголовным делам им в течение 3 дней с момента получения поручения направляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, на который было возложено исполнение данного поручения.
Для эффективного использования в расследовании оперативных данных необходимо обеспечить точное исполнение установленных законом и подзаконными нормативными актами правил представления результатов ОРД органам предварительного следствия.
Согласно ч. 3 ст. 11 ФЗ об ОРД представление фактических данных, полученных оперативными подразделениями, указанным субъектам осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Содержание данного постановления раскрывается в п. 12–15 Инструкции. Согласно п. 17 Инструкции это постановление подготавливается в одном экземпляре, подписывается руководителем органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.
Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами секретного делопроизводства в каждом конкретном случае отдельно, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков. Должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.
Инструкцией допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором оперативно-розыскных мероприятий.
Оригиналы материалов в данном случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.
Оформление результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-технических мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилища граждан, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и др.), осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции «Об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий», утвержденной приказом ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, Службы безопасности Президента РФ, ФПС России, ФСНП России, ГТК России от 19 июня 1996 г. № 281 дсп/306 дсп/30 дсп/215 дсп/66 дсп/390 дсп/191 дсп/374 дсп.
При подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые меры по сохранности и целостности представляемых материалов при их пересылке (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т. п.).
Пунктом 20 Инструкции установлено, что в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации результаты ОРД представляются указанным субъектам незамедлительно. При этом оперативное подразделение в соответствии с п. 3 ст. 145 УПК обязано принять меры по сохранению следов преступления.
Для применения ст. 11 ФЗ об ОРД в точном соответствии со смыслом ее положения необходимо каждый раз сопоставлять ее содержание с содержанием ст. 1–9 данного Закона. Эти нормы определяют допустимость использования результатов ОРД в расследовании преступлений, хотя законодатель применительно к ОРД эти термины прямо не употребляет. Допустимость, возможность и правомерность использования результатов ОРД (в порядке ст. 11) определяется соответствием целей, принципов, оснований, условий и процедур получения результатов положениям ст. 1 закона, определяющей понятие этой деятельности; положениям ст. 2, определяющей ее задачи; ст. 3 о принципах ОРД; ст. 4, определяющей правовую основу ОРД; ст. 5, раскрывающей содержание принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД; ст. 6, устанавливающей исчерпывающий перечень оперативно-розыскных мероприятий; ст. 7 и 8, которые закрепляют основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий; ст. 9, определяющей основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Нарушение требований ст. 1–9 ФЗ об ОРД создает сомнения в возможности и правомерности использования ее результатов в качестве «будущих доказательств». Другими словами, информация, полученная лицами, неправомочными осуществлять ОРД, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом, или при отсутствии предусмотренных законом оснований (например, проникновение в жилище без судебного решения), должна рассматриваться как создающая при всех условиях неустранимые сомнения в обоснованности и поэтому недопустимая к использованию в порядке ст. 11 указанного Закона.
На практике сложилось несколько направлений использования результатов ОРД в расследовании преступлений: 1) использование результатов ОРД при решении вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) для подготовки и проведения следственных действий, определения наиболее целесообразных тактических приемов при их производстве; 3) в качестве источников фактических данных в доказывании по уголовным делам.
Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно неизвестно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 5 Инструкции).скачать dle 11.0фильмы бесплатно



 
Другие новости по теме:


     
    Разное
    Дополнительно

    Счётчики
     

    Карта сайта.. Статьи