Главная     |     Новости     |     Справка     |     Форум     |     Обратная связь     |     RSS 2.0
Навигация по сайту
Юридическое наследие
Дополнительно
Архив новостей
Октябрь 2013 (14)
Ноябрь 2010 (2)
Июль 2010 (1)
Июнь 2010 (1288)
Май 2010 (3392)
Анонсы статей
»



 

Режим особых условий в исправительных учреждениях

Просмотров: 2 643
Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.


Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ.

При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.

Внешними причинами являются:

- стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

- введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения.

Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.

К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных.

Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п.

Групповые неповиновения осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.).

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер.

 

 

Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях

Просмотров: 3 014
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.

Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.

Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.

Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования.

Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция означает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоляция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наименьшая - в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или сопровождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинарный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).
 

 

Обеспечение иных социально-бытовых потребностей лиц, лишенных свободы

Просмотров: 1 294
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы, являются основополагающими условиями отбывания наказания в ИУ, призванными сохранить здоровье и обеспечить нормальное существование человека в местах лишения свободы.

Эти условия определяются прежде всего видом ИУ и не зависят от поведения осужденного во время отбывания наказания. Нормы, регулирующие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, носят, как правило, императивный. обязательный для администрации характер. Однако удовлетворением потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании не ограничивается создание совокупности условий содержания осужденных в местах лишения свободы.

В рамках своего правового статуса, для реализации своих прав, свобод и законных интересов осужденный имеет право на удовлетворение и иных социально-бытовых потребностей, которые могут значительно влиять на условия его отбывания в ИУ. К таковым законодатель относит, например, получение различных видов свиданий, разрешение на переписку, получение переводов, предоставление осужденным права на телефонные разговоры, на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач и др.

Правовое регулирование обеспечения указанных потребностей осужденных определяется нормами, носящими как императивный, так и диспозитивный характер. Так, закон четко устанавливает, что краткосрочные свидания имеют продолжительность 4 часа, а длительные свидания - 3 суток (ч. 1 ст. 89 УИК). Эта норма носит императивный характер. В тоже время ч. 3 этой статьи устанавливает правило, позволяющее осужденным по собственному желанию избирать конкретный вид (форму) контактов с родственниками или иными лицами. В частности, предусматривается, что длительное свидание по желанию осужденного может быть заменено краткосрочным; краткосрочное или длительное - телефонным разговором. Данная норма носит диспозитивный характер.

Аналогичным образом осуществляется регулирование удовлетворения художественных, эстетических и информационных потребностей осужденных, повышения их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня (ст. 94, 95 УИК РФ.).

Впервые на законодательном уровне ст. 94 УИК закрепляет право осужденных на просмотр кинофильмов и телепередач, а также прослушивание радиопередач. В соответствии с ч. 1 данной статьи осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также лиц, переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы не реже одного раза в неделю. Демонстрация кинофильмов приурочивается распорядком дня ИУ к выходным (праздничным) дням.

Распорядком дня предусматривается и специально отводимое свободное от работы время для ежедневного просмотра осужденными (кроме перечисленных ранее лиц) телепередач при соблюдении права осужденных на непрерывный 8-часовой ночной отдых.

Осужденным предоставляется право на прослушивание радиопередач, для чего все жилые помещения, комнаты отдыха, рабочие и иные помещения, в том числе и одиночные камеры, оборудуются за счет средств ИУ радиоточками.

Осужденным разрешается также индивидуально или группами приобретать телевизионные и радиоприемники на собственные средства или получать их от родственников и иных лиц.

Процесс отбывания наказания в виде лишения свободы связан с оторванностью человека от внешнего мира, значительной духовной изоляцией от него, недостатком информации о событиях в жизни общества. Положения ст. 95 УИК РФ, регулирующей порядок приобретения и хранения осужденными литературы и письменных принадлежностей, призваны нейтрализовать указанные негативные последствия данного вида наказания. Закон не содержит каких-либо ограничений приобретения литературы и подписки на периодические издания в отношении каких-либо категорий осужденных. Им разрешается без ограничения получать в бандеролях, посылках и передачах письменные при­надлежности, причем посылки, передачи или бандероли с письменными принадлежностями не включаются в число посылок, передач, бандеролей, разрешенных получать на данном виде режима ИУ.

Литературу осужденным разрешается приобретать через официальную торговую сеть по безналичному расчету. При приобретении литературы и письменных принадлежностей осужденные не ограничены в расходовании своих средств. Закон не ограничивает также вид, характер и объем литературы, которую может приобретать осужденный. Однако они не могут (ч. 2 ст. 95 УИК) получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной. и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также издания порнографического характера. Им запрещена и подписка на такую литературу. В профилактических целях осужденным нельзя продавать литературу криминалистического содержания, а также передавать издания, имеющие гриф ограниченного пользования.

Учитывая ограниченные возможности исправительных учреждений в хранении осужденными в жилых помещениях большого количества изданий, закон предусматривает в этом ограничения: осужденному разрешается иметь при себе не более десяти экземпляров книг и журналов. В это число не входят учебники, необходимые для обучения осужденного в школе или специальности. Литература, превышающая разрешенное количество, сдается на хранение либо с его согласия передается для пользования библиотеке ИУ. На практике широкое распространение получили создаваемые в отдельных отрядах библиотеки, формируемые за счет книг и иных изданий, добровольно переданных осужденными.
 

 

Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы

Просмотров: 2 662
Медико-санитарное обеспечение осужденных в местах лишения свободы - одна из важных составных частей условий отбывания наказания.

Правовое регулирование и организация такого обеспечения лиц в ИУ исходит из содержания конституционной нормы (ст. 41 Конституции) граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Изолируя преступника от общества и помещая его в специальное учреждение, государство берет на себя обязанность не только исполнить наказание, но и сохранить при этом его здоровье. В этой связи в ст. 101 УИК РФ, в ст. 2 и 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», других нормативных актах охрана здоровья осужденных определяется как одна из важнейших задач деятельности администрации ИУ и всей уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет лишь наиболее важные правила и направления медицинского обеспечения осужденных. Непосредственная медицинская помощь осужденным организуется на основе законодательства о здравоохранении, детализированного приказами, инструкциями и совместными актами Министерства здравоохранения и МВД РФ.

Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и др.

Медико-санитарное обеспечение осужденных основывается на тех же принципах и осуществляется в том же объеме, что и в отношении всех граждан РФ. Медико-санитарное обеспечение осужденных осуществляется медицинскими частями исправительных учреждений, которые являются их структурными подразделениями.

Медицинские части каждого учреждения обеспечивают выполнение большинства указанных ранее направлений медико-санитарного обеспечения осужденных, реализуя функции стационара (больницы), амбулатории, санитарно-эпидемиологической службы. В их структуру входят также аптека; зубоврачебные, терапевтические и другие кабинеты, инфекционный изолятор и т.п.

Медико-санитарное обслуживания начинается с момента поступления осужденного в ИУ. В соответствии с §2 Правил внутреннего распорядка ИУ прибывшие в исправительное учреждение осужденные в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, полную санитарную обработку и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. Представители медицинской службы участвуют и в распределении поступивших по отрядам с тем, чтобы было учтено состояние здоровья каждого осужденного.

 

 

Материально-бытовое обеспечение лиц, лишенных свободы

Просмотров: 2 583
Одним из важнейших условий успешного выполнения задач, стоящих перед ИУ, является надлежащее обеспечение потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.п. Другими словами, речь идет об условиях отбывания наказания, призванных обеспечить нормальное существование человека в местах лишения свободы.

Создание осужденным нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечение питанием, вещевым имуществом, постельными принадлежностями и другими коммунально-бытовыми условиями играют важную роль в их исправлении. Налаженный быт и медицинское обслуживание в исправительных учреждениях благотворно влияют на осужденных, вырабатывают у них положительные навыки и привычки, обеспечивают сохранение здоровья, нормальное физическое состояние и активную трудовую деятельность.

При исполнении наказания в виде лишения свободы осужденный полностью или частично лишается отдельных благ, удовлетворения ряда материальных и духовных потребностей. В то же время определяющим в исполнении этого вида наказания является требование международного права и уголовно-исполнительного законодательства о том, что исполнение наказания не имеет целью причинение осужденным физических страданий или унижение их человеческого достоинства.

Новое уголовно-исполнительное законодательство предоставляет широкие возможности для поиска наиболее эффективных форм и методов материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. Это обеспечивается правом решения ИУ своих экономических и производственных проблем на основе рыночных отношений.

Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в ИУ осуществляется УИК. нормативными актами Правительства, МВД РФ и иных государственных органов.

Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям:

1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий;

2) обеспечение питанием;

3) вещевое обеспечение;

4) организация торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения осужденных.

В соответствии со ст. 99 УИК норма жилой площади на одного осужденного в исправительной колонии не может быть менее 2 кв.м., в тюрьмах - 2,5 кв.м., в женских колониях - 3 кв.м., в воспитательных колониях - 3,5 кв.м., в лечебных исправительных учреждениях - 3 кв.м., в лечебно-профилактических учреждениях - 5 кв.м.

Жилые помещения строятся из расчета размещения осужденных по отрядам, бригадам и оборудуются под спальные комнаты, помещения для проведения культурно-массовых мероприятий, туалеты, прачечные, бани, помещения для хранения личных вещей и т.д. Осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом.

К жилым помещениям предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. В частности, они должны быть сухими, иметь вентиляцию, естественное и электрическое освещение, соответствующий инвентарь (столы, табуретки, тумбочки и т.д.), все помещения должны быть радиофицированы. В холодное время года температура в жилых помещениях должна придерживаться не ниже 18-20°С.

Другое направление материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения свободы - обеспечение их питанием, достаточным для нормальной жизнедеятельности организма.

Минимальные нормы питания устанавливаются Правительством Российской Федерации*. Они дифференцируются в зависимости от характера работы, выполняемой осужденными, их возраста, здоровья, климатических условий. Питание организуется 3-разовое и дифференцируется по калорийности и ассортименту. Минимальная норма питания осужденных к лишению свободы должна содержать не менее 1,879 кг на одного человека в сутки. Повышенные нормы питания устанавливаются лицам, работающим на производстве с тяжелыми или вредными условиями труда, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным и больным.

* См.: Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных и лишенных свободы». Российская газета, 1997, 25 июля.



Стоимость питания, кроме спецпитания, осужденными возмещается из начисленного им заработка или получаемой ими пенсии. С осужденных, уклоняющихся от работы, стоимость питания взыскивается из средств, находящихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания производится ежемесячно. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Лицам, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимися инвалидами первой или второй группы; неработающим осужденным-мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет питание предоставляется бесплатно.
 

 

Понятие и виды условий отбывания наказаний в исправительных учреждениях

Просмотров: 4 043
Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения.

Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях - разные правовые институты. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях - гл. 13.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены 3 вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют тождественное содержание. По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами*.

* Подробнее виды условий отбывания наказания в различных видах колоний будут рассмотрены в последующих разделах пособия.



Основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Основанием для перевода осужденного из менее строгих условий в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ.

Изменение условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии обеспечивает реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и стимулирует правопослушное поведение осужденных.

 

 

Изменение вида исправительного учреждения

Просмотров: 3 113
Как уже отмечалось, одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида ИУ, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК).

Такой подход призван создать условия для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевод осужденного в другое ИУ. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК РФ. Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного ИУ, так и путем перевода осужденного в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного.

Изменение вида ИУ, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, досрочного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, бережного отношения к государственному имуществу т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины и т.д.

Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию при отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда:

б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение по отбытию осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее 2/3 срока наказания.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение, с учетом общественной опасности личности осужденного. К ним относятся осужденные:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
 

 

Распределение осужденных и порядок приема их в исправительные учреждения

Просмотров: 5 233
Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существующих.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.
 

 

Понятие и содержание классификации осужденных к лишению свободы

Просмотров: 7 069
В Общей части настоящего пособия была дана краткая характеристика наказания в виде лишения свободы и рассмотрены общие положения дифференциации и индивидуализации его исполнения и отбывания. Необходимость соблюдения требований дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяет классификацию осужденных.

Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благоприятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подразделяются на определенные группы. Поэтому указанные критерии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять собой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на формирование системы исправительных учреждений*. В этой связи отметим, что ст. 68 Минимальных стандартных правил реко­мендует, что «работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения».

* В дальнейшем - ИУ или исправительное учреждение.



Исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных.

Так, уголовное законодательство выделяет некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: опасные и особо опасные рецидивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, совершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д.

Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказания в тех или иных видах исправительных учреждений.

Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 74, 80 УИК).
 

 

Исполнение наказания в виде ареста

Просмотров: 4 256
Арест - новый вид основного наказания*. Его применение отложено до создания необходимых условий, но не позднее 2001 г. Согласно ст. 54 УК РФ арест есть кратковременное лишение свободы и заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Это вид шокового наказания, его применение целесообразно в отношении лиц, впервые совершивших нетяжкие преступления, которых незачем лишать свободы на длительные сроки, но которым необходимо дать почувствовать силу уголовного закона и кару лишения свободы.

* Арест входил в систему наказаний по российскому дореволюционному уголовному праву (например, ст. 30 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, ст. 31 Уголовного уложения 1903 г.)



В современных условиях может быть эффективным назначение ареста за бытовые преступления, преступления по службе, некоторые преступления в сфере экономики и др.

Арест может быть назначен на срок от одного до 6 месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом, он может быть установлен на срок менее одного месяца. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет. Арест отбывается в специальном учреждении закрытого типа -арестном доме по месту осуждения. В связи с тем, что арестных домов пока нет, а место их создания предполагается ограничить пределами субъекта Российской Федерации, то чаще всего место отбывания наказания не будет совпадать с местом жительства осужденного.

Согласно ст. 68 УИК РФ весь срок наказания осужденные отбывают в одном арестном доме. Перевод из одного арестного дома в другой допускается, во-первых, в случае болезни осужденного; во-вторых, для обеспечения его личной безопасности и, в-третьих, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению в данном арестном доме. Под последними понимаются наводнения, землетрясения, пожар и т.п. Как предполагается, арестные дома должны представлять собой помещения тюремного типа с присущими им атрибутами и инфраструктурой, но без рабочих камер. Камеры не должны быть большими, поскольку в них нецелесообразно раз­мещать больше 4-6 осужденных, исходя из расчета: на одного человека - не менее 2,5 кв. метров жилой площади.

Статья 69 УИК РФ, регламентирующая порядок и условия исполнения наказания в виде ареста, вслед за уголовным законодательством определяет, что осужденные к аресту содержатся «в условиях строгой изоляции». Не дав определения этого понятия, закон в определенной степени раскрывает его содержание.

В ч. 2 указанной статьи сказано, что на осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих наказание в тюрьме на общем режиме (ст. 130, 131 УИК РФ). Однако фактически они являются более суровыми ввиду ужесточения положениями, определяемыми ч. 2-5 ст. 69 УИК РФ. Так, на общем режиме в тюрьме осужденные имеют право ежемесячно приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на сумму, не превышающую 40 % минимального размера оплаты труда, а осужденным к аресту эта сумма уменьшена в 2 раза.

Осужденным, отбывающим наказание в арестном доме, свидания не предоставляются вообще, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи. Им также не разрешается получать посылки, передачи и бандероли, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Подобных ограничений нет даже на строгом тюремном режиме.

Осужденным в арестных домах предоставляются ежедневные прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетним - не менее 1,5 часа. Несовершеннолетним осужденным предоставляются краткосрочные свидания один раз в месяц продолжительностью до 3 часов с родителями или лицами, их замещающими.

Осужденным к аресту телефонные разговоры предоставляются лишь при исключительных личных обстоятельствах (смерть или тяжелая болезнь близких родственников, стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия и другие подобные обстоятельства). В остальных случаях право на телефонный разговор может быть предоставлено только в порядке поощрения.

 

 

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы

Просмотров: 4 601
Ограничение свободы* - новый для российского уголовного законодательства вид наказания, предусмотренный ст. 53 УК РФ, схожий с ранее действовавшей уголовно-правовой мерой воздействия - условным осуждением с обязательным привлечением к труду. Он заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судебного приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении, а именно исправительном центре, без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы применяется только как ос­новное наказание.

* Данный вид наказания будет применяться по мере создания необходимых условий для его исполнения, но не позднее 2001 г. (См. ст. 5 Федерального Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).



Данный вид наказания назначается: 1) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим ранее судимости, - на срок от одного года до 3 лет; 2) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до 5 лет. При замене обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

Ограничение свободы не может назначаться инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, женщинам, достигшим 55 лет, мужчинам, достигшим 60 лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Ограничение свободы может быть применено и в порядке замены неотбытой части наказания иным его видом; например, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа (ч. 5 ст. 46 УК) или замены неотбытой части срока лишения свободы более мягким наказанием (ст. 80 УК РФ).

Исправительные центры, исполняющие ограничение свободы, входят в уголовно-исполнительскую систему. В целях создания необходимых условий для исправления осужденных, недопущения разрыва положительных связей с семьей, трудовыми коллективами, где они работали, необходимо, чтобы исправительные центры находились по месту постоянного жительства осужденных или в пределах территории субъекта Российской Федерации места их постоянного проживания или осуждения.

Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены лишения свободы более мягким наказанием, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, как правило, не могут содержаться в одном исправительном центре. Ранее отбывавшие лишение свободы, имеющие судимость содержатся отдельно от иных осужденных. Осужденные за преступления, совершенные в соучастии, должны направляться в разные исправительные центры.

В соответствии с ч. 3 ст. 47 УИК РФ органы местного самоуправления обязаны содействовать трудовому и бытовому устройству осужденных, отбывающих ограничение свободы.

К месту отбывания наказания осужденные, как правило, следуют самостоятельно за счет государства на основании предписания органа внутренних дел после вступления приговора в силу. Осужденный обязан выехать для отбывания наказания не позднее 3 суток со дня получения такого предписания и прибыть в исправительный центр в указанный в предписании срок. В аналогичном порядке должны направляться для отбывания наказания лица, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы.

Если осужденный уклоняется от получения предписания либо не выезжает в установленный срок, орган внутренних дел вправе задержать его с санкции прокурора на срок до 15 суток. При отсутствии уважительных причин невыезда задержанный направляется к месту отбывания наказания под конвоем.

При необходимости (с учетом личности осужденного, отдаленности расположения места лишения свободы от исправительного центра), осужденный по определению суда может быть направлен в центр в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, т.е. под конвоем. Только по прибытии к месту отбывания ограничения свободы такое лицо освобождается из-под стражи.

Согласно ч. 1 ст. 49 УИК РФ срок ограничения свободы исчисляется со дня постановки осужденного на учет в исправительном центре. В срок засчитывается время содержания осужденного под стражей в порядке меры пресечения и время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр. Один день пребывания под стражей (под конвоем) засчитывается за два дня ограничения свободы.

Когда осужденному при замене лишения свободы ограничением свободы администрацией учреждения предоставляется краткосрочный выезд (до 5 суток), то время краткосрочного выезда и время нахождения в пути также засчитывается в срок ограничения свободы из расчета день - за день.

В срок наказания не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше одних суток (ч. 3 ст. 49 УИК). Данные о начале, окончании срока, его продлении отражаются в личных делах осужденных.

Порядок отбывания наказания в виде ограничения свободы определяется ст. 50 УИК РФ. Согласно этой статье органы местного самоуправления по представлению органов внутренних дел определяют границы территории исправительного центра и устанавливают правила поведения населения на этой территории.

За осужденными устанавливается надзор (наблюдение и контроль) по месту жительства и месту работы. Они обязаны строго выполнять Правила внутреннего распорядка исправительного центра, работать там, где им будет предложено администрацией, постоянно находиться в пределах центра, не покидать его без разрешения администрации.
 

 

Исполнение наказания в виде конфискации имущества

Просмотров: 2 789
В соответствии со ст. 52 УК РФ конфискация имущества заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества может применяться только в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Если конфискуется часть имущества, то в приговоре должно быть указано, какая именно часть конфискуется, или перечислены конфискуемые предметы.

Удельный вес осужденных дополнительно к конфискации имущества к общему количеству осужденных в Российской Федерации составил: в 1990 г. - 11,5%; 1993 г. - 10%; 1995 г. - 7,3%; 1996 г. - 6,1 % (67 563 человека)*.

* См. Преступность н правонарушения. М., 1997. С. 168.



Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества регулируются ст. 62-67 УИК РФ.

Обязанности по исполнению конфискации возлагаются на судебных исполнителей, состоящих при районных (городских) судах по месту нахождения имущества. Если имущество осужденного находится в разных местах, возможно одновременное направление нескольких исполнительных документов. Если суду неизвестно местонахождение конфискуемого имущества, исполнительные документы направляются судебному исполнителю по месту жительства осужденного. Исполнительные документы, по которым исполнение конфискации должно быть произведено на территории суда другого района (города), направляются в соответствующий суд канцелярией суда, вынесшего приговор.

В заводимом судом исполнительном производстве хранятся все документы, поступившие судебному исполнителю в связи с исполнением приговора, в том числе опись имущества, подлежащего конфискации, производимая органом предварительного следствия. Если на стадии предварительного следствия опись имущества не производилась, судебный исполнитель самостоятельно выявляет и описывает подлежащее конфискации имущество.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством ст. 63 УИК РФ более четко и подробно определяет имущество, подлежащее конфискации. Таковым является имущество осужденного, включая его долю в общей собственности, уставном капитале коммерческих организаций, деньги, ценные бумаги, иные ценности, в том числе находящиеся на счетах и вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях и банках, а также имущество, переданное осужденным в доверительное управление.

Порядок конфискации имущества осужденного, которое находится в уставном капитале коммерческих организаций, определяется Министерством финансов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и Министерством юстиции РФ.

Как прежнее, так и ныне действующее уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, реализуя принципы индивидуализации наказания, гуманизма и справедливости, закрепляет положение о том, что конфискация имущества осужденного не может быть абсолютной, что может привести к потере имущества и средств к существованию не только осужденным, но и членами его семьи, как в период отбывания им наказания, так и после освобождения.

Вопрос о том, что карательная сторона конфискации имущества зачастую касается не только осужденного, но и членов его семьи, неоднократно обсуждался в литературе, в ходе чего вносились предложения даже об отмене этого вида наказания*.

* См., напр., Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. С. 382-383.



Исходя из этих соображений, законодатель устанавливает пределы конфискации в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который согласно предписанию уголовного закона (ч. 3 ст. 52 УК РФ) определяется уголовно-исполнительным законодательством. В соответствии с данным Перечнем не подлежит конфискации имущество, необходимое для самого осужденного и лиц, находящихся на его иждивении.
 

 

Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ

Просмотров: 3 816
Исправительные работы как вид уголовного наказания на протяжении многих лет широко применялись в судебной и пенитенциарной отечественной практике и зарекомендовали себя достаточно эффективной мерой воздействия на осужденных.

В последние годы в силу значительных изменений социально-экономической обстановки в стране применение судами исправительных работ значительно сократилось. Так, если в 1990 г. удельный вес осужденных к исправительным работам составлял 21,8%, то в 1994 г. 14,8%; в 1995 г. - 9,4%; в 1996 г. - 8,2%.* Тенденция к понижению удельного веса этого вида наказания связана с существенными изменениями в его правовой регламентации новым уголовным законодательством.

* См.: Преступность и правонарушения. М., 1997 г., с. 168



В прежнем УК исправительные работы предусматривались как по месту работы осужденного, так и «в иных местах», которые определяли ему компетентные органы. УК РФ 1996 г. такой вид отбывания исправительных работ не предусматривает. Это сделано законодателем потому, что в настоящее время государство в условиях безработицы не в состоянии изыскать для осужденных «иные» рабочие места. Кроме того, вряд ли справедливым было бы приобретение лицом, совершившим преступление и осужденным по приговору суда, определенной льготы в его реализации права на труд по сравнению с законопослушными, но безработными гражданами.

В ч. 1 ст. 50 УК указано, что исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК РФ (ч. 1 ст. 39) уточняет, что они отбываются по месту его основной работы. Это означает, что все правоограничения, которые установлены уголовным и уголовно-исполнительным законодательством для осужденных к исправительным работам, реализуются только по месту его основной работы и не касаются работы по совместительству.

В соответствии со ст. 45 УК РФ исправительные работы применяются только в качестве основного вида наказания, в том числе и при условном осуждении. Как и ранее, исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Не применяются исправительные работы к нетрудоспособным гражданам и военнослужащим, а также лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Несовершеннолетним, достигшим этого возраста данный вид наказания назначается на срок до одного года.

Исправительные работы могут быть назначены в качестве первоначального наказания по приговору суда, а также по его определению следующих случаях:

- в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от уплаты (ч. 5 ст. 46 УК);

- в связи с заменой или неотбытой части лишения свободы на определенный срок на более мягкое наказание (ст. 80 УК);

- при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК).

Осужденные к исправительным работам отбывают наказание по основному месту работ в организациях любых форм собственности. Они остаются работать в той же должности или по прежней специальности, если им не назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать эту должность или заниматься определенной деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 39 УИК осужденные привлекаются к отбыванию данного наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления), на которую возложено исполнение исправительных работ (ч. 4 ст. 1 УИК). Для исполнения наказания законодатель наделил их широким комплексом функций и полномочий, которые закреплены в ч. 3 ст. 39 УИК РФ и в Положении об уголовно-исполнительных инспекциях. Они ведут учет осужденных, проводят с ними воспитательную работу, контролируют их поведение, применяют меры поощрения и взыскания; направляют осужденных при необходимости в органы службы занятости для трудоустройства; выдают разрешение на увольнение осужденных с работы по собственному желанию в период отбывания наказания и др.
 

 

Исполнение наказания в виде обязательных работ

Просмотров: 4 489
Обязательные работы - новый вид основного наказания, установленный УК РФ 1996г. Между тем оно соответствует общепризнанным международным нормам об обращении с преступниками. Стандартные Минимальные правила ООН (Токийские правила) среди возможных мер наказания, альтернативных лишению свободы, называют, в частности, выполнение общественно полезных работ. Такой вид наказания закреп­лен в законодательстве и успешно реализуется в ряде скандинавских стран, в США.

В соответствии со ст. 49 УК РФ обязательные работы состоят в выполнении осужденными в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Ввиду новизны этого вида наказания, трудностей практической организации его исполнения, положения УК и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ отсрочены. Они будут введены в действие специальным федеральным законом по мере создания необходимых условий для его исполнения не позднее 2001 г.

Предполагается, что в качестве обязательных будут работы по благоустройству населенных пунктов, уходу за больными, погрузочно-разгрузочные и другие подобные работы, не требующие особой квалификации. Эти работы, в соответствии с ч. 2 ст. 49 УК устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4 часов в день.

Уголовный кодекс ограничил пределы обязательных работ для несовершеннолетних осужденных - от 60 до 160 часов. Продолжительность их для осужденных в возрасте до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а для лиц от 15 до 16 лет - 3 часов в день.

Обязательные работы не назначаются инвалидам первой и второй групп, беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, женщинам, достигшим 50 лет, мужчинам - 60 лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Карательная сторона уголовного наказания в виде обязательных работ проявляется в ограничении таких конституционных прав, как право на вознаграждение за труд и право на отдых (ч. 3,5 ст. 37 Конституции РФ); в обязательности труда.

Согласно ч. 1 ст. 25 УИК исполнение данного наказания возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Объект обязательных работ, т.е. предприятие, организация, где они будут выполняться, должны находиться в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания (с учетом выполнения им не только обязательных работ, но и основной работы, службы, учебы).

Если предприятие, организация и т.п., в которой планируется отбывание обязательных работ, находится в муниципальной собственности, то виды и конкретные места таких работ определяются и закрепляются актом местной администрации, согласованным с уголовно-исполнительной инспекцией. В иных случаях рабочие места и виды работ определяются договорами органов местного самоуправления с организациями-работодателями, согласованными с инспекцией.
 

 

Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Просмотров: 3 365
В соответствии со ст. 45,48 УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возможно в качестве дополнительного наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 4 и 5 ст. 15 УК) с учетом личности виновного. Применение данного наказания призвано оказать моральное и предупредительное воздействие на осужденного и иных лиц. Кроме того, оно связано с лишением виновного прав и льгот, установленных для лиц, имеющих специальные, воинские или почетные звания, класс­ные чины и государственные награды.

Специальными являются звания, присваиваемые лицам, проходящим службу в государственных органах, где установлены такие звания (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Воинские звания перечислены в ст. 46 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.: солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, младшие, старшие и высшие офицеры. Эти звания приняты не только в Вооруженных Силах РФ, но и в других войсках (например, пограничных), органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности.

К почетным званиям относятся, например, заслуженный или народный артист, заслуженный деятель науки Российской Федерации и др. Следует отметить, что к таковым не относятся ученые степени и ученые звания, и потому суд не вправе решать вопросы о лишении осужденного ученой степени или ученого звания.

Классный чин - это служебный разряд, присваиваемый государственным служащим, занимающим государственные должности (государственный советник Российской Федерации, государственный советник 1, 2 и 3 класса и т.д.). Они присваиваются работникам прокуратуры, судов, юстиции и других государственных служб.

Необходимо подчеркнуть, что ст. 45 и 48 УК, а также ст. 61 УИК разделяют понятия «почетные звания» и «государственные награды». Вместе с тем согласно ст. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации от 2 марта 1994 г., почетные звания являются разновидностью государственных наград, к которым относятся звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации. В этой системе сохранены государственные награды и почетные звания СССР, присвоенные ранее.
 

 

Исполнение наказания в виде лишения права занимала определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Просмотров: 2 836
Согласно ч. 2 ст. 45 и ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного и дополнительного наказания.

Это наказание назначается в случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления он не может занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Поэтому в приговоре суда должно быть точно указано, какие должности осужденному запрещено занимать или какой деятельностью ему запрещено заниматься.

В качестве основного, это наказание может устанавливаться судом на срок от одного года до 5 лет; как дополнительное – от 6 месяцев до 3 лет.

Уголовный кодекс (ч. 4 ст. 47) определяет порядок исчисления сроков такого наказания. При назначении его в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении срок этого наказания исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время указанных основных видов, но при этом срок исчисляется с момента их отбытия. Если данное наказание назначается в качестве основного, то срок его исполнения начинается со дня всту­пления приговора суда в законную силу.

Органами, исполняющими этот вид наказания, назначенного как в качестве основного, так и дополнительного к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, являются уголовно-исполнительные инспекции. Назначенное в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняют учреждения и органы, ис­полняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания - уголовно-исполнительное инспекции по месту жительства осужденных.

Закон предусмотрел возможность исполнения данного наказания и в случае призыва или поступления осужденного на военную службу или его поступления на альтернативную службу, для чего уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту прохождения службы осужденных копию приговора суда.

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью закон возложил на ряд органов и организаций. Однако центральным, координирующим органом в применении данного вида наказания являются уголовно-исполнительные инспекции. В соответствии со ст. 33-37 УИК РФ, а также Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г., они обязаны контролировать не только поведение осужденных, но и деятельность государственных органов, юридических лиц, администрации организаций любой формы собственности и деятельности, в которых находятся осужденные к данному виду наказания. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 34 УИК администрация организации, где работает осужденный, обязана не позднее 3 дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью, направить в инспекцию сообщение об исполнении требований приговора; представлять по требованию ее документы, связанные с исполнением наказания; в случаях изменения или прекращения трудового договора с осужденным в 3-дневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Согласно п. «д» ст. 8 Положения уголовно-исполнительная инспекция имеет право проверять исполнение требований приговоров судов администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Под такими понимаются органы, имеющие право выдавать указанные разрешения и контролировать соответствующую деятельность. Это органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности, органы ряда общественных объединений, службы Госавтоинспекции. Например, лишение права охоты влечет одновременно исключение из общества охотников и рыболовов и аннулирование разрешения на право ношения, хранения и использования огнестрельного охотничьего оружия. Если осужденный после вступления приговора в силу продолжает незаконно хранить такое оружие, оно изымается органами внутренних дел.
 

 

Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа

Просмотров: 2 479
Штраф в соответствии со ст. 46 УК является денежным взысканием, налагаемым судом в качестве основного или дополнительного наказания.

Размер штрафа определяется в зависимости от тяжести совершенного преступления, его характера, наступивших последствий и имущественного положения осужденного. Сумма штрафа устанавливается в пределах от 25 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

Предусмотрены два правовых режима исполнения этого наказания: добровольное его исполнение осужденным и принудительное взыскание в порядке исполнительного производства. Осужденный может добровольно в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу внести в отделение Сберегательного банка или учреждения Центрального банка России указанную в приговоре сумму штрафа.

Осужденный предупреждается о возможности принудительного взыскания в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке. Закон предусматривает отсрочку или рассрочку исполнения штрафа. Приняв во внимание материальное положение осужденного, его личные и семейные обстоятельства, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. При отсрочке вся сумма должна быть внесена в указанный судом срок. При рассрочке сумма штрафа уплачивается по частям в сроки и в размерах, указанных в определении суда. При этом последняя часть штрафа должна быть уплачена до ис­течения года со дня вступления приговора в законную силу.

После уплаты суммы штрафа в указанные судом сроки наказание считается исполненным. При неуплате осужденным штрафа в установленный срок судебный исполнитель взыскивает его в принудительном порядке.

Такое взыскание производится в отношении имущества осужденного, указанного в ч. 1 ст. 63 УИК РФ. Причем взыскание может быть обращено и на имущество, находящееся в общей собственности осужденного с другими физическими и юридическими лицами. Однако согласно ч. 4 ст. 31 УИК взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, который включает минимум предметов и вещей, необходимых для осужденного и членов его семьи.

 

 

Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы

Просмотров: 2 629
Эффективность исполнения уголовных наказаний является частью проблемы действенности наказаний в борьбе с преступностью. Общую проблему образуют такие составные части, как оптимальность всей уголовно-исполнительной системы, отдельных ее элементов; эффективность установленных в законодательстве санкций; исполнения различных видов наказаний.

В проблеме эффективности исполнения наказаний выделяются два аспекта - правовой и организационно-управленческий. Первый аспект образует комплекс вопросов результативности правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы и регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. Второй - состоит из комплекса вопросов эффективности функционирования всех составных частей уголовно-исполнительной системы, характера ее организации в целом и ее элементов, структуры и функций управления этой системы в целом и отдельными частями. Оба аспекта тесно взаимосвязаны.

В теории права под эффективностью правового регулирования общественных отношений понимается действенность достижения тех целей, которые ставил перед собой законодатель, принимая те или иные правовые нормы, реальное их осуществление, т.е. результат функционирования этих норм.

Эффективность деятельности мест лишения свободы и иных органов исполнения наказания определяется успешностью этой деятельности в исполнении приговоров и достижения целей наказания. Легче всего поддается учету и оценке деятельность по исполнению приговоров, критериями которой являются своевременность и точность исполнения приговоров, отсутствие побегов или других уклонений от отбывания наказания.
 

 

Взаимодействие органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, с иными органами, осуществляющими борьбу с преступностью

Просмотров: 2 180
Деятельность всех органов, ведущих борьбу с преступностью, неразрывно связана между собой. Они так или иначе постоянно контактируют - они обречены на это. Естественно, что не всегда эти контакты эффективны. Здесь сказывается и так называемое «отстаивание чести мундира», «отфутболивание» и т.д. Характер взаимодействия органов, исполняющих наказания, с другими органами и организациями имеет свою специфику. Она обусловлена особенностями того или иного органа, этапа борьбы с преступностью, местом и задачами того или иного субъекта, правовой регламентации их деятельности и взаимодействия между собой.

Взаимодействие с органами предварительного следствия. УПК РФ (ст. 21 и 40) возлагает на органы следствия выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также принятие мер по их устранению. Например, следователь обязан выявлять недостатки в организации надзора за осужденными, осуществлении их охраны или нарушения в представлении к условно-досрочному освобождению и т.д. Он обязан вносить представление об устранении этих недостатков, а администрация учреждения обязана их устранить.

Органы следствия могут оказывать администрации исправительных учреждений большую помощь в деле изучения личности осужденных. Например, они могут предоставить администрации такие данные об осужденных, как поведение в быту, на работе и т.п., которые следователь выявляет в ходе следствия. В то же время администрация учреждения может оказывать помощь следственным органам в раскрытии невыявленных (латентных) и нераскрытых преступлений. В этой связи подчеркнем, что одним из показателей критериев оценки деятельности исправительного учреждения является количество осужденных, добровольно явившихся с повинной в совершении других преступлений.

Взаимодействие исправительных учреждений с судами. Специфика их совместной деятельности определяется особой ролью суда, его заседаний. Эффективность исполнения наказаний непосредственно зависит от справедливости вынесенного приговора. Если наказание справедливо, соразмерно и соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, то оно будет способствовать эффективному исполнению уголовного наказания. Именно суд определяет вид исправительного учреждения, вид режима. Кроме того на суд возложена обязанность по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений в исправительных учреждениях или условно-досрочно освобожденными. Особой формой взаимодействия является судебный контроль за изменением вида наказания, за всеми формами досрочного освобождения. Руководствуясь ст. 321 УПК РФ, суд должен вынести частное определение в адрес руководителей исправительных учреждений или вышестоящих органов об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
 

 

Назначение и виды учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы

Просмотров: 3 031
Состояние преступности в стране и состав преступников в настоящее время определяют, что основным видом уголовного наказания является лишение свободы, исполнение которого возлагается на специально создаваемые для этого органы - исправительные учреждения.

Закон «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», ввел понятие «уголовно-исполнительная система». Из содержания Закона следует, что уголовно-исполнительная система включает в себя три элемента или подсистемы: 1) учреждения и органы, непосредственно исполняющие наказания в виде лишения свободы; 2) органы управления системы; 3) предприятия и учреждения, специально создаваемые для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В свою очередь каждую из этих подсистем в научных и практических целях также целесообразно рассматривать в качестве системного образования. Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ в систему учреждений, исполняющих лишение свободы, входят: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

На середину 1997 г. в систему Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) МВД РФ входили 742 исправительные колонии, 61 колония для несовершеннолетних осужденных, 13 тюрем и 17 следственных изоляторов, СИЗО). В них по данным МВД РФ по состоянию на 1 июля того же года содержалось 1,03 млн. подследственных и осужденных к лишению свободы*.

* Известия. 1997. 26 июля.



Правовой основой для выделения конкретных видов исправительных учреждений являются прежде всего положения ст. 58 УК РФ: тяжесть совершенного преступления, количество судимостей. Кроме того, создание этих учреждений происходит с учетом следующих оснований: территориального, демографического (пол, возраст осужденного); медицинского (состояние здоровья); исправительного (поведение осужденного во время отбывания наказания); а также с учетом бывшей профессии (осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов содержатся в отдельных исправительных учреждениях).

По указанным основаниям законодатель (ч. 2 ст. 74 УИК) выделяет из системы исправительных учреждений несколько видов исправительных колоний, в которых отбывает основная масса осужденных, достигших совершеннолетия: колонии-поселения; исправительные колонии - общего, строгого и особого режима.

Закон предусматривает два вида колоний-поселений: для осужденных за преступления, совершенные по неосторожности; для осужденных, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов, в порядке поощрения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 78 УИК РФ.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести и тяжких преступлений; а также лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и. лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет.
 

Разное
Дополнительно
Счётчики
 

Карта сайта.. Статьи